Спешите видеть
На недавнем открытии выставки в Сан-Францисском музее современного искусства (SFMOMA) я получила подтверждение моего давнего убеждения, что бывать в музеях полезно и для души, и для тела.
В целях максимальной сохранности выставленных работ вентиляционная система музея спроектирована так, чтобы в воздухе не зависали загрязняющие его частицы, включая микроорганизмы. «Это как если бы весь музей дышал отфильтрованным воздухом через маску N95», – сказала сотрудница отдела коммуникаций.
Этот и другие музеи города оснащены мощными системами вентиляции для предотвращения вредного влияния на их картины и скульптуры, что в наше вирусное время хорошо работает и для нас, посетителей, потенциально уменьшая возможность распространения респираторной заразы.
Кроме того, находиться в закрытом помешении в маске во время осмотра выставки, пожалуй, более безопасно, чем, например, входить в ресторан в маске на пару минут, пока посадят за столик, а потом снимать ее на два-три часа и спокойно есть, пить и разговаривать, как будто на улице все еще весна 19-го года.
К сожалению, привычка постоянно соизмерять степень риска с желанием вести нормальный образ жизни за последние два года стала нашей второй натурой.
К счастью, посещение музеев кажется наименее рискованным из всех доступных развлечений на людях. И, как всегда, в музейных залах Сан-Франциско есть что посмотреть.
De Young Museum, Judy Chicago: A Retrospective
Последний шанс увидеть выставку художницы, наделавшей много шума своими неординарными работами еще в 1960-е годы, предоставляется жителям Района Залива в этот выходной.
Масштабное шоу Judy Chicago: A Retrospective организовано Fine Arts Museums of San Francisco в Музее изобразительного искусства de Young.
Начиная с ранних работ, когда художница участвовала в движении Californian Light and Space Movement, создавая видеоинсталляции с живой натурой, огнем и цветным дымом, и вплоть до самых последних серий, начатых в 2015 году и посвященных размышлениям о смертности и об отрицательном влиянии человеческой деятельности на природную среду, выставка включает 130 картин, рисунков, керамических скульптур, витражей, тканых работ, а также фильмов и видео.
Присутствовавшая на открытии выставки маленькая, худенькая, родившаяся в Чикаго 82 года тому назад, вся в черном, с седыми кудряшками, крашенными фиолетовым, Judy, урожденная Cohen и Gerowitz в первом замужестве из трех, рассказывала, что взяла себе официальную фамилию Chicago, потому что кто-то из ее менторов и коллег любил пошутить насчет ее чикагского акцента.
Многие работы Judy Chicago посвящены идеям феминизма, далеким от популярности в годы ее становления как равного среди равных художника. Некоторые особо скандальные ее произведения, ставшие впоследствии знаменитыми, были многократно отклонены музеями, прежде чем завоевать мировую аудиторию.
Выставка организована по поводу 40-летия ее крупнейшей инсталляции, The Dinner Party, а также по поводу столетней годовщины утверждения права женщин на голосование на всей территории Соединенных Штатов. Дополнительная информация – на сайте
https://deyoung.famsf.org/exhibitions/judy-chicago.
CJM, ExperienceLeonardCohen
Выставка в The Contemporary Jewish Museum (CJM) называется Experience Leonard Cohen и посвящается одному из самых любимых и влиятельных современных певцов, чье исключительное мастерство принесло ему мировую известность и неиссякаемые толпы поклонников во всех странах.
Leonard Cohen (1934–2016), поэт, композитор и исполнитель своих многочисленных песен, наполненных глубоким смыслом и отсылами к библейским историям, мифологии и философии, родился в Канаде, но стал международной знаменитостью. Немалую роль в его бешеной популярности сыграла его сценическая персона. Когда перед миллионными аудиториями в концертных залах от Лондона до Гонконга появлялся этот скромный, слегка сутулый, рано поседевший человек с гитарой и пел негромким голосом о любви и предательстве, о жизни и благодарности за все, о божественном начале во всем живущем, зал взрывался аплодисментами, сопровождавшими чуть ли не каждую его фразу.
Первая часть выставки Experience Leonard Cohen включает многоканальную видеокомпиляцию Passing Through, созданную George Fok в 2017 году. Из отрывков выступлений, встреч со зрителями, многочисленных интервью и личных воспоминаний певца складывается мозаичный портрет необычного человека, способного выражать музыкой и словами самые сложные чувства и самые тонкие движения души.
Продолжение выставки включает работу уже знакомой нам Judy Chicago (см. выше) под названием Cohanim. Серия из 12 картин на фарфоре создана художницей под впечатлением песен Leonard Cohen. Видеоработа Candice Breitz названа, как одна из самых известных его песен, I’m Your Man и представляет собой синхронизированные видео 18 разных исполнителей, которые поют эту песню хором, без музыкального сопровождения, в память о ее создателе, их кумире. Дополнительная информация – на сайте
SFMOMA, Joan Mitchell; Tauba Auerbach – S v Z
Из новых выставок в SFMOMA две крупнейшие посвящены женщинам-художницам.
Ретроспектива Joan Mitchell (1925–1992), американской абстракционистки, представлена впервые и включает примерно 80 работ.
Начавшая свою карьеру в 1950-е годы в Нью-Йорке художница затем переехала во Францию и в течение четырех десятилетий создавала крупноразмерные, многокрасочные абстрактные полотна, вдохновение для которых, по ее словам, она находила в окружающих ландшафтах, памяти, поэзии и музыке. В документальном фильме о ее жизни художница также признается, что порой работала над своими картинами и без особого вдохновения, просто потому что зарабатывала ими на жизнь.
Кроме многопанельных картин масляными красками, которые стали ее традиционными произведениями в расцвете карьеры, выставка включает ранние работы Joan Mitchell, рисунки и наброски, а также письма и фотографии.
Tauba Auerbach –S v Z
Молодая талантливая художница из Нью-Йорка Tauba Auerbach родилась в Районе Залива и училась в Стэнфордском университете на инженерно-механическом отделении.
Вместо того чтобы стать инженером, Tauba Auerbach занялась созданием живописных и графических работ, но все они отражают ее техническую подготовку, математические способности и дизайнерские навыки.
В арсенале художницы – рисунки, основанные на всевозможных текстовых структурах, таких как алфавит, каллиграфия, азбука Морзе и сигналы семафора; картины, созданные с помощью складок, плетения, гранул и капель; скульптуры из стекла и памповый орган Auerglass Organ, результат сотрудничества с певцом и музыкантом Cameron Mesirow (Glasser), с двумя клавиатурами с альтернативными нотами, на котором можно исполнять музыку в четырех октавах.
Во время открытия выставки художница и ее коллега играли, синхронно приводя в движение пампу с помощью ножных педалей.
Абстрактные работы художницы отражают близкие ей темы двойственности, взаимосвязи, ритма, формы, причин и следствий – всего, что, по ее мнению, отвергает чистую логику. S v Z – первая выставка, подводящая итог 17 лет работы. Дополнительная информация – на сайте
Фотографии: Юрий Красов. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.