Спешите видеть!

Share this post

Спешите видеть!

Нынешний музейный сезон в Сан-Франциско необычайно богат. Пока весенняя погода продолжает быть по-зимнему ветреной и дождливой, самое время в выходные дни посетить музейные залы города и познакомиться с редкими экспозициями, которые, возможно, доведется увидеть только здесь и сейчас.

Share This Article

de Young Museum 

В музее de Young продолжается замечательная выставка Monet: The Late Years, охватывающая два последних десятилетия жизни французского художника Клода Моне, знаменитого автора многочисленных «Водяных лилий». Примерно 60 картин, датированных самым концом XIX – началом XX веков, представлены на выставке, прослеживающей изменившийся стиль художника в преклонном возрасте, когда он вел оседлый образ жизни, проводил большую часть времени в собственном саду, им самим же и спроектированном, и создавал красочные полотна, которым суждено было прославить его имя среди современников и потомков.

Картины для выставки были предоставлены Fine Arts Museums of San Francisco, чьей дочерней организацией является de Young, музеем Kimbell Art Museum в городе Fort Worth в штате Техас, Musée Marmottan Monet в Париже и многочисленными частными коллекциями Европы, Азии и Америки, причем некоторые произведения выставлены на обозрение публики в Соединенных Штатах в первый раз.

Клод Моне, один из величайших пейзажистов эпохи импрессионизма и один из наиболее оригинальных художников современности, принялся за работу в совершенно новом стиле, на более крупных полотнах, оперируя гораздо более интенсивными цветами и более широкими, почти абстрактными мазками, когда ему уже было за 70. Пережив смерть сына, лишения Первой мировой войны и неуклонную потерю зрения, художник остался верен своему призванию и заново изобрел себя, работая над сложными картинами, на которых многочисленные слои краски свидетельствуют о кропотливой работе, длившейся месяцами и иногда годами. Возможно, именно благодаря надвигавшейся слепоте его резкие лихорадочные мазки с такой достоверностью передают и зыбкую поверхность пруда, и нерезкое отражение ивовых веток в воде, и яркие цветы лотосов, не выписанные детально, а как бы схваченные по первому впечатлению, сильному и незабываемому. Выставка продлится до 27 мая.

www.famsf.org

SFMOMA

В Сан-Францисском музее современного искусства SFMOMA до конца марта можно увидеть совершенно необычную экспозицию Vija Celmins: To Fix the Image in Memory. Многочисленные карандашные работы, изображающие поверхность океана, ночное небо, паутину или детальнейшим образом перерисованные газетные фотографии, могут сбить с толку человека, незнакомого с творчеством этой своеобразной художницы.

Вия Келминс родилась в столице Латвии Риге в 1938 году и после Второй мировой войны, проведя несколько лет в лагерях для перемещенных лиц в Германии, эмигрировала вместе с родителями в США.

На открытии выставки в SFMOMA художница, прибывшая из Индианаполиса, штат Индиана, рассказала о своем отношении к окружающей действительности, о желании «зафиксировать образ в памяти» посредством создания точного двойника этого образа, будь то воспоминания раннего детства о горящий домах и военных самолетах или окружавшие ее в студенческой юности небогатые предметы домашнего обихода: электрический обогреватель, вентилятор, утюг. «Был момент, когда я изобразила масляными красками на полотне все, что было в моей комнате, потом начала создавать изображения газетных фотографий», – рассказывала художница. За несколько лет, проведенных ею в Лос-Анджелесе, результатом прогулок у океана стали детальные изображения волн, абсолютно фотографичные, иногда нанесенные карандашами разной твердости для достижения эффекта разной световой насыщенности.

Особого внимания заслуживают трехмерные работы Вии Келминс. Лежащие в стеклянной витрине речные камешки-близнецы поначалу лишь вызывают удивление своей похожестью. Потом оказывается, что только половина из них собрана на берегу реки. Двойники сделаны из бронзы и раскрашены вручную, в точности повторяя свои прототипы. На создание коллекции из нескольких камешков у художницы ушло пять лет работы.

Еще одна выставка в SFMOMA, очень интересная и заслуживающая внимания, – Wayne Thiebaud: Paintings and Drawings. Живущий в Сакраменто, Калифорния, художник, которому в ноябре этого года исполнится 99 лет, все еще работает кистью и даже играет в теннис в спортклубе, где служащие старательно собирают для него крышечки от пластиковых цилиндров, в которых продаются теннисные мячики. Он использует эти крышечки, так же как и бумажные тарелки для пикника, вместо палитры для смешивания красок. Уэйн Тибо, кроме кисточек, часто орудует тупым ножом, похожим на кондитерский, особенно когда создает свои знаменитые изображения тортов, на которых масляная краска выглядит точно как сахарная глазурь.

Художник прославился яркими, запоминающимися изображениями кондитерских прилавков своего детства, колоритными калифорнийскими пейзажами и портретными работами, отличающимися лаконичностью и какой-то спокойной ясностью.

Наконец, выставка музейного отдела архитектуры, The Sea Ranch: Architecture, Environment, and Idealism, также продолжающаяся до конца апреля, рассказывает историю создания оригинального жилого комплекса Sea Ranch в трех часах езды на север от Сан-Франциско, на границе Сономы и Мендосино. Архитекторы-идеалисты начала 1960-х создали экологический городок на берегу океана задолго до того, как слово «экология» вошло в ежедневный обиход. Маленькие жилые дома (ничего лишнего, только необходимое!) построены из местных необработанных лесоматериалов; спроектированы так, чтобы не выпячиваться на фоне окружающей природы и не перекрывать вида на океан. Общественный бассейн вырыт в естественной впадине, чтобы земляные валы со всех сторон защищали его от ветра. Жильцам не разрешается сажать чуждые данной местности растения, закрывать окна цветастыми занавесками или оставлять свои машины вне собственного двора, на виду у всех. По оригинальной задумке, в Sea Ranch должны были селиться люди разных профессий с разным достатком, собираться вечером у костра, бродить по тропам вдоль океана и жить в гармонии с природой. В реальности же Sea Ranch стал уникально элитарным местом, где приобрести недвижимость стало возможно только для людей с большим достатком. Большинство домов – это дачи, которые сдаются в аренду, а побродить по тропам вдоль океана можно лишь с разрешения местного управления и только в строго определенных местах.

www.sfmoma.org

CJM

В футуристическом здании музея Contemporary Jewish Museum до 7 июля можно увидеть выставку многих художников Show Me as I Want to Be Seen, в основу которой легли фотографии удивительной пары женщин, взявших себе мужские имена: Claude Cahun (1894–1954) и Marcel Moore (1892–1972). Француженки из еврейских семей, фотографы-новаторы и участницы Сопротивления, обе были арестованы нацистами и находились в заключении, чудом избежав намеченной казни благодаря прибытию войск союзников. До 9 июня – выставка работ нью-йоркского мастера татуировок начала XX века, изобретателя электрической татуировочной машины Albert Kurzman (1880–1954) Lew the Jew and His Circle: Origins of American Tattoo.

www.thecjm.org.

Фотографии: press images. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.

Эмма Красов

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »