Саудовская Аравия нуждается в Израиле, а не наоборот
С тех пор, как в 2020 году были подписаны «Соглашения Авраама», все говорят о Саудовской Аравии как о следующей стране, которая признает Израиль и установит с ним полноценные отношения, подобно Эмиратам, Бахрейну и Марокко.
Все также знают, что, если бы не саудовское согласие, весьма сомнительно, чтобы Эмираты и Бахрейн пошли на их заключение.
Саудовцы и оманцы пропускают самолеты «Эль-Аль» над своей территорией, что сокращает и значительно удешевляет полеты на Дальний Восток.
Нетаньяху также как минимум один раз встречался с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом в Саудовской Аравии.
Проблема заключается в том, что Саудовская Аравия обуславливает установление отношений с Израилем соблюдением Израилем и Америкой некоторых из выдвинутых ею требований.
От Байдена саудовцы требуют согласия (и помощи) в создании ядерного проекта – в мирных целях, разумеется: вероятно, в противовес «мирному» ядерному проекту иранцев.
Саудовская Аравия требует от Израиля оказать «помощь» палестинцам, то есть продвинуть их на пути к созданию государства в Иудее и Самарии.
Из уважения к саудитам важно – и даже существенно, чтобы Израиль решительно выступил против этих двух требований.
Саудовский ядерный проект, даже если он будет действительно преследовать мирные цели, и будет находиться под пристальным контролем, позволит саудовцам создать группу для ядерных исследований и разработок, которая могла бы создать другой, более опасный тип ядерного проекта.
Поскольку отношения на Ближнем Востоке строятся на песчаных дюнах, меняющих свое положение в зависимости от настроения [правящей группы],
может возникнуть ситуация, при которой Саудовская Аравия отвернется от Израиля – и это тот риск, который сможет иметь и «ядерное измерение».
Ситуация вполне реальна: у Израиля были полные дипломатические отношения с Мавританией, а также экономические отношения с Катаром, которые были разорваны в 2009 году после операции «Литой свинец». Официальные отношения между Израилем и Тунисом, начавшиеся в середине 1990-х годов, были разорваны в 2000 году после начала второй интифады.
Поэтому нельзя избежать вывода, что будущие отношения с Саудовской Аравией также могут претерпеть кризис, быть заморожены и даже прерваны.
Требование Саудовской Аравии от Израиля предоставить палестинцам «помощь» на пути к «решению о двух государствах» должно быть отвергнуто категорически. По простой причине, что палестинское государство, если оно будет создано в Иудее и Самарии – и в этом нет и тени сомнения – немедленно станет государством ХАМАСа:
– или в результате выборов, так, как это произошло в январе 2006 года, когда ХАМАС получил большинство мест в Законодательном совете Палестины;
– или путем насильственного захвата власти, как это произошло в секторе Газа в июне 2007 года.
Согласие на требование Саудовской Аравии может привести к созданию Палестинским законодательным советом ещё одного террористического государства в горах Иудеи и Самарии, которое будет представлять постоянную серьезную угрозу Израилю.
Саудиты назначили своего посла в Иордании послом-нерезидентом в «Палестине», и консулом Саудовской Аравии в «Палестине» в Иерусалиме.
Смысл этого назначения заключается в том, что Саудовская Аравия считает Иерусалим, историческую и вечную столицу Израиля, неотъемлемой частью государства «Палестина», и не признает его ни столицей Израиля, ни даже частью государства Израиль.
Однако я не видел и не слышал ни одного политика в Израиле, который бы прокомментировал бы этот унизительный шаг саудовцев, хотя он наносит серьезный ущерб репутации Государства Израиль и всего еврейского народа, и мы не можем обойти это молчанием.
Израиль может намекнуть саудитам, что, если они будут относиться к Израилю с подобным презрением, то он рассмотрит возможность признания хуситов законным правительством Йемена – в рамках «решения о двух государствах», и назначения своего консула в государстве хуситов – в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде.
Не менее серьезным шагом Израиль мог бы рассмотреть вопрос о признании короля Иордании главой двух святых мест, Мекки и Медины, как законного наследника его прадеда, Шарифа Хусейна, которого саудовцы сместили с должности «хранителя» обоих «святых мест» в 1924 году, и присвоили себе этот титул, дабы оправдать свое правление в Хиджазе.
Власти Израиля обязаны осознавать слабости саудовского режима, и, прежде всего, его военную слабость.
Несмотря на большое количество современного оружия, приобретенного в США, Европе и Китае, саудовская армия потерпела поражение в войне, которая длилась более восьми лет против банд хуситов в Йемене. А также и то, как она подвергалась атакам, давлению и угрозам Ирана.
Из-за ухода Америки у саудовского режима не было другого выбора, кроме как просить о пощаде.
Несмотря на свои богатства и положение в арабском и исламском мире, Саудовская Аравия является слабой страной, и ей нужна сильная поддержка в лице такой страны, как Израиль. Он ей необходим более, чем Израилю нужна Саудовская Аравия.
Саудиты презирают тех, кто отказывается от того, что для них важно. Они интерпретируют любую уступку со стороны Израиля как его слабость, и взвинчивают цену, которую требуют за свои отношения с Израилем. Они полагают, что Нетаньяху даст им всё в обмен на нормализацию отношений с Израилем.
Молчание Израиля по вопросу посла и консула повышает ту цену, которую Израилю придется заплатить саудовцам за улыбку, рукопожатие или общую фотографию с израильтянином.
Проблема с нами в том, что каждый, кто видит перед собой микрофон, говорит о «нормализации отношений с Саудовской Аравией» как о чем-то, что уже прямо-таки стучится в нашу дверь, и будет придёт в течение ближайших недель. Находятся даже такие, что «воткнул булавку» ещё в феврале.
Почему февраль? А так! Саудовцы видят энтузиазм Израиля и понимают, что они могут поднять цену – как в плане «послаблений» палестинцам, так и в ядерном вопросе.
Вот так мы и поднимаем цену отношений с Саудовской Аравией до уровня, которого не сможет достичь ни одна израильская уступка.
Ни при каких обстоятельствах Израиль не имеет права предоставлять Саудовской Аравии какой-либо статус в святых местах ислама в Иерусалиме, как это произошло, когда он предоставил контроль над Храмовой горой местному ВАКФу, или статус «хранителя» иорданскому королевскому дому.
Предоставление подобного статуса Саудовской Аравии означало бы подливание керосина в огонь борьбы за контроль над Храмовой горой, в которой ни одна из сторон не имеет преимущества: ВАКФ, Палестинская автономия, Северная и Южная фракции Исламского движения, «Хизб ат-Тахрир» , ХАМАС, Турция и т.д. – все признают суверенитет Израиля, и все ненавидят саудовцев.
Израиль, официальный и национальный, должен сказать саудитам: дорогие друзья, мы вернулись на землю наших предков после горького изгнания продолжительностью 1900 лет, мы создали процветающее государство 75 лет назад.
Несмотря на наше численное меньшинство, мы победили арабские страны во всех войнах, мы превратили все былые террористические организации в единое целое, и выжили на земле наших предков – несмотря на вас и вашу злобу.
Мы создали славную страну, процветающую демократию, развитую экономику, права человека – о которых можно только мечтать, и обрели почетный международный статус среди стран ОЭСР.
Всего этого мы добились без мира с вами и без признания с вашей стороны, так что мир с вами нам, собственно, и не очень нам нужен.
А что вы даете нам – в обмен на мир с вами?
Именно так следует разговаривать с саудовцами: вежливо, терпеливо – но решительно, упрямо и на высоком и отполированном литературном арабском языке, как это принято в пустынях Ближнего Востока.
Нельзя спешить, потому что «аль-аджла ман аль-Шайтан» — спешка дело дьявола. Саудовцы — люди, для которых чувство уважения (чести) является основным элементом структуры личности и образа мышления.
Правила переговоров на Ближнем Востоке совсем не похожи на правила переговоров в Европе или Америке. Здесь другая реальность, другая культура и другие традиции.
Поэтому и правила тут тоже другие. И, если мы хотим быть принятыми как неотъемлемая часть Ближнего Востока, мы должны и действовать в соответствии с правилами региона, потому что другой страны у нас больше нигде в мире нет.
Мордехай Кейдар
– израильский политолог, ученый в области арабского языка и ислама
Перевод:«Nautilus»