Словесные игры (Выпуск 48)
Словесные игры Выпуск 48 Уважаемые дамы! Сегодня я в первую очередь обращаюсь к вам. В преддверии Дня 8 марта посылаю вам самые искренние пожелания здоровья, бодрого настроения, острого зрения и блистательной игры ума, чтобы вы могли неутомимо решать задания «Словесных игр»! Или помогать в этом своему сердечному другу. Между мужчиной и женщиной всегда существовали добросердечные […]
Словесные игры
Выпуск 48
Уважаемые дамы!
Сегодня я в первую очередь обращаюсь к вам. В преддверии Дня 8 марта посылаю вам самые искренние пожелания здоровья, бодрого настроения, острого зрения и блистательной игры ума, чтобы вы могли неутомимо решать задания «Словесных игр»! Или помогать в этом своему сердечному другу.
Между мужчиной и женщиной всегда существовали добросердечные отношения. Когда-то некий кучер сочинил пословицу: «Баба с возу – коню легче». Я с ней не согласен, хотя думаю, что термин «баба» в те давние времена означал просвещенную женщину. Что же касается сути, то, если конь не тянет или мотор барахлит, виновато само средство передвижения. И нечего всю злость вымещать на женщине. Поэтому предлагаю: если кто-то выскажется насчет воза, ответьте ему, имея в виду – на кого он направляет всю свою злость: «Чего всю – на бабу, козел!», каковая фраза является точной анаграммой вышеприведенной пословицы.
Это всё, конечно, шутки. Мы знаем, что мужчины очень часто, иногда даже 3 – 4 раза в год, обращаются к женщинам с нежными словами и слышат в ответ такие же, не анаграммные слова.
С праздником, дорогие женщины!
По традиции, мы начинаем с заданий прошлого тура. Вот как выглядят предложенные Михаилом Голубовским составные анаграммы:
Задание № 1. Составные анаграммы из 7-и букв ( в скобках варианты ответов участников):
1. Киот + сан = останки (скотина) (носатик) (каноист)
2. Вена + кол = валенок
3. Лира + тес = селитра (реалист)
4. Пани + кит = напитки
5. Коза + пан = запонка (напоказ)
6. Вила + том = молитва
7. Нега + рот = тренога
8. Лата + пир = палитра
9. Один + пат = антипод
10. Лиф + нато = фолиант
Верно нашли все 10 ответов Маргарита Туровцева (ее письмо пришло первым, через день после выхода газеты!), Исаак Хаимский, София Кумкес, Лев Тиохин, Ефим Горбатый, Екатерина Платонова (из города Сент-Луис, штат Миссури), Илья Фуксман, Полина Птичкина.
Ошиблись в одном слове и дали 9 верных ответов Игорь Баркан, Тера Метрик и Виталий Шрайбер, а 8 правильных ответов – Татьяна Литинская (она прислала письмо спустя 2 дня после публикации задания).
Иногда можно найти два и даже больше разных ответов, исходя из данной пары слов, как в номерах 1 и 3. А вообще, в анаграммах, как правило, работаем с существительными в именительном падеже и не делаем различия между Е и Ё.
Что касается дополнительных заданий от ведущего, то вот ответы на них:
Блат + кета = таблетка
Арба + лох = барахло
Рог + покос = гороскоп
На все три дали правильные ответы М. Туровцева, И. Баркан, Т. Метрик, Л. Тиохин, В. Шрайбер, И. Фуксман; частично ответили Е. Горбатый и Т. Литинская.
Второе задание – дать словесные портреты женщин по их изображениям – к сожалению, не всеми было правильно понято. Речь не шла о том, чтобы назвать, кто они, т.е. как их зовут (если вы знаете, кто изображен – это прекрасно). Речь шла о том, чтобы описать, кто они – предположительно, род деятельности, социальный статус, характер. Сделали такую попытку несколько человек. Их словесные портреты выглядят так.
Е. Горбатый: № 1. Умная, пытливая женщина, которая добивается всего своим умом. № 2. Властная, капризная, как Екатерина II. № 3. Похожа на английскую королеву, красивая, изысканная одежда, любит производить впечатление. № 4. Поэтесса, которая смело описывает всё и всех. № 5. Любит себя, соответственно причесывается, властная.
В. Шрайбер: № 1. Девушка (молодая женщина) – серьезная, романтичная, немногословная, смелая. Возможно, революционерка с трагической судьбой. № 2. Женщина знатного происхождения, умная, спокойная, уверенная в себе. Возможно королева или супруга главы государства и т. п. № 3. Знатная дама. Судя по портрету – властолюбивая, хитрая. Похожа на Марию Стюарт. № 4. Это Ирэн Кюри. Если бы я не знал этого наверняка, и не знал, что она умерла от лейкемии, я мог бы сказать, что это мудрая, усталая женщина, от чего-то уже отрешившаяся. № 5. В ней есть что-то безумное, по крайней мере, странное, экстравагантное. Возможно, она актриса.
Замечательно справилась с этим заданием Т. Метрик, которая предварила описание следующим вступлением: «Трудно женщине давать объективную оценку другой женщине, но попробую». Вот ее словесные портреты. №1. Красивая молодая дама, брюнетка, лицо овальной формы. Черные выразительные глаза, чувственный рот, прямой нос. Лицо спокойное, умное. Она могла быть преподавателем музыки или артисткой провинциального театра. № 2. Женщина средних лет, лицо круглое, полноватое, широко раставленные маленькие глаза, узкогубый рот. Пышная прическа к такой форме лица и короткой шее в дешевых бусах говорит об отсутствии вкуса, недостаточном воспитании и образовании. Очевидно, эта женщина – домохозяйка. № 3. Испанка, среднего возраста, знатного происхождения. Лицо узкое, длинный нос, маленькие пытливые глаза, колючий взгляд. Подрисованные брови и губы выдают наличие хорошего косметолога. Пышный воротник и дорогая одежда означают, что серьезных занятий у этой дамы не было. № 4. Худенькая грустная женщина, с простой прической, без косметики и украшений. Умное, задумчивое лицо. Это моя современница. Она могла быть учительницей, писательницей, женщиной, пережившей войну и утраты. № 5. Узкое лицо, недобрые глаза, узкие злые сжатые губы. Небрежно, наспех взбитая прическа, подрисованные брови и глаза говорят о порывистом и волевом характере и желании любыми средствами добиться своей цели.
И. Баркан узнал одну незнакомку и указал, что изображение № 5 – это Гала, спутница Сальвадора Дали.
И еще одна женщина оценивает женщин: Полина Птичкина узнала, кто изображен под №№ 3 и 4 и описывает их. № 3. Перед нами женщина 16-17 века в дорогом жабо, с алмазными подвесками в ушах – свидетельство высокого происхождения – либо принцесса, либо королева. Густые темные волосы обрамляют высокий лоб. Нежный овал лица, украшенный плавными дугами бровей, чуть заостренный нос и узкий подбородок придают ее облику какое-то особое очарование и красоту. Мягкие темные глаза с поволокой загадочно и лукаво мерцают и говорят о внутреннем уме и скрытой страсти. Она открыта миру, приветлива и вызывает явное расположение. Такой мне представляется Мария Стюарт, и, скорее всего, это она. Стефан Цвейг приводит посвященные Марии Стюарт строки знаменитого поэта Ронсара: Кто грудь ее ласкал, забыв на ложе сон, //За эту красоту отдаст, не дрогнув, трон. № 4. Перед нами, несомненно, женщина ХХ века. Простая укладка волос, высокий лоб, удлиненный овал лица и погруженный вовнутрь, в вечные тайны мира взгляд. Никаких украшений. Все, как первозданно создала Природа. Строгое отношение к жизни, посвященное науке и обществу. Такое лицо может быть у Ирен Жолио-Кюри. И, скорее всего, это она.
И, наконец, мнение Ильи Фуксмана. Он решил не давать описаний, а сразу взять быка за рога и назвать, кто есть кто. И дал точные ответы, правда, ошибся с изображением № 3.
Читатели сами могут могут оценить словесные портреты. А теперь сравним их с оригиналами, посмотрим, кто они и какие на самом деле, эти пять знаменитых женщин.
Изображение № 1.
В 1909 году в петербургском журнале «Аполлон» появились стихи никому не известной поэтессы Черубины де Габриак. Стихи произвели впечатление; и публика, и редакция пытались узнать, кто скрывается за этим именем, – но всё было безуспешно. Редактор журнала Маковский влюбился в таинственную корреспондентку, она представлялась ему красивой и талантливой. Чисто случайно печатавшая в «Аполлоне» пародии на стихи незнакомки молодая поэтесса Елизавета Дмитриева призналась одному из сотрудников, что Черубина – это она. Оказалось, что придумал эту литературную мистификацию другой сотрудник журнала – известный поэт Максимилиан Волошин. Более того, он даже вставлял свои строчки в стихи Лили (так ее все звали). И он же дурачил Маковского.
Когда всё открылось, многие оскорбились. Волошин сам был членом редакции. Возникло напряжение и между ним и Николаем Гумилевым, завершившееся дуэлью – недалеко от Черной речки, где стрелялся Пушкин, и тоже зимой. Только на сей раз это была пародия. Сначала машина Гумилева застряла в снегу, а потом застрял извозчик Волошина. Пробираясь к месту дуэли, Макс потерял калошу и долго искал ее. Гумилев промахнулся, у его противника пистолет дал осечку. Дуэль назвали скандальной, а остряк Саша Черный назвал Макса Волошина Ваксом Калошиным…
Лиля, любовница Макса, обвиняла Гумилева, что тот отказался на ней жениться. А Гумилев вообще в ее сторону не глядел. Может, на обостренной чувствительности поэтессы сказывалось то, что после тяжелой болезни в детстве Лиля хромала. Дуэль выбила ее из колеи на много лет, она долго ничего не писала.
В 1915 она возвращается к поэзии, а после революции ее с мужем, инженером Васильевым, высылают из Петрограда. В ссылке она продолжает писать стихи, постоянными темами которых становятся безысходность, одиночество, несбывшаяся любовь, обречённость, тоска по родному Петербургу. В 1927 создает последнюю свою мистификацию — цикл стилизаций «Домик под грушевым деревом» от имени «философа Ли Сян Цзы», заброшенного на чужбину. В ссылке, в Ташкенте, она и умерла от рака.
Изображение № 2.
На этой фотографии Вера Менчик – первая чемпионка мира по шахматам. Родилась в 1906-м в России, но отец был чехом, мать – англичанкой. Когда Вере было 15 лет, семья переехала в Англию, в Гастингс. Городок с давними шахматными традициями, а играла Вера в шахматы с детства. Стала брать уроки у гроссмейстера Мароци в местном клубе. В 1927-м состоялся первый чемпионат мира среди женщин. Вера выступала за Россию (в Англии она числилась иностранкой). И при 12 участницах, выиграв 10 партий и в одной сыграв вничью, стала чемпионкой. Потом становилась ею еще 6 раз, причем 4 раза – со стопроцентным результатом. Впервые начала играть в мужских турнирах, где участвовали выдающиеся шахматисты того времени. Сначала они посмеивались, а потом создали «клуб Веры Менчик», куда включали проигравших ей мастеров и гроссмейстеров. Его «членами» стали 147 человек, среди которых такие асы, как С. Решевский, А. Рубинштейн, С. Тартаковер, М. Эйве, Ф. Земиш и другие. Обладала спокойным, ровным характером, очень доброжелательная и уравновешенная. В 1944-м погибла в Лондоне со всей семьей во время немецкого налета. Ей было только 38.
Изображение № 3.
Мария Стюарт родилась 8 декабря 1542 года. Через несколько дней умер её отец, и она стала королевой Шотландии. На шестом году жизни Мария была увезена во Францию. Воспитывалась при французском дворе. В 15 лет вышла замуж за 14-летнего Франциска, который через два года стал королём Франции – а она, соответственно, королевой и этой страны. И была ею год, до смерти супруга; после чего вернулась в Шотландию 18-летней вдовой.
В 22 года выходит замуж за 19-летнего Генри Дарнлея; у них рождается сын – будущий король Англии и Шотландии Иаков I. Вскоре в ее жизни появляется Джеймс Хепберн, граф Босуэльский (Босуэл), который становится фаворитом, любовником королевы, а потом её третьим мужем – для чего ему пришлось уничтожить предыдущего. Произошло это, как доказано, с её согласия. За что королева была свергнута шотландскими лордами и заперта в замке на острове.
Босуэл бежал, но был арестован (через 10 лет он умрет в заключении). А Мария Стюарт бежит из-под стражи и добирается до Англии, чем ставит в трудное положение королеву Елизавету, свою двоюродную тётку. С одной стороны, родная кровь; с другой, именно поэтому Мария Стюарт – её соперница, заявлявшая претензии на английский престол. Есть ещё и противоречия религиозного характера: Мария Стюарт убеждённая католичка, а в Англии господствует протестантство. Её фактически задерживают.
Она находится под арестом 18 лет, пытаясь найти поддержку во Франции и в Испании, организовать заговор, ведёт тайную переписку – которая прекрасно известна английскому сыску и Елизавете. Наконец, они дождались письма, где затворница даёт согласие на убийство английской королевы заговорщиками; преступный умысел налицо. Заговорщики казнены, а вскоре та же участь постигает и саму Марию Стюарт – в возрасте 44 лет, 8 февраля 1587 года.
Изображение № 4.
Эту женщину зовут Ирен Жолио-Кюри. Она родилась в Париже, отец – француз Пьер Кюри, мать – полька Мария Склодовская. Ее родители были не просто учеными; мать – первый исследователь радиоактивности, первая женщина – лауреат Нобелевской премии (она получила ее дважды – по физике и химии). Ирина пошла по ее стопам. Она вышла замуж за коллегу по Институту радия Фредерика Жолио. В 1935 году супруги Жолио-Кюри получили Нобелевскую премию за открытие новых радиоактивных элементов. В конце 30-х Ирен вплотную подошла к открытию расщепления атома урана. Во время войны ее муж был в Сопротивлении, а она с детьми бежала в Швейцарию.
После войны она стала директором Института радия. Работала во Всемирном Совете Мира. Высокая, худенькая, прославившаяся своим терпением и ровным характером, она любила кататься на лыжах, плавать, ходить по горам. Но работа с радиоактивными элементами дала себя знать. Он умерла от острой лейкемии в 1956-м.
Изображение № 5.
Елена Дьяконова родилась в Казани в 1896 году. В 1912-м ее отправляют в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории она знакомится с молодым французом Полем Гранделем. Они влюбляются друг в друга и в феврале 1917 года становятся мужем и женой. Поль, вся жизнь которого в поэзии, берет себе псевдоним Элюар. Елена тоже меняет имя – с этих пор она Галá, что на французском означает что-то вроде «праздничная». Муза Поля, Гала вскоре постигает принципы свободной любви – и возникает любовный треугольник: Элюар – Гала – художник Макс Эрнст. А в 1929 году 35-летняя Елена встречает 25-летнего Дали. Между ними завязывается роман, который продлится 53 года.
Она станет женой Дали. Она будет заботиться о нём, как мать. И в то же время она затащит к себе в постель всех друзей Дали – кого удастся уговорить, и всех его молодых натурщиков. Она ненасытна в своих сексуальных увлечениях – а для Дали остается единственной любовью, музой, он боготворит ее, она поистине источник его вдохновения.
Гала не была красавицей, но обладала необъяснимым магнетизмом, шармом, который притягивал мужчин. Их отношения с Дали – тайна, не раскрытая до сих пор. Великий художник панически боялся женщин. Что было внутри их семейного многоугольника? Гала ушла из жизни в 88 лет. Тайна осталась.
Сейчас – новые задания. В прошлом номере газеты была опубликована содержательная, изобилующая примерами статья Михаила Голубовского, посвященная лимерикам. Эти, пришедшие к нам из Великобритании, пятистишия и являются темой очередного задания. Если возникли они как образцы поэзии абсурда, то, пересаженные на российскую почву, приобрели иное звучание – юмористический, порой гротескный, порой каламбурный оттенок. Центральную нагрузку в лимериках несет заключительная, пятая строка. В ней вся соль. Связанная по смыслу со всеми предыдущими, она, тем не менее, может дать совершенно неожиданный поворот темы. Вот пример.
Одного мужичка в Суринаме
Подхватило волною цунами
И, немного помятого,
Донесло до Саратова,
Где его отравили блинами.
Я привожу сегодня готовые лимерики, в которых убрана именно эта, последняя строчка. Итак, задание: предложите свой вариант пятой строки.
Дюжина лимериков
Хитрый герцог Арман Ришелье
К королеве явился в белье
И, пока ее хахали
Возмущались и ахали,
……………………………………….
***
Винни-Пух, изучая Талмуд,
Стал блюсти и шабат, и кашрут;
– Молодец, старичок! –
Поддержал Пятачок:
………………………………………….
***
Ублажая клиента на станции,
Твердо помнила донна Констанция:
Неграм главное – ласки,
Шведам – яркие краски,
……………………………………………
***
Мистер Брин проживает в Бэй Эрии,
Он весьма искушен в инженерии.
Не играл он в бильярд,
А нагугал мильярд,
……………………………………………..
***
Модный автор из города Львова
В каждой книге писал “Здесь был Вова”.
Он бы мог черкануть
И еще что-нибудь,
………………………………………………
***
Отдыхала Дуняша в Израиле,
И ее там за что-то облаяли.
Торжествует Дуняша:
“Сталбыть, правда-то наша,
……………………………………………….
***
Пожилой человек из Уганды
Попросил удалить ему гланды.
К удивлению всех,
Это вызвало смех
…………………………………………………
***
Эмигрант, лишь попал в Сан-Франциско,
Захотел получить там прописку.
Но хоть сбился он с ног –
Прописаться не смог,
…………………………………………………
***
Кровожадный пират из Танзании
За грехи свои нес наказание.
Каждый день, по утрам,
Обращался в ислам,
…………………………………………………
***
Для леченья зубов в Солт-Лейк-Сити
Применяют грильяж в динамите:
Надкусил – и привет,
Твоего зуба нет!
………………………………………………….
***
Новый русский с-под Нижней Тунгуски
“Мерс” купил шестисотый, буржуйский;
Но соседи на нём
Уже пишут гвоздём
…………………………………………………..
***
После битвы при Калке гляжу:
Отрок крутит с улыбкой вожжу.
– Эй! – спросил я веселого, –
А откель эти головы?
…………………………………………………….
Учитывая большой интерес, который вызвали у читателей анаграммы, мы вводим в Словесные игры постоянный раздел АУ – Анаграммный Уголок. Приглашаем всех любителей игры не только решать задания, но и самим составлять такие анаграммы и присылать их нам. Наиболее интересные мы будем включать в АУ. И теперь наше второе задание:
Десятка анаграмм
1. Весна + жир =
2. Лист + ночь =
3. Лира + неба =
4. Воск + тени =
5. Полк + амур =
6. Гусли + пар =
7. Весна + питон =
8. Брат + сума =
Следующие две заданы по принципу: сначала надо угадать два слова, а потом сотавить из них анаграмму.
9. Если его (1-ое слово) выпить, она (2-е слово) покажется холмиком (5 + 4).
10. Они ( 1-ое слово) в единственном числе не бывают, а он (2-е слово) собирает людей на веселье (4 + 3).
(Авторы: 1 – 6 – М. Голубовский; 7 – 8 – В. Шрайбер; 9 – 10 – ведущий СИ.)
И третье задание. Найти как можно меньший набор любых слов – такой, чтобы в нём прошли все 33 буквы русского алфавита, ни разу не повторяясь.
Следующий выпуск «Словесных игр» выйдет ко Дню смеха, поэтому в распоряжении читателей три недели на подготовку ответов. Письма – обычной и элетронной почтой на адрес редакции просьба присылать до 24 марта 2011 года.
Самуил Кур