Скрипач Кристиан Тецлафф
Недавно известный немецкий скрипач Кристиан Тецлафф выступил в Дэвис Симфони Холле в двух программах. Первая из них была посвящена исполнению произведений И.С Баха для скрипки-соло. Во второй Тецлафф сыграл Скрипичный концерт №2 Бартока в сопровождении оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсон Томаса. Кроме того, в этой программе оркестр исполнил одну из легендарных вещей Сибелиуса, […]
Недавно известный немецкий скрипач Кристиан Тецлафф выступил в Дэвис Симфони Холле в двух программах. Первая из них была посвящена исполнению произведений И.С Баха для скрипки-соло. Во второй Тецлафф сыграл Скрипичный концерт №2 Бартока в сопровождении оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсон Томаса. Кроме того, в этой программе оркестр исполнил одну из легендарных вещей Сибелиуса, «Возвращение Лемминкайнена», Opus 22, #4, и Симфонию Брамса №4 ми минор. Можно с уверенностью утверждать, что исполнение этой симфонии стало подлинным событием.
Сочинения И.С.Баха для скрипки без сопровождения – выдающийся цикл из трёх сонат и трёх партит ( разновидностей инструментальной сюиты, преимущественно состоящей из танцевальных пьес) – занимают особое место в скрипичном репертуаре, выделяясь своей красотой и совершенством. В рецензируемом концерте после каждой сонаты следовала партита с тем же номером. Это теперь общепринятый порядок исполнения этих произведений.
В исполнении Тецлаффа, как и положено, сонаты №1 и №2 проникнуты суровым драматическим настроением, а сонате №3 присуща величавая торжественность.
Партиты обычно очень разнообразны по форме, но во времена Баха они содержали и кое-что общее: например, неторопливый и плавный танец немецкого происхождения, аллеманда; быстрый танец, куранта, пришедший из Франции и Италии; медленный танец-шествие, сарабанда, возникший в Испании; и подвижный британский танец, жига. Каждое новое поколение композиторов (а также и исполнителей) добавляло и меняло как форму партиты, так и музыкальное содержание. И.С.Бах, будучи прекрасным пианистом, был ещё и первоклассным скрипачом, что позволяло ему использовать в своих сочинениях возможности скрипки самым талантливым и плодотворным образом.
Наша публика познакомилась с Кристианом Тецлаффом в 1991 году, когда он дебютировал, выступая с оркестром Сан-Франциско Симфони. Каждая последующая встреча с этим скрипачом добавляла что-то новое к его музыкальному облику. В концерте, о котором я пишу, он уже выступал под рубрикой «Серия выдающихся исполнителей». Концерт продолжался более двух с половиной часов, и всё это время звучала лишь скрипка без сопровождения, при полном внимании зала, который лишь время от времени взрывался бурными аплодисментами.
Звучание скрипки Тецлаффа было очень красиво, фразы были чрезвычайно выразительны, как и все динамические оттенки, пиано было еле слышно, но все звуки при этом достигали любой точки зала. Исполнение было глубоко продуманным до малейших деталей, но при этом возникало впечатление непосредственности звучания, когда всё создаётся сиюминутно.
Особенно хочется остановиться на исполнении Партиты №2. Она состоит из пяти частей, первые четыре из которых, Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига, занимают совместно около 13 минут. Последняя, пятая часть, Чаконна, требует около 15 минут, и является экстраординарным соединением величия с причудливой бравурностью. Исполнение Чаконны стало самым впечатляющим достижением всей программы концерта. Многочисленные и изобретательные вариации композитора встретили адекватное, талантливое воплощение скрипачом. Энергия исполнения убедительно соседствовала с яркой грациозностью.
Не менее интересным было исполнение и других номеров программы, даже если слушатель не всегда был готов воспринять те или другие новации музыканта.
Во второй программе, как и в первой, Тецлафф убедительно продемонстрировал тонкое понимание совершенно различных по стилю произведений и умение «перевоплощаться» в их интерпретациях. Речь идёт о блестящем исполнении им и нашим оркестром во главе с Майклом Тилсоном Томасом Скрипичного концерта №2 Бартока.
Мы не впервые слушаем этот концерт в исполнении Кристиана Тецлаффа: он сыграл его в этом же зале в 2002 году. За прошедшие годы мастерство скрипача расцвело и окрепло.
Первая часть начинается с почти барабанных аккордов арфы, к которой присоединяются оркестр и солирующая скрипка, создавая настроениё восторженности. Во второй, медленной, части, – собрание очень разных вариаций, включая как сочные и лирические, так и «разнузданные», возникшие невесть откуда. Как в первой, так и во второй части композитор многократно использует самые непривычные звукосочетания, пугающие поначалу своей неожиданностью и, казалось бы, несоответствием всем привычным установкам, но, о ужас, эти дикие диссонансы неожиданно легко и с большим удовольствием воспринимались слушателями.
Третья, быстрая часть полна лирики и кажется порой собранием импровизаций. Лирические мелодии, иногда неожиданно, превращаются в атлетические пассажи, ещё раз демонстрируя высокий уровень взаимодействия солиста и оркестра. В финале оркестр «захватывает» ведущую роль и демонстрирует свои бездонные возможности, заканчивая концерт бурным шквалом музыки.
Барток сам по себе был бы вполне достаточен, чтобы обеспечить успех концерта, но Томас и оркестр после антракта сыграли Четвёртую симфонию Брамса, что стало самым блестящим воплощением этого произведения на нашей сцене. И трактовка, и живость, и ритмическая обоснованность исполнения очистили тяжеловесную пышность, укоренившуюся в традиционной интерпретации этого произведения, предоставив публике возможность услышать, наверное, именно ту симфонию, которую сочинил Брамс.
Концерты с участием Кристиана Тецлаффа ещё раз подтвердили, что он – один из ведущих скрипачей современности.
Кристиан Тецлафф родился в Гамбурге в 1966 году. Отец – большой любитель музыки и лютеранский священник, все четверо детей стали музыкантами, в том числе и младшая сестра, Таня: она виолончелистка, и в настоящее время играет в квартете, созданном Кристианом. Сам он начал играть на скрипке и фортепиано в шестилетнем возрасте. В четырнадцатилетнем с большим успехом исполнил Скрипичный концерт Бетховена, что помогло ему поменять приоритеты и заняться скрипкой самым серьёзным образом.
В восемнадцатилетнем возрасте Тецлафф занял второе место в главном Германском конкурсе и отправился в Цинциннати, чтобы заниматься с учителем его германского учителя, скрипачом Уолтером Левином.
Тецлафф играет на превосходной скрипке, которую создал в Германии Стефан-Петер Грейнер. Даёт более ста концертов в год, совмещая интуицию с глубоким пониманием музыки. У него были проблемы с пальцами левой руки, но ему удаётся справляться с этими проблемами. Носит контактные линзы. Часто играет с закрытыми глазами. Однажды заявил своим студентам: «Красота – враг выразительности». В этом есть что-то, над чем стоит подумать. Достоинством Тецлаффа является, по мнению многих профессионалов, его способность открывать окно во внутренний мир композиторов.
Тецлафф живёт в предместье Франкфурта. Жена, Дикмут Шнейдер, играет на кларнете во Франкфуртской опере. Двое его детей, подростки Марис и Саймон, очень музыкальны. Первый играет на гобое, второй – на виолончели. Старший сын, Леонард, изучает психологию во Франкфуртском университете.. Отец часто готовит еду, слушает камерную музыку или гоняет мяч с детьми. 2
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567-3223).