Сатьяграха после Аббаса
О том, что человеку не дано знать будущее, известно давно. И человеку, так сказать, в общем, и каждому в отдельности. Но каждый человек, и человечество в целом живут так, будто знают все наперед. Поэтому индивидуум, Махмуд Аббас, например, что-то делает, куда-то ездит, что-то говорит, чем-то руководит, а в это самое время за его спиной происходят […]
О том, что человеку не дано знать будущее, известно давно. И человеку, так сказать, в общем, и каждому в отдельности. Но каждый человек, и человечество в целом живут так, будто знают все наперед. Поэтому индивидуум, Махмуд Аббас, например, что-то делает, куда-то ездит, что-то говорит, чем-то руководит, а в это самое время за его спиной происходят некие процессы. И в какой-то момент ему, Аббасу, говорят, что он свободен. И он уходит.
А может быть, Аббас живет долго и старательно, даже и трудится на благо арабских жителей Иудеи с Самарией, Газы и восточной части Иерусалима, но настает час, когда время, отпущенное каждому в этом мире, истекает. И он уходит.
Не знаю, что имели в виду четыре человека, четыре активиста ФАТХа, начинавшие еще в «Танзиме» до ословских соглашений, когда они задумались над тем, что будет после ухода Махмуда Аббаса с поста главы ПНА, как об этом было сказано в СМИ.
Конечно, четверка думала не одна. Были встречи с руководителями ХАМАСа в Катаре и Стамбуле. В результате выработали план, согласно которому «после Аббаса» должно начаться всенародное ненасильственное сопротивление сионистской оккупации.
Сразу бросается в глаза отсыл к Ганди. И действительно, ненасильственная борьба за независимость, инициированная им, закончилась уходом Великобритании. Это борьба на санскрите называется сатьяграха, и навряд ли ее идеи могут до конца быть понятны человеку, выросшему вне культуры Индии. Впрочем, как и всем индийцам поголовно.
Двумя условиями успеха сатьяграхи Ганди считал отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания. Целью было объявлено превращение соперника в союзника и друга.
Согласно теории Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника.
Ганди рассматривал сатьяграху не как оружие слабых, а как оружие сильнейших духом.
Говоря о ненасилии в условиях современных реалий, деятели ФАТХа не приняли во внимание абсолютное несовпадение условий. Британская Индия была совокупностью государств, колонизованных Британией. Территории Иудеи, Самарии, Газы и Восточного Иерусалима никогда не принадлежали ни одному современному арабскому государству. Турция, Британский мандат – вот и все. Эти территории попали под контроль Израиля в результате побед в войнах, развязанных арабскими странами. А тот факт, что вместо создания своего государства, как это предусматривалось решениями ООН, палестинские арабы предпочли сыграть в русскую рулетку, понадеявшись на обещание арабского мира отдать им не часть, а всю подмандатную Палестину, вовсе не говорит о наличии силы духа, что Ганди предполагал в качестве основы для своей сатьяграхи.
Но что это мы так распалились, почему не хотим поверить, что палестинские арабы способны повторить то, что делали индийцы? Ведь именно готовность все перенести заставила британцев отступить перед непонятной европейцам Индией. Такой, какой сделал ее Ганди. Вот как описывали очевидцы события в округе Дхаршана. Жители намеревались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам. Полицейские, вооруженные палками с металлическими набалдашниками, блокировали доступ. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперед. На головы людей сыплются удары. Все сбиты с ног. Окровавленных относят к перевязочному пункту. На их место подходит вторая шеренга. Люди молча принимают удары, пока в состоянии стоять. Они даже не защищаются. Это вызвало резонанс в Европе. Англия была побеждена.
Нет, это не для бойцов интифады. Они не страстотерпцы. Им сказано, что даже камень выдаст еврея для того, чтобы можно было убить, если он за ним спрячется. Их оружие – камни, ножи, взрывчатка. И на взрывное самоубийство они идут, не думая о возвышенном, они идут к обещанным гуриям.
Я не хочу, чтобы у читателя возникло впечатление, что я считаю идеи Ганди универсальными. Даже Индия ими пренебрегла – Ганди был убит индийцами. После того, как Ганди освободил их от англичан, они начали убивать друг друга. Оторопь вызывает и его совет немецим евреям – совершить коллективное самоубийство и тем самым «вызвать возмущение всего мира и немецкого народа бесчеловечностью гитлеровского режима», как писал об этом Луис Фишер в книге «Ганди и Сталин».
Впрочем, довольно о Ганди. Ведь в программе, разработанной четверкой фатховцев, говорится еще и о какой-то «народной революции на пути к миру». О чем это?
А это уже никакого отношения к непротивлению и ненасилию не имеет. Это означает перекрытие дорог, ведущих к израильским поселениям, с помощью «живых щитов». Это означает разрушение инфраструктуры поселений. Создание помех в обеспечении их электричеством и водой. Нарушение работы мобильной связи и интернета. Это очередная интифада. И все это на фоне отказа от выполнения условий, оговоренных Ословскими соглашениями, а также и Парижскими, если таковые будут заключены до начала «народной революции».
Остаются кое-какие мелочи – отказ признать Израиль до тех пор, пока Израиль не признает палестинское государство. Попытки добиться освобождения всех палестинских заключенных и возвращения палестинских беженцев. Ну, и еще что-то, если потом придет в голову.
Но мы совсем забыли сказать о том, что «план четырех» – это на самом деле план пяти. Ведь руководил его разработкой Баргути. Тот самый, что сидит в тюрьме. А для того, чтобы план реализовался, ему следует быть на свободе.
Есть, конечно, опыт Манделы. Да и Нобелевка в области борьбы за мир, если ее дадут, должна помочь. Может быть, израильские власти поймут, что Баргути именно тот человек, который нужен именно сейчас и именно здесь. Ведь после первой отсидки он получил в университете Бир-Зейт первую степень по истории и политологии и вторую по международным отношениям. Он знает о Ганди. Он хочет занять место Аббаса, когда тот уйдет. Все один к одному – борьба за мир, ненасилие, сатьяграха, президент Палестины. И книги. На обложке – «Ганди и Баргути». Сатьяграха. Двенадцать лет в тюрьме. И пять пожизненных сроков.
Сергей ВОСКОВСКИЙ