Сентябрьская афиша
Новый театральный сезон, начинающийся в сентябре, охватывает все, что будет представлено на театральной сцене и в концертных залах Сан-Франциско и Районе Залива до следующего лета.
На афише музыкальных спектаклей и концертов много известных имен исполнителей из всех стран мира. Театральная афиша более локальна, все же пальма первенства здесь у Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.
АCT (American Conservatory Theater) открывает сезон пьесой Линн Ноттэдж Sweat («Пот»), получившей Пулитцеровскую премию в 2017 г. Это второй Пулитцер в послужном списке Ноттэдж. Она стала известна после постановки Ruined («Разрушенный») и остается приверженной социальной проблематике.
На этот раз действие происходит в городке Реддинг в Пенсильвании, сердце сталелитейной промышленности. В местном баре сидят рабочие, потягивают пиво и говорят о своих горестях и радостях. Они давно знают друг друга, здесь все свои, поэтому можно говорить откровенно, без предисловий. Кризис и увольнения приводят к необходимости пикета, и бывшие друзья сталкиваются лоб в лоб, выкрикивая лозунги и требования к хозяевам завода. Жизнь разводит их по разные стороны баррикад. Юмор и горечь умело переплетены драматургом в пьесе об американской мечте и о том, как ее понимают герои и сама автор «Пота».
Поставила спектакль Лоретта Греко.
Sweat. ACT, 415 Geary St., act-sf.org
415-749-2228
26 сентября – 21 октября
Liberace and Liza Live!
Возвращение жанра кабаре и театра миниатюр
В программе вечера кабаре Feinstein’s – два известных исполнителя жанра, Дэвид Сафферт и Джулиан Сноу Харрис.
Владзи Валентино Либераче – американский пианист, певец и шоумен. С конца 1950-х по 1970-е годы – самый высокооплачиваемый артист в мире, скончался в 1987 г. от СПИДа. Его фирменной фишкой было ставить канделябр на фортепиано перед каждым выступлением, зал всегда рукоплескал. Костюмы его были экзотическими, как и длинные меховые мантии. Они волочились за артистом по полу, как если бы это шествовал монарх на торжественной церемонии. В течение 40 лет он был королем шоу и эстрады, обожал роскошь и все экстравагантное. Стиль без труда угадывается в сценическом образе Филиппа Киркорова. Он оказал влияние манерой исполнения и тем, как держался на сцене, на многих звезд, включая Элвиса Пресли и Элтона Джона.
Либераче любил бывать в Сан-Франциско, на протяжении карьеры часто включал I Left My Heart in San Francisco в программу, памятен его концерт 1970 г. в «Масоник Аудиториум». В громадной накидке из белого соболя он в очередной раз покорил переполненный зал.
Фильм Стивена Содерберга Behind the Candelabra («За канделябрами», 2013) с Майклом Дугласом в главной роли живописует жизненный и музыкальный путь артиста.
Лайза Минелли в свои 72 года не появляется больше на сцене, но она не раз собирала восторженных поклонников в Symphony Hall в Сан-Франциско.
В конце мая 1997 г. три вечера подряд она блистала на сцене этого храма музыки, заставляя его, по словам рецензента, уменьшиться и сжаться, как бы подтянув две с половиной тысячи зрителей к себе, к самой кромке сцены.
5 декабря 2010 г. Symphony Hall опять рукоплещет ей. А два года назад Лайза Минелли неожиданно вышла на сцену в Feinstein’s Nikko на концерте, посвященном ее матери Джуди Гарланд, и спела одну песню.
Дэвид Сафферт и Джиллиан Харрис подают и Либераче, и Минелли заостренно, гротесково, исполняя их хиты и пародируя манеру держаться, включая костюмы и весь антураж знаменитых выступлений этих двух легенд музыкальной сцены. Актриса и певица Джиллиан Харрис ранее воплотила в музыкальном театре образ рок-звезды Дженис Джоплин в спектакле 27 Heaven. Нью-йоркские критики утверждают: благодаря ее исполнению репертуара Минелли интерес к наследию певицы достойно поддерживается.
13 сентября
Liberace and Lisa Live!
A Tribute
Feinstein’s at the Nikko,222 Mason St .ticketfly.com
866-663-1063
Бетси Вульф
После успеха в мюзикле Waitress («Официантка») Бетси Вульф будет выступать два вечера на сцене Feinstein’s в своем шоу для кабаре All Bets are Off («Ставки не делать»). Она выступала в Карнеги-холле, пела в Метрополитен-опере в оперных постановках и сейчас пробует себя в малом жанре, предлагая зрителям перенестись из маленького калифорнийского казино и проходящего там шоу в залитый огнями Нью-Йорк, сразу на Бродвей.
Она обладает красивым и мощным сопрано, блистая вокальной техникой в знаменитых ариях из мюзиклов.
Betsy Wolfe – All Bets are Off
14–15 сентября, Feinstein’s at the Nikko
Джеки Хоффман:
та, кто помнит все
Джеки Хоффман запомнилась своим присутствием, почти вызвавшим скандал, на церемонии по присуждению премии «Эмми» в 2017 г. Ее телеэкранный и в медийном пространстве образ – среднее между Джоан Риверс и Ксенией Собчак. Она язвительно, хлестко и остро отзывается о коллегах по цеху, телезвездах и других знаменитостях, в том числе о себе самой. Что ж, этим славятся Сандра Бернхард, Сара Сильверман, покинувшая сей мир Джоан Риверс. В отличие от них, Хоффман поет, на ее счету десятки мюзиклов, так что поклонники Бродвея узнают в миниатюрах Джеки Хоффман ряд идолов и див, чьи имена пишутся аршинными буквами горящего неона на фасадах театров вокруг Таймс-сквер.
21–22 сентября
Jackie Hoffman – Memoircita!
Feinstein’s at the Nikko
Концерты
в филармонии
Сезон 2018/2019 в филармонии открывается концертом из произведений Равеля, Кастильони и Копленда с участием известной китайской пианистки Юджи Вонг, обладающей прекрасной техникой и замечательной фигурой. Она часто появляется в открытых облегающих красных платьях. Возможно, ее сценический образ в чем-то перекликается с образом скрипачки Ванессы Мэй. Строгие черные костюмы МТТ и его сдержанная дирижерская манера создают определенный баланс, уравновешивая напористость и энергию Вонг.
Концерты приурочены к Всемирной конференции по глобальному климату и включают выступление вокалистки Абигейл Вашбурн под видеопроекцию, созданную в рамках программы COAL + ICE («УГОЛЬ + ЛЕД»).
Конференция пройдет при участии деловых и гражданских лидеров со всех континентов и ставит целью призвать национальные правительства к действиям в поддержку Парижского соглашения по климату.
Вокальные номера Абигейл Вашбурн напоминают о периоде Великой депрессии в районе Аппалачских гор, краю шахт по добыче угля.
Неслучайно в программе концерта – «Аппалачская весна» Аарона Копленда, знаменитое симфоническое произведение (1944 г.) и загадочное, мистическое по настроению сочинение итальянского композитора-модерниста Никколо Кастильони Inverno in-ver (1972 г.), состоящее из 11 музыкальных поэм, навеянных зимой и зимним состоянием природы.
13–15 сентября, 8 pm
16 сентября, 2 pm
Фестиваль, посвященный Стравинскому
Игорь Стравинский – несомненно, один из композиторов-симфонистов, сформировавших новый язык классической музыки в двадцатом столетии. «Я благодарен судьбе, подарившей мне знакомство со многими композиторами, включая Стравинского», – говорит Майкл Тилсон Томас.
«Я слышал, как они напевали свою музыку, а наблюдая, как Стравинский дирижировал собственными произведениями и подхватывал голосом мелодию, я мог проникнуть в дух его музыки, что важнее любых комментариев и записей. Благодаря этому я понимал, как формируется строй его музыкального мышления».
Фестивальная программа открывается «Жар-птицей», «Персефоной» с участием тенора Николаса Фана и двух детских хоров. В роли рассказчика – известная киноактриса из Франции Лесли Карон.
«Жар-птица» – один из трех одноактных балетов, написанных Стравинским по заказу Дягилева для его «Русских сезонов» в Париже. Два других балета, «Петрушка» и « Весна священная», включены во вторую программу фестиваля. В ней также принимает участие известный скрипач Леонидас Кавакос. Он исполнит Скрипичный концерт Стравинского. Позднее, в 1941 г., композитор переболтал этот концерт в музыку для балета «Балюстрада» для Баланчина.
В холле филармонии развернута выставка, посвященная жизни Стравинского, его связям с балетным миром и тому, как его новаторская музыка повлияла на формирование нового языка в хореографии.
Перед концертами музыковед Питер Грюнберг выступит с лекцией.
Перед концертами 27–30 сентября при участии Art Haus будет показана «Весна священная».
Постановка была с успехом представлена десяти тысячам зрителей на фестивале Burning Man в прошлом году.
MTT Conducts Stravinsky’s The Firebird
Стравинский «Персефона»
Стравинский «Жар-птица»
21–22 сентября, 8 pm
23 сентября, 2 pm
MTT Conducts Stravinsky’s Petrushka and The Rite of Spring
Стравинский «Петрушка»
Стравинский «Весна священная»
27–29 сентября, 8 pm
30 сентября, 2 pm
Davies Symphony Hall, 201 Van Ness Avenue
415-864-6000 sfsymphony.org
SF Performances
Открытие сезона SF Performances пройдет в Herbst Theatre постановкой оперы Стравинского «История солдата», написанной ровно сто лет назад, в 1918 г.; премьера состоялась в Лозанне (Швейцария).
Произведение для трех исполнителей (Рассказчик, Солдат и Дьявол) и семи инструментов по линии сюжета основано на легенде о Фаусте, отголоски которой своеобразно переплелись с фольклорным сюжетом русской сказки, записанной Афанасьевым. Бедный солдат продает душу дьяволу, но нечестно нажитое богатство не приносит ему счастья. В музыке угадываются элементы джаза, покорившего в то время Европу. «История солдата» заканчивается триумфом дьявола в форме саркастического марша. События Октябрьской революции в России в определенном смысле послужили историческим фоном для написания произведения, по жанру не являющегося оперой, а представляющего собой гибрид жанров. Правильнее называть его мимодрамой (музыка для сцены в форме мелодрамы).
39th Season Gala& L’Histoire du Soldat @100
28 сентября. The Gala, 6 pm
«История солдата», 7 pm
Herbst Theatre and War Memorial Building, 401 Van Ness Avenue
415-677-0326 sfperformances.org
Опера
Оперный сезон в этом году включает пять названий, три спектакля входят в летний сезон в июне 2019 г. Итак, сентябрь – две одноактные оперы Cavalleria Rusticana/Pagliacci. Первая из них, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, часто исполняется вместе с «Паяцами» Руджеро Леонкавалло. Обе они относятся к направлению веризма, возникшего на рубеже XIX–XX веков в Италии на фоне объединения страны, роли Гарибальди в этом и стремлении правдиво отображать жизнь в литературе, драме и музыке. Сюжеты реалистичны, герои – не из мифологии или мира фантазии, а как бы из реальной жизни. Веризм близок к критическому реализму, но с итальянским акцентом, особенно в литературе, у Верги и Леопарди.
Партию Сатуцци замечательно исполняет Екатерина Семенчук, выступающая на ведущих мировых сценах.
«Сельская честь», как известно, была одной из любимых опер Чайковского.
«Паяцы» – история роковой страсти, приводящей к смерти. Театральный фарс (герои – бродячие комедианты) и драма жизни (человеческие чувства, устремления и гибель), по формуле веризма, переплетаются.
В основе сюжета – история роковой страсти, любви и предательства.
Cavalleria Rusticana/Pagliacci
12, 16, 19, 22, 28, 30 сентября
Второй спектакль месяца – Roberto Devereux («Роберто Девере») Гаэтано Доницетти, лирическая трагедия о королеве Елизавете Английской. Опера входит в цикл композитора, посвященный английской истории XVI века («Анна Болейн», «Мария Стюарт», «Замок Кенилворт»).
Всевластный фаворит граф Девере пользуется полным расположением к себе деспотичной королевы, но оказывается втянутым в роковую интригу.
Премьера состоялась в Неаполе в 1837 году.
Главную партию поет сопрано Сондра Радвановски, обладающая красивым сильным голосом.
Roberto Devereux
8, 11, 14, 18, 23, 27 сентября
War Memorial Opera House, 301 Van Ness, sfopera.com
415-864-3333
Steinway Society
The Bay Area
В мире классической музыки компания – производитель фортепиано «Стейнвей и сыновья» известна всем. Основанная в 1853 г., она славится мягким и сочным звучанием своих роялей, а также достаточно большим сопротивлением клавиатуры, ценимым многими пианистами.
Невозможно перечислить выдающихся пианистов, игравших и играющих на инструментах марки «Стейнвей».
Музыкальное общество Steinway Society The Bay Area было организовано в Сан-Хосе и в нынешнем году проводит свой 24-й сезон. Цель и задача – пропаганда фортепьянной музыки и организация концертов выдающихся исполнителей. За прошедшие годы в Сан-Хосе и в Кремниевой долине побывали многие замечательные пианисты. Ближайший концерт и открытие сезона – пианистка Злата Чочиева, лауреат многих международных конкурсов пианистов. Она признанный интерпретатор композиторов романтической школы. В программе концерта – Шопен, Скрябин, Лист, Рахманинов.
Zlata Chochieva, 15 сентября, 7:30 pm
Trianon Theatre, 72 N.5th Street, San Jose
Джаз
Тейлора Макферрина знают не только как старшего сына певца Бобби Макферрина, но и как интересного клавишника, композитора, продюсера и диджея. Он соединяет в своих композициях соул, джаз, вокал, электронную музыку, добиваясь порой звучания 70-х годов. Он импульсивен и непредсказуем в том, как ведет мелодию и выстраивает исполняемую композицию. В концерте участвует Маркус Гилмор (ударные и электронная перкуссия).
Taylor McFerrin Featuring Marcus Gilmore
9 сентября, 6 и 7:30 pm
Также в Джазовом центре в тот же вечер поет Сесиль Маклорин Сальвант, одна из самых известных джазовых вокалисток молодого поколения. Ей аккомпанирует пианист-виртуоз Салливан Фортнер. Композиции представляют их новый совместный альбом The Window («Окно»), состоящий из дуэтов: вокала и фортепьяно. Певица обладает глубоким, бархатным голосом, особенно полно раскрывающимся в блюзе. Ее сценический образ театрален и тяготеет к эксцентрике.
Cecile McLorin Salvant with Sullivan Fortner
9 сентября, 7 pm
Квартет «Секс Моб», основанный 20 лет назад, возглавляет трубач Стивен Бернстайн.
Программа Sex Mob Plays Fellini посвящена музыке итальянского композитора Нино Рота и его трекам для фильмов Федерико Феллини. Знаменитые и узнаваемые мелодии звучат у Sex Mob порой менее меланхолично, потусторонне и как бы из зазеркалья, чем у Феллини, но тем не менее интересно и своеобразно.
SEXMOB Plays Fellini
13 сентября, 7 и 8:30 pm
Вторая программа квартета посвящена Дюку Эллингтону. Композиции Эллингтона всегда входили в их репертуар, и «Секс Моб» интерпретировали их по-своему.
SEXMOB Plays Ellington
14 сентября, 7 и 8:30 pm
Саксофонист Джошуа Редман основал джазовый квартет с Роном Майлсом (труба), Скоттом Коули (бас-гитара) и Брайаном Блейдом (ударные) в память о своем отце Дьюи Редмане, знаменитом саксофонисте и одном из столпов американского джаза. На их стиль и музыку повлиял джазовый коллектив Old and New Dreams, известный в восьмидесятые годы, когда в нем играли Дьюи Редман и Орнетт Коулман.
В программе концерта – композиции из нового альбома Джошуа Редмана Still Dreaming.
Joshua Redman, Ron Miles, Scott Colley, & Brian Blade.
13–15 сентября, 7:30 pm
16 сентября, 2 pm
Джазовый коллектив «Бокантэ» (что на антильско-креольском наречии означает «обмен, торговая сделка») черпает ритмы и мелодии из фолка Карибских островов. Солистка Малика Тирольен доносит своим голосом колорит островов и шум кокосовых пальм в стиле афропопа.
Bokante Ft. Members of Snarky Puppy
16 сентября, 8 pm
SFJAZZ Center, 201 Franklin Street
866-920-5290
SFJAZZ
Новый сезон
в Cal Performances
Открывается он особым событием – джазовым концертом оркестра Линкольн-центра с участием Уинтона Марсалиса и Джона Батисте как дань памяти Дюку Эллингтону.
Концерт состоится в театре под открытым небом Greek Theatre на территории кампуса Берклийского университета.
Jazz at Lincoln Center Orchestra with Wynton Marsalis and special guest Jon Batiste;
Celebrating Duke Ellington
23 сентября, 5:30 pm
Greek Theatre, 510-642-9988
Calperformances.org
Хореограф Марк Моррис много раз представлял публике свои спектакли на сцене Зеллербах-холла. Обычно в середине декабря на эту сцену возвращается его Hard Nut («Крепкий орешек»), спектакль, в котором действие балета Чайковского «Щелкунчик» перенесено в Америку 50-х годов.
Новый балет Морриса, скорее все же находящийся в пространстве современного танца, а не балета, построен на музыке легендарного альбома «Битлз» Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band («Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера»), которому исполняется 50 лет. Пластика выражает приподнято-оптимистическое настроение, временами она эксцентрична. Композитор Этан Иверсон аранжировал номера «Битлз» таким образом, что сплетено музыкальное полотно, в котором свободно перемещаются танцоры и им весело и хорошо.
Премьера с успехом прошла в минувшем сезоне в Ливерпуле. Критики отмечали органичное соединение песен из битловского альбома с композициями Иверсона, написанными для спектакля. «Воистину блестящая работа, произведение искусства, посвященное великому рок-альбому» (The Telegraph, Лондон).
Mark Morris Dance Group;
Pepperland: Sgt. Pepper at 50
28 сентября, 8 pm
29 сентября, 2 и 8 pm
30 сентября, 3 pm
Zellerbach Hall, 101 Zellerbach Hall, # 4800, Berkeley
510-642-9988
calperformances. Org
Виолончелист Йо Йо Ма известен великолепным и непревзойденным звучанием своего инструмента. В программе его концерта – полный цикл виолончельных сюит И.-С. Баха из шести сюит. Ма начал исполнять некоторые из них в детстве, когда родители-музыканты приобщили его к музыке. Он родился в 1955 г., через несколько лет семья переехала в США. Он удостоен множества музыкальных наград, продолжает концертировать и поддерживает творческие отношения с Cal Performances.
Yo-Yo Ma, cello
The Complete Bach Suites
30 сентября, 7 pm
Greek Theatre, Berkeley
Георгий ВЛАСЕНКО