Социальный рейтинг здорового человека
С одной стороны, китайская система социального рейтинга – тоска и Оруэлл, но с другой… Но давайте сначала уточним – что именно там тоска и Оруэлл?
Каждый человек ведь и так с рождения в системе социального рейтинга. Причем с момента появления человечества. Репутация называется. Базовый институт, он куда старше института государства. На него завязаны важные, очень важные вещи – например, механизмы, позволяющие в долгосроке добру побеждать зло, простите за пафос (а кто не верит, см., например, эксперимент Аксельрода с пролонгированной дилеммой заключенного).
Государство не могло придумать институт, который сильно старше его самого. Но оно могло его изменить, и оно его испоганило. Это и есть ответ на вопрос, что не так с китайским подходом: испоганили хорошую вещь.
Та репутация, которая настоящая и которая за добро, складывается в режиме спонтанных порядков (который по Хайеку). Для примера, вот есть серые зоны экономики, скажем, в России это «работа на выборах». С этих потоков не платятся налоги, там нет лицензий, профсоюзов, инспекции по охране труда и государственных надзирателей. Государственные надзиратели там только за итогами выборов. А кинет или не кинет наниматель на этом рынке своих наемников – в этом вопросе государства нет. По логике этатиста, на таком рынке должен быть мрак и ужас, и стоять постоянный стон обманутых. Кидать должны все и всех, в отсутствие государства у нас же беспредел и война по Гоббсу. Так вот, нет. В этой сфере много своего плохого, но вот на деньги, как правило, не кидают. Не больше, чем в легальных областях, скажем так.
А почему? Потому что спонтанный порядок и репутация. Полагаю, схоже были самоорганизованы сообщества контрабандистов, карибских пиратов, советских спекулянтов и прочей нелегальщины. Я бы даже усилил пример. Слово, данное в черной и серой зоне экономики, стоит дороже, чем слово, данное в экономике белой. Потому что чиновники и менеджеры обычно прячутся за бумажками, если по бумажкам тебя можно надуть – надуют, закон прикроет. А в серой зоне отвечаешь конкретно. Ты можешь кинуть своих наемников, но мир тесный: в следующий раз у тебя не будет наемников, гейм овер.
Это и есть истинный социальный рейтинг. Как производное рынка. Он оценивает то, что реально важно, и так, как нужно. Например, людям важно, заплатит ли Вася обещанные им деньги, и по фигу – каких Вася взглядов, с кем спит, пьет ли он коньяк по утрам и носит ли в кармане гашиш.
Как и с кидалами, люди не хотели бы иметь дело с хамами, паразитами, психопатами, плохими работниками и просто ненадежными людьми и т.д. Истинная репутация отражает вот это – какие риски одни могут создать другим, и в чем могут пригодиться.
Любой государственный рейтинг добродетели на фоне веками проверенной этики спонтанных порядков – жалкая пародия. Он будет лезть к вам в карман, в постель, в личный компьютер, но рейтинговать не то и не так. Репутация в мире спонтанных порядков – это когда взрослые, которые живут в мире риска, оценивают других взрослых. И делают это по-взрослому. А нынешний «социальный рейтинг» – это когда воспиталка в детском саду оценивает детей. Причем воспиталка взбалмошная, себе на уме, детей не любящая.
Самое грустное, что многие сами хотели бы в такое детство. Лишь бы не по-взрослому.
Александр Силаев