«Секретный сад» – новая опера для детей (и для взрослых тоже)
Недавно в Зеллербах-Холле (Бёркли) прошли пять премьерных спектаклей оперы Нолана Гэссера «Секретный сад», заказанной Сан-Францисской Оперой и совместно поставленной ею, филармоническим обществом Сal Performances и Хьюстонской Гранд Оперой. Почему в Зеллербах-Холл, а не в более удобном для оперных постановок здании на Ван-Несс, понятно: там сейчас идут балетные спектакли. Опера, созданная по либретто Кэри Харрисон на […]
Недавно в Зеллербах-Холле (Бёркли) прошли пять премьерных спектаклей оперы Нолана Гэссера «Секретный сад», заказанной Сан-Францисской Оперой и совместно поставленной ею, филармоническим обществом Сal Performances и Хьюстонской Гранд Оперой. Почему в Зеллербах-Холл, а не в более удобном для оперных постановок здании на Ван-Несс, понятно: там сейчас идут балетные спектакли.
Опера, созданная по либретто Кэри Харрисон на основе повести известной английской писательницы Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт, состоит из пролога и двух действий.
В прошлом я неоднократно выражал удивление и восторг по поводу необычайной подготовленности публики Сан-Франциско и Района Залива к восприятию музыки, в частности, музыки минувшего столетия. Одна и та же концертная программа может идти три-пять раз, собирая полные залы, что, безусловно, связано с огромной работой, проводимой филармоническими компаниями Сан-Франциско и Бёркли, а также Оперным театром СФ, по воспитанию многих поколений слушателей. Оперы для детей, в частности, могут способствовать музыкальному воспитанию с самого раннего возраста.
Почти все места в Зеллербах-Холл заняты. Похоже, детей больше, чем взрослых. Порой в какой-либо части зала раздаются комментарии или вопросы четырёх – пятилетних зрителей. Вместо замечаний со стороны взрослой публики оттуда слышится подавляемый смех и быстрый шёпот взрослых. Некоторые зрители засыпают, с тем, чтобы через некоторое время проснуться и воссоединиться с большинством других, бодрствующих.
А на сцене появляется этот самый Секретный сад, красота которого превосходит как Версаль, так и Петергоф. Вскоре пытливый шестилетний зритель замечает, что кое-какие изображения нарисованы на больших занавесах. Красота их необыкновенна, что там разные Леонардо да Винчи, Рафаэли, Микеланджело, Васнецовы, Шишкины и др.! Но самые пытливые зрители увидели, что занавесы, оказывается, бесцветные. А в антракте дети замечают при выходе из зала дядю, окружённого всякой техникой, который всё время нажимает какие-то кнопки. Оказывается, он выполняет указания главной волшебницы спектакля, Наоми Кремер, которая создавала волшебный сад, где листья и цветы колыхались под дуновением ветерка, а Птичка-Малиновка, перелетая с куста на куст, общалась с детьми и была крайне заинтересована происходящими в саду событиями. Всё продумано администрацией Зеллербах-Холла, кроме одной мелочи: в антракте и после спектакля мамы вынуждены были водить своих сыновей в женский туалет, а папы своих дочерей – в мужской. А ну как детвора после «Секретного сада» хлынет на музыкальные программы этого солидного зала! Страшно подумать…
Конечно, первоначальный объём повести Бёрнетт пришлось основательно сократить при перенесении действия на музыкальную сцену. Поэтому возникает необходимость сообщить читателям краткое содержание оперы. Избалованная и своевольная десятилетняя дочь знатных и богатых английских аристократов, обосновавшихся в Индии, Мэри Леннокс, осталась без родителей после прошедшей эпидемии холеры. Её дядя, мистер Кравен, приглашает девочку в Британию, где она будет проживать в одном из его имений. Мэри знакомится с экономкой поместья, миссис Медлок, тогда как дяде было некогда знакомиться с ней, поскольку он уезжает в очередное путешествие.
Акт 1. Девочка, в основном, предоставлена сама себе, присматривать за ней поручено молодой служанке Марте, доброй, умной и терпеливой девушке, которая постепенно перевоспитывает капризную и грубую Мэри. Понемногу та входит в жизнь людей, населяющих поместье. Оказывается, жена её дяди давно умерла. Познакомилась Мэри с садовником прилегающего сада, Беном Висерстафом, и с юным братом Марты, Диконом. Услышала она и о Секретном саде, но никто не хотел поделиться какими-либо подробностями, связанными с ним. Птичка Малиновка почувствовала расположение к Мэри. Малиновка помогает девочке найти Секретный сад и проникнуть в него. В первую же ночь пребывания в замке Мэри услышала чей-то плач, но никто не пытался посвятить её в причину этого плача.
Акт 2. Выясняется, что источник плача – десятилетний мальчик Колин, сын Кравена и двоюродный брат Мэри. Он – инвалид (или воображает себя инвалидом), прикованный к постели и никогда не покидающий свою комнату. Вернувшийся ненадолго из путешествия Кравен знакомится с новой гувернанткой Сьюзен (матерью Марты и Дикона) и с Мэри, которая с восторгом рассказывает ему о Секретном саде. Кравен благосклонно выслушивает ее рассказ, напоминающий ему о покойной жене, которая взращивала этот сад.
Приходит весна. Мэри становится всё более чуткой и разумной, и её новые друзья вместе с ней всё больше времени проводят в Секретном саду, высаживая новые растения и приводя в порядок уже существующие. Одновременно Мэри пытается убедить Колина, что он может присоединиться к ним. Тот, всё ещё в каталке, присоединяется к молодёжи, проявляя энергию и желание быть полезным. У него зарождается вера в выздоровление. Прошло много времени, мистер Кравен вернулся домой, Марта и миссис Медлок не могут найти Колина. Наконец, они находят его в буйно цветущем Секретном саду. Здоровье Колина восстановилось, он активно помогает Мэри и Дикону высаживать растения и обрезать кусты и деревья. Изумлённый Кравен приветствует сына и обнимает его. Обитатели поместья радостно празднуют целебную силу Природы.
Такова эта незамысловатая история, которая была встречена самой главной частью аудитории – детьми – с восторгом, но идея которой, иносказательная или даже прямолинейная, была вполне полезной и для взрослой части публики. Музыка Гэссера, рассчитанная только на десять инструментов, не относится к числу выдающихся творений, но она проста для восприятия, хорошо соответствует тому или иному повороту событий, содержит несколько арий, характеризует отдельных действующих персонажей (включая и Малиновку) и усиливает эмоциональное воздействие различных эпизодов на публику. Достаточно разностильная, музыка часто использует приёмы минимализма.
Музыка, относящаяся к индийскому периоду жизни Мэри, существенно отличается по характеру от той, которая связана с ее пребыванием в Англии. Дирижёр Сэра Джобин успешно справилась с музыкальной частью спектакля: и оркестр, и вокальные ансамбли, и сольное пение произвели хорошее впечатление.
Следует отметить отличную работу хорошо знакомого нам режиссёра-постановщика Хосе Мариа Кондеми. Наряду с обычными мизансценами и работой с отдельными исполнителями, ему пришлось разрабатывать и координировать (вместе с упомянутой уже волшебницей Наоми Кремер и несколькими видео-
проекционистами) идеи и способы воплощения цветущего и необыкновенно яркого сада и выделения особых мизансцен. Режиссёр продумал и нашёл детали и настроение многих эпизодов.
Порадовали вокалисты. Они пока мало известны, но крайне редко случается, чтобы, как в данном случае, все исполнители без исключения обладали такими свежими и красивыми голосами, а к тому же и яркой внешностью.
Сопрано Сэра Шефер, исполнительница партии Мэри Леннокс, миниатюрная обаятельная женщина, выглядела девочкой. Подвижная, темпераментная певица обладает большим красивым голосом и блестяще справилась с главной партией. Тенор Майкл Кеплер Мео исполнил не менее ответственную роль Колина. Трудно поверить, но певцу всего 14 лет, и обладает он тоже большим и красивым голосом, хотя сценически Майкл пока недостаточно выразителен. Он успел уже выступить в оперных театрах Портлэнда, Хьюстона, Лос-Анджелеса, в Нью-Йорк Сити Опера и в других залах.
Ещё один тенор, Скотт Джойнер, хорошо спел и сыграл партию Дикона. Обладает хорошей внешностью, обаянием, блестяще справился со своей ролью. До этого успешно спел в разных театрах несколько ведущих партий, таких, как Неморино в «Любовном напитке», Тамино в «Волшебной флейте» и др. Канадский бас-баритон Филиппе Слай, выпускник Мерола Опера Програм и нынешний участник Адлер Феллоу, был достоверным Арчибальдо Кравеном. Небольшую партию Сьюзен, матери Мэри и Дикона, успешно исполнила сопрано Марина Харрис, в прошлом – участница Мерола Опера Програм, а ныне – Адлер Феллоу. Столь же хороши были участники Адлер Феллоу Програм меццо-сопрано Эрин Джонсон в роли миссис Медлок, меццо-сопрано Лора Крам в роли Марты и китайский баритон Ао Ли в роли садовника.
Оказывается, опер для детей создано не так уж мало. Среди них – «Волшебная флейта» Моцарта, «Хенсель и Гретель» Хампердинка, «Дитя и волшебство» Равеля, «Соловей» Стравинского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Ноев ковчег» Бриттена, «Моби Дик» Хегги, «Красная шапочка» Раухвергера, «Белоснежка и семь гномов» Колмановского, «Маленький трубочист» Баневича, «Принц и нищий» Гевиксмана, «Волк и семеро козлят» Коваля и т.д. Это даже не сотая часть списка, и, если оперы, с которых я начал перечисление, ставятся довольно регулярно, то почти все остальные выдерживают лишь несколько спектаклей, чтобы кануть в небытие. Хочется думать, тем не менее, что «Секретному саду» уготована счастливая судьба.
Х. Анатольев