Сила воображения
Воображаемый мир в лучших произведениях литературы и искусства может быть куда более захватывающим, чем реальный. Пожалуй, все усовершенствования, пришедшие в жизнь человечества, сначала появились в чьем-то воображении, а потом стали реальностью.
Впрочем, как и всевозможные зловещие фантазии и кошмарные видения… ведь такова сила воображения! Остается надеяться, что в конце концов в реальной жизни будут преобладать первые и уходить в прошлое вторые.
SFMOMA: Diego Rivera’s America
Диего Ривера (1886–1957), известнейший художник Мексики, проведший немало времени за созданием своих шедевральных крупномасштабных фресок в Сан-Франциско, воображал полное единство всего Американского континента и проповедовал эту свою идею в недвусмысленных выражениях. Он считал, что от Северного до Южного полюса, в объятиях двух океанов, Тихого и Атлантического, существует одна безграничная Америка, в которой все люди – братья и все художники трудятся во славу этих людей, их истории, мифологии и культуры.
В воображении Диего Риверы древние мексиканские ремесла и искусства, рожденные в эпоху царствования племенных вождей и их кровавых междоусобиц, и свободолюбивые идеи основателей Соединенных Штатов сливались в служении общей цели процветания великой Америки, мирной, демократичной, постоянно стремящейся к лучшему будущему с развитием наук и технологий на пользу всему человечеству.
Только что открывшаяся в SFMOMA выставка Diego Rivera’s America убедительно демонстрирует не только исключительное мастерство и талант художника, но и его идеалистические политические взгляды, возникшие под влиянием Мексиканской революции 1910 г. и плавно переросшие в коммунистические убеждения под влиянием событий в России, образования СССР и личной дружбы с Троцким, получившим в 1937 г. политическое убежище в Мексике.
Массивная выставка, растянувшаяся на десять галерей четвертого этажа огромного музея, на которой представлено более 150 картин, фресок и рисунков, открывается технологически совершенным видео- и аудиоизображением самой первой фрески Риверы, которая называется La Creacion, или Creation (творение). Она была создана в 1922–1923 гг. по заказу мексиканского правительства. В те годы в столице Мексики Мехико-сити началось движение за привлечение художников к украшению города фресками, и Ривера стал одним из его лидеров.
Фреска Creation размещалась в актовом зале колледжа Antiguo Colegio de San Ildefonso Национального университета Мексики и была посвящена наукам и искусствам (согласно идее художника, имеющим божественное начало и переданным людям высшими силами – музами и ангелами).
Позже работы Риверы приобрели более земной характер. Прекрасно выписанные сцены повседневной жизни, темы материнства и детства, изображения фермеров, танцоров, купальщиц, торговок цветами, вышивальщиц и женщин, выпекающих лепешки, заняли основное место в его творчестве.
Став членом Коммунистической партии Мексики, Ривера в своих фресках усилил акценты на изображение революционного прошлого, тягот ручного труда пролетарских масс, критику правящих классов и капитализма.
Прибыв в 1940 г. на Сан-Францисскую мировую ярмарку, Goden Gate International Exposition, где ему была отведена роль создателя гигантской фрески на глазах у зрителей, он заявлял в интервью прессе, что не является коммунистом, скорее всего, из желания не упустить возможность исключительно престижной работы. Всего за четыре месяца Ривера создал фреску Pan American Unity в ангаре на территории ярмарки на острове Treasure Island.
Эта фреска, написанная яркими красками на 10 цементных панелях, сейчас тоже находится в SFMOMA, в галерее первого этажа, вход в которую всегда бесплатный. (Прекрасная возможность ознакомиться с интереснейшим произведением, пока оно не уехало обратно, на место своего постоянного хранения!)
В заключительной галерее обширной выставки, среди многих портретов, созданных художником в его студии, есть таинственная Mandragora 1939 г., прибывшая из музея San Diego Museum of Art.
На портрете, как считают искусствоведы, изображена Maya Guarino, молодая итальянка, жившая в Мексике и знакомая с Риверой, в белом платье и фате невесты, держащая в руках искусственный человеческий череп. Над ее правым плечом висит большая паутина, а над левым – корень мандрагоры, имеющий галлюциногенный эффект и ассоциируемый с волшебством и магией.
Выставка продлится по 2 января 2023 года. Заказ билетов – на сайте
https://www.sfmoma.org/exhibition/diego-riveras-america/.
Winchester Mystery House: Walk with Spirits Tour
Новейший тур по самому таинственному музею Района Залива был представлен публике всего две недели назад и уже приобрел популярность у любителей магии, привидений и необъяснимых спиритических явлений.
Walk with Spirits Tour ежедневно проводят опытные и умелые экскурсоводы дома-музея Winchester Mystery House в Сан-Хосе. Во время недавнего тура ведущая Kat, одетая в соответствии с викторианской эпохой, во время которой был построен дом, провела группу экскурсантов по тайным помещениям, куда не заглядывают обычные экскурсии, а также показала комнату, оснащенную для спиритических сеансов, и подвал, где, по слухам, часто присутствуют привидения.
Как известно, Sarah Winchester (1840–1922), вдова знаменитого производителя винтовок и ружей, по совету медиума, который «пообщался» с духами жертв огнестрельного оружия, переехала из родного New Haven, штат Коннектикут, в Калифорнию и поселилась в доме, где никогда не должно было прекращаться строительство, якобы во искупление вины ее покойного мужа.
Постоянная бригада плотников ежедневно достраивала то новые лестничные пролеты, то двери, ведущие в никуда, то двойные стены и фальшивые оконные проемы. В результате огромный дом представляет собой лабиринт, но очень привлекательный и прекрасно меблированный в стиле ушедшей эпохи.
Дополнительная информация и билеты – на сайте
www.winchestermysteryhouse.com.
«Театр Ю»: Диковинная болезнь
В русском «Театре Ю» (Theater YOU) в этом месяце идет спектакль по пьесе 2003 г. современного французского драматурга Бенуа Фуршара (Benoit Fouchard) «Диковинная болезнь» в переводе с французского И. Мягковой.
Спектакль поставлен и исполняется двумя актерами, а список действующих лиц включает только два местоимения: Он (Александр Литовченко) и Она (Елена Сикорская). Действие происходит перед дверью в кабинет врача-специалиста по «диковинным болезням».
Оба актера – выпускники Киевского театрального института. Литовченко окончил учебу в мастерской профессора Л. Олейника в 1984 г., а Сикорская – в мастерской народной артистки СССР И. Молостовой в 1987 г.
Работу над спектаклем актеры-постановщики начали в Киеве, откуда прибыла Сикорская вскоре после начала войны, а продолжили в Сан-Франциско, где проживает Литовченко.
Завершение совместного проекта увенчалось несколькими спектаклями на сцене «Театра Ю», которые продлевали несколько раз из-за их растущей популярности.
В момент написания статьи ваш корреспондент не может сказать, продолжаются ли незапланированные спектакли (как было в прошлый выходной), но об этом можно узнать на сайте
Информация об актерах:
Елена Сикорская (Украина):
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/post/20176/works/,
https://stuki-druki.com/authors/sikorskaya-elena.php.
Александр Литовченко (США):
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/13358/bio/,
https://www.imdb.com/name/nm1035664/?ref_=nmbio_bio_nm.
Фотографии: Юрий Красов. Press images for Theater You. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов