Шипы и розы восхождения

Share this post

Шипы и розы восхождения

Легко ли стать певцом? Не приведи Господи. Простая простуда может привести к несмыканию голосовых связок. В пылу увлечения  перегрузишь связки, – и вот на  них появились узелки, и тут уже  без операционного вмешательства не обойдёшься, да притом без гарантированного положительного результата. Правда, после кончины великого Карузо стало известно, что его связки были сплошь усеяны узелками, […]

Share This Article

Двадцатишестилетний тенор Георгий Комский (в быту – Юрий)Легко ли стать певцом? Не приведи Господи. Простая простуда может привести к несмыканию голосовых связок. В пылу увлечения  перегрузишь связки, – и вот на  них появились узелки, и тут уже  без операционного вмешательства не обойдёшься, да притом без гарантированного положительного результата. Правда, после кончины великого Карузо стало известно, что его связки были сплошь усеяны узелками, и до сих пор остаётся нераскрытой тайна, как при таком состоянии связок он ухитрялся петь. Но это – особый случай. А сколько жизненных трагедий вызвано ошибками вокальных педагогов при определении типа голоса их учеников! Многие из них так никогда больше и не возвращаются на сцену. Самой уязвимой является наименьшая популяция наиболее востребованных певцов, – теноры.

Двадцатишестилетний тенор Георгий Комский (в быту – Юрий), американец, родившийся в Киеве и в трёхлетнем возрасте привезённый своими родителями  в Калифорнию, знает обо всех этих трудностях, слава Богу, только понаслышке, но  встречается с трудностями иного характера: достичь столь высокого уровня вокального и сценического мастерства, который позволил бы ему завоевать признание и занять соответствуюшее его таланту место на оперных и концертных подмостках – задача не из простых, но он не сдаётся и, проявляя необычайные упорство и целеустремлённость, продолжает продвигаться вперёд, к заветной цели.
Молва о необыкновенно талантливом парне, теноре из Района Залива, сравнительно недавно распространилась по Сан-Франциско, вызвав некоторое любопытство, особенно в среде русскоговорящей публики. В прошлом году  состоялся его первый концерт в Сан-Франциско в зале Herbst Theatre, а недавно в этом же зале прошел и второй концерт. Неприятная деталь: публика заходила в зал в течение всего первого и второго отделений концерта. Доминировали русскоязычные, но было много и англоязычных слушателей. Зал был переполнен. Георгий спел 23 номера. Это были как популярные оперные арии, романсы, так и песни, представляющие разные эпохи и разные жанры и стили, включая и самые современные.

Значительная часть номеров шла в сопровождении оркестровой фонограммы, некоторые номера – в сопровождении фортепиано (Dale Tsang-Hall), флейты (Лара  Гарнер), альта (Victor De Almeida) . Вокалисты Рашел Пейн, Бекка  Стоктон, Норин Валдес, Брэдли Виск пели в ансамблях с Комским либо с другими исполнителями. Георгий вёл концерт и пел, пользуясь микрофоном. В концерте принимал участие оркестр  Danvill Community Band. В ходе концерта со сцены  были высказаны в адрес Комского слова благодарности за его спонсорскую деятельность. Программа была очень разнообразной (пожалуй, даже излишне пёстрой), но подавалась динамично и с большим энтузиазмом, который вызывал ответный энтузиазм зала. Излишняя пестрота программы, как выяснилось позднее, была вызвана тем, что в зале присутствовал известный менеджер из Нью-Йорка, который заинтересовался творчеством Георгия, и Комский решил продемонстрировать ему свои возможности. Я думаю, использование микрофона было своего рода перестраховкой, в которой не было необходимости. В основном, Комский пел популярные арии, исполнял их хорошо, демонстрируя отличную фразировку, подлинную эмоциональность и чёткую дикцию – ахиллесову пяту многих певцов.

Двадцатишестилетний тенор Георгий Комский (в быту – Юрий)Георгий обладает лёгким и красивого тембра голосом. Такие голоса носят название Leggiero Tenor, или Теnore di grazia. У Паваротти был голос такого типа, голос Флореса также относится к этому типу. Примеры можно продолжить.. Такие голоса невелики по объёму, но, как правило, очень подвижны и хорошо слышны. Это обусловлено тем, что не так важна величина голоса, как его «полётность». При правильном пении она является непременным качеством звукоизвлечения; звук даже небольшого, но полётного голоса перелетает  оркестровую яму и хорошо слышен в любом уголке зала.

В недавней беседе со мной Георгий часто повторял слова «правильное пение», утверждая, что оно – главная задача его исполнительства. Что же это такое, «правильное пение»?. Конечно, это точное и осмысленное выпевание нотного текста, но и не только… Звук должен гладко и ровно вытекать, да ещё без дрожания («тремоло»). А это достигается, прежде всего, с помощью диафрагмы, которая должна быть максимально эластичной и не допускающей никаких зажатостей. На недавнем гала-концерте Адлер Феллоус Програм два или три исполнителя продемонстрировали умение спеть на одном вдохе две-три фразы, хотя в этом не было художественной необходимости, а лишь некоторое щегольство. Но это тоже было осуществлено при помощи всё той же диафрагмы. Однако – не только.
Звук должен быть ярким , богатым обертонами и меняющим окраску в зависимости от поставленных художественных задач. А это достигается умением пользоваться многочисленными резонаторами, имеющимися в голове и теле исполнителя, и… диафрагмой . На любом языке ни один звук не должен быть искажён, артикуляция должна быть чёткой, губы – активными. Всё это составляет суть «правильного» пения. Но певец не должен каждый раз решать: «А сейчас я подключу головные резонаторы». Все подобные команды должны быть автоматизированы, а это достигается многолетними упражнениями, результатом которых является «правильное» пение. Разумеется, это не исключает преднамеренного «неправильного» пения, если оно необходимо для создания образа.

Георгий в значительной степени владеет этой техникой, но нет пределов совершенствованию. Многие журналисты, повторяя друг друга, утверждают, что Комский  является вторым Бочелли. Этот итальянский тенор заслуживает всяческого уважения, так как в трудных обстоятельствах своей жизни он добился многого. Но я думаю, что цель достичь уровня Бочелли неверна, так как тот всё ещё поёт «неправильно», тогда как  Комский,  в основном, поёт правильно. И, если его прошлые записи в YouTube грешат интонационными погрешностями, то сейчас, в живом исполнении, он практически их не допускал (за исключением разве что одного случая)

-Что, по Вашему мнению, удалось Вам в этом концерте и что не удалось?

-Этот концерт был очень важным для меня, так как в зале присутствовали люди, которые, может быть, захотят помогать мне там, где я не смогу сам себе помочь. Я спел всё, что запланировал, показал владение русским, французским, итальянским языками, спел арию Ленского, Массне, Доницетти, Россини, но я спел кое-что и полуэстрадное, чтобы и тем людям в зале, которые не любят классику, было тоже интересно. У меня лёгкий тенор, так что всегда в моём репертуаре будут присутствовать Беллини, Россини, Доницетти. Я никогда в жизни не буду петь Верди, и даже до Пуччини мне ещё нужно дорасти. Но в этом концерте я изменил правилу, потому что это было необходимо. Это были очень популярные арии (например, «Песенка герцога» из «Риголетто»), и я пел очень аккуратно. Я больше всего хотел спеть известный дуэт Бизе для тенора и баритона и готовился к нему полгода, а последние два месяца (фактически каждый день) – с моим другом, баритоном. Каждый раз пели, записывали, а потом прослушивали. Больше всего я был рад, что он у нас хорошо получился. Я почувствовал также, что  те вещи, над которыми я работал последние два года, мне удались, в том числе Доницетти и Чилеа.
Россини я спел неплохо, но мог спеть и намного лучше. То же можно сказать об исполнении  «Дон Паскуале» Доницетти. Я допустил просчёт, спев вначале пять арий подряд. После этого некоторые вещи прозвучали у меня тяжелей, чем обычно. Это меня разочаровало, потому что, когда ты работаешь над вещами пять дней в неделю, по два-три часа в день, а потом споёшь их ниже своих возможностей, это очень травмирует. Менеджер, присутствовавший на этом концерте, сделал несколько критических замечаний, но сказал, что ему моё исполнение очень понравилось, и что ему будет интересно со мной работать, и он хочет, чтобы я готовился к прослушиванию в марте. Вначале будет прослушивание в Нью-Йорке, а затем уже – на мировом уровне. По его просьбе я после концерта  пел для него без микрофона.

Двадцатишестилетний тенор Георгий Комский (в быту – Юрий)– Какой репертуар Вам ближе всего? Определились ли Вы в своих стремлениях?

– Я всё своё время отдаю опере. Итальянские арии мне ближе всего, но я  с удовольствием пою, например, арию из оперы Массне «Манон», собираюсь спеть «Песню индийского гостя» из «Садко» Римского-Корсакова и т.п. Диапазон моего голоса, когда я распоюсь, – почти три октавы. Очень низкие ноты я не люблю петь, хотя в последнее время они становятся всё более комфортными для меня. Удобней всего я себя чувствую при исполнении Беллини, Россини, Доницетти. В этих операх я уверенно беру высокое до и даже до диез, а иногда и ре. Я теперь понял, что у меня голос не такой лёгкий, как у Флореса. Сейчас Флорес – самый популярный в мире тенор. У него выдающаяся колоратурная техника, у него игра, у него – душа. Я тоже пытаюсь развивать колоратурную технику.

– А кто был режиссёром Вашего последнего концерта?

– Ставил концерт я . В своём воображении я всегда видел концерт, в котором я мог бы комбинировать оперу и какие-то полуоперы, эстраду от Бочелли, от Гробана и т.п. Люди знают эти мелодии, любят их.
(Отмечу, что только в безрассудной молодости можно позволить себе нести такую невероятную нагрузку: спеть концерт, вести концерт, срежиссировать его и, добавлю, обеспечить всю техническую поддержку – Х.А).

Мальчик приехал в Америку  с родителями, дедушками и бабушками, которые души не чаяли в единственном сыне и внуке. С раннего детства  ребёнок проявлял интерес к музыке. В восьмилетнем возрасте он уже играл на  фортепиано и саксофоне, а через некоторое время начал брать уроки пения у кантора из Лафайета. В школе Монте-Виста в Аламо есть хороший камерный хор, в котором в течение трёх лет участвовал Георгий. В 2000-м году хор совершил поездку в Рим. «Я увидел Италию, влюбился в неё, и очень хочу вернуться туда». Хор выступил с несколькими памятными концертами, в том числе исполнил «Реквием» Верди в St.Paul’s Basilica.

– Как долго Вы занимались вокалом в San Francisco State University?

– Это были индивидуальные занятия, которые продолжались два с половиной года, от пятнадцати до семнадцати с половиной.

– Вы занимались пением в период мутации?

– К тому времени мутация уже закончилась. Нужно только очень аккуратно петь. Мой педагог, Дуи Камп, профессор этого университета, – очень умный человек, который понимал, что нужно работать с голосом спокойно и постепенно. Я пел то, что мне в то время подходило и было правильным.

– Каков был Ваш статус в UCLA?

– Я выиграл там конкурс, чтобы попасть в оперную программу, но педагог мне не подошёл. Год я прострадал и понял, что в университете придётся заниматься чем-то другим, а вне университета – пением. Я нашёл известного педагога, с ним успешно занимался, а университет закончил по специальностям «Политология» и  «Русский язык». Научился там читать и писать по-русски.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в ансамбле Riverdance.

– Меня взяли на работу в качестве солиста этого ансамбля в 2004 году в его турне по Америке. Это первая моя работа, мне  было тогда 19 лет. Я работал 8 раз в неделю, каждая неделя – другой город. В Ирландии я готовился к этой программе, а потом – сразу в Аляску, там было начало нашего тура, а оттуда мы поехали по Америке. В Аляске я получил первый свой заработанный чек. В Америке я очень много работал, приобрёл интересный опыт. Делал ошибки, в какой-то момент неправильно себя повёл: там, где надо было промолчать, не промолчал. Зато теперь знаю, когда нужно промолчать.

Вернувшись из поездки, Комский успел ещё принять участие в голливудской программе America’s Got Talent, которую смотрели более 12 миллионов зрителей. Он не стал победителем этого конкурса, но один из ведущих судей сказал: «Без всякого сомнения, он лучший певец-мужчина на этом конкурсе».
После окончания UCLA в 2007 году Комский сразу же уехал гастролировать с группой Twelve Irish Tenors. Полуэстрадное пение, некоторый дополнительный опыт и  немного заработанных денег, которые никогда не бывают лишними, но и сакраментальный вопрос:«Что делать дальше?»
С педагогом по вокалу, о котором говорит Георгий, ему чрезвычайно повезло. Это легендарный  Сет Ригс, в своё время подготовивший звёздных Барбару Стрейзанд, Майкла Джексона, Джоша Гробана, Мадонну и др. и который высоко оценивает певческий талант Комского. В свою очередь,  Георгий обожает своего учителя.

– Ригс готовит, в основном, эстрадных певцов. Но достаточно ли он компетентен в области оперного пения?

– Да. Самое интересное, что он не любит эстраду, а обожает именно оперу.

Георгий собирается прослушиваться в Сан-Францисской и Лос-Анджелесской Операх. Особенно его привлекают стажёрские программы Сан-Францисской Оперы, пользующиеся большим авторитетом.  Но прослушивания в этих Операх  происходят в октябре, то есть тогда, когда  Георгий  активно готовился к концерту в  Herbst Theatre. Пришлось прослушивание отложить.
Родители певца и его дедушки и бабушки очень активно участвуют в жизни Георгия. Они нашли себя в новой жизни на американской земле. Один из дедов профессионально играет на фортепиано. Родители живут в Денвилле, небольшом очень зелёном городе с сорокатысячным населением. Бабушка с дедушкой живут в Волнат-Крике, очень симпатичном городе, тоже недалеко от Сан-Франциско. Там Комский дал свой первый концерт в марте 2010 года. Георгий говорит, что он вырос в этом городе и обожает его. А вторая бабушка живёт и работает в Сан-Франциско. Недавно Георгий впервые побывал на своей родине, в Киеве. Киев произвёл на него большое впечатление.

– Кто Ваши кумиры в вокальном искусстве?

– Больше всех люблю Паваротти. Обожаю слушать Флореса, Доминго, Бьёрлинга. Очень мне нравится Тито Скипа. Он не всегда правильно поёт, но всегда – с большим вкусом.

Таков этот обаятельный, очень талантливый, аналитично мыслящий, необычайно работоспособный и настойчивый человек. Он достиг уже очень многого, но главные сражения ещё впереди. Как сложится его певческая судьба, никто не может предсказать, но у него имеются все предпосылки для успешного восхождения к вокальным вершинам и славе.

Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско

На снимках: Георгий Комский

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »