Сан-Францисский симфонический хор
Вы, может быть, обратили внимание на то, что в большинстве американских записей, как старых, так и новых, в которых звучит хоровая музыка, участвуют, как правило, студенческие коллективы известных университетов. Хорошие записи, хорошее исполнение. Интересно, а как бы звучали эти произведения в исполнении сильных профессиональных коллективов? На этот вопрос ответить трудно, так как таких хоров в […]
Вы, может быть, обратили внимание на то, что в большинстве американских записей, как старых, так и новых, в которых звучит хоровая музыка, участвуют, как правило, студенческие коллективы известных университетов. Хорошие записи, хорошее исполнение. Интересно, а как бы звучали эти произведения в исполнении сильных профессиональных коллективов? На этот вопрос ответить трудно, так как таких хоров в Америке не столь уж много. Сан-Францисский Симфонический хор – один из них.
Он намного моложе породившего его столетнего Сан-Франциско Симфони: был создан в 1972 году по настоянию тогдашнего музыкального директора нашего оркестра, Сейджи Озавы. Эта акция значительно расширила репертуарные возможности Сан-Франциско Симфони. Временами количество участников Хора превышало 250 человек, сейчас он насчитывает 140. Из них только тридцати участникам оплачивается работа в хоре. Остальные, многие из которых тоже сильные профессионалы, работают на добровольных началах, лишь по велению своих сердец. Три раза в неделю они приезжают в Сан-Франциско из самых дальних уголков Района Залива для участия в репетициях. В течение сезона хор выступает около 30 раз. Принятый порядок оплаты труда хористов, безусловно, связан с финансовыми соображениями, но как удаётся осуществлять без конфликтов такое, прямо скажем, неравноправие, остаётся секретом организации.
Руководителем хора в течение первых десяти лет был Louis Magor. В 1982 году бразды правления перешли к Маргарет Хиллис, которая до того руководила Чикагским Симфоническим хором и подготовила плеяду сильных хоровых дирижёров, в числе которых был и Вэнс Джордж . В 1983 году Хиллис передала руководство коллективом Джорджу, который добился замечательных успехов, возглавляя хор в течение 23 лет.
С 2007 года хором руководит Рагнэр Болин, уроженец Швеции. Он 1965 года рождения, получил блестящее музыкальное образование как хормейстер, оркестровый дирижёр и пианист, а также – как вокалист (тенор). Пению Болин учился у знаменитого шведского тенора Николая Гедды. Неоднократно выступал в качестве дирижёра со многими известными шведскими коллективами, включая Королевский Филармонический хор и Королевский Оперный хор.
В настоящее время Болин совмещает работу с хором с преподаванием в сан-францисской консерватории, а также в Королевской академии в Стокгольме. В разное время он был приглашённым профессором в университетах Индианы и Мичигана. Прошлым летом Болин дебютировал в Карнеги-Холл, дирижируя «Немецким реквиемом» Брамса, а нынешним летом будет дирижировать одним из ведущих бразильских оркестров и хором. Он подготовил Сан-Францисский Симфонический хор к записи Восьмой симфонии Малера, руководимой Майклом Тилсоном Томасом (МТТ). Эта запись получила несколько премий «Грэмми», в том числе за лучшее хоровое исполнение. А всего коллектив получил пять премий «Грэмми».
Тремя премиями из пяти увенчаны выдающиеся достижения Сан-Франциско Симфони, Симфонического хора и дирижёра в исполнении произведений Малера и Стравинского. МТТ – общепризнанный авторитет в трактовке сочинений этих композиторов. С хором весьма успешно работали и многие другие знаменитые дирижёры, и этот коллектив вместе с оркестром был отмечен разного вида наградами, включая и премии «Грэмми» за исполнение «Кармины Бураны» Орфа и «Немецкого реквиема» Брамса (под руководством тогдашнего музыкального директора Герберта Бломстедта). Хор был записан в нескольких кинофильмах, включая «Амадеус» и на DVD (вместе с Сан-Франциско Симфони) в «Свини Тодд».
Хору присущи высокая культура звукоизвлечения, очень чистая интонация (подозреваю, что этому способствовало и уменьшение количества хористов до 140, осуществлённое Болиным), отчётливая и естественная дикция (впрочем, это достоинство подчас превращается в недостаток, демонстрируя все допущенные неправильности в произношении неанглийских текстов). Очень красивое, мягкое звучание, которое даже в патетических эпизодах не создаёт впечатления грубости. Вся динамическая шкала, от тончайшего пианиссимо до громоподобного фортиссимо, позволяет хору создавать некую эмоциональную ауру, соответствующую тому или другому эпизоду. Поражают технические возможности коллектива, что особенно важно при исполнении произведений эпохи барокко и классицизма.
Порою звучание первых сопрано кажется мне излишне светлым, что на высоких нотах приводит к некоторой резкости, создавая иногда даже ощущение открытости звука. Округлить звук, сделать его чуть темней было бы полезным. Сразу же оговорюсь, что высказанные ощущения всегда очень индивидуальны, и то, что вызывает критические замечания у одних, может обернуться похвалой у других.
Недавно состоялся концерт Сан-Францисского Симфонического хора в Дэвис-Холле. Программа не предусматривала участия нашего оркестра, который сейчас находится на трёхнедельных гастролях в Европе. В первом отделении исполнялись преимущественно аранжировки для хора коротких нехоровых произведений немецких композиторов. Очень оригинальным было начало концерта, когда исполнители вошли в зал, заполнив крайние проходы партера. Прозвучало произведение Кнута Нистедта «Бессмертный Бах», написанное в 1988 году по мотивам одного из хоралов И.С.Баха. При этом исполнители были обязаны начинать и заканчивать фразы одновременно, длительность же остальных нот была произвольной, по выбору каждого из них.
Эффект был потрясающим. Публика находилась как бы внутри огромного стереофонического музыкального ящика, цепное дыхание превращало звучание хора в некую медленно текущую реку с таящимися под поверхностью странными, необъяснимыми, таинственными звуками. Следующая вещь, аранжировка для хора «Сарабанды» из «Французской сюиты №1» И.С.Баха, осуществлённая Питером Корнелиусом, была исполнена уже на сцене, продемонстрировав стилистическую верность творению великого композитора.
Аранжировки следующих двух произведений, песни Шуберта «Сильвия» по шекспировским мотивам и песни Шумана «Посвящение», которая была свадебным подарком автора своей невесте Кларе, принадлежат Рагнэру Болину и представляют собой блестящие, изящные пьесы. В первой из них мы слышим перекличку отдельных партий голосов друг с другом, во второй – очаровательное одноголосное пение. Обе песни прозвучали в сопровождении фортепьяно (пианист – Мэтью Эдвардс, работающий с этим хором с 1954 года).
В своё время Сэмюел Барбер сочинил струнный квартет, вторая часть которого приобрела огромную популярность. В 1938 году Тосканини попросил композитора сделать оркестровую транскрипцию этой части, что Барбер выполнил, назвав это произведение «Адажио для струнных». Вскоре, однако, композитор переделал и его – для исполнения смешанным хором в сопровождении органа, на слова одной из месс, назвав его Agnus Dei. Вещь была исполнена очаровательно, приятно звучала солистка Фиби Евтович. Партию органа исполнял Роберт Морган. И в этом случае, и в других номерах с участием органа он делал это достаточно искусно. Завершили первое отделение две песни Малера в обработке Клитуса Готвальда. Обе вещи носят романтический характер и прозвучали роскошно. Солировали сопрано Кейлин Эрин Миллер и Синди Уивил.
Однако второе оделение оказалось даже более эффектным. Оно было посвящено исполнению «Реквиема», Ор.9, французского композитора Мориса Дюрюфле (1902-1986). Реквием создан для смешанного четырёхголосного хора, солистов и органа. Партию органа исполнял Морган, очень хорошо пели солисты, меццо-сопрано Лиа Вул и баритон Майкл Тейлор. Сочинённый глубоко верующим композитором, «Реквием» производит впечатление своей убеждённостью, искренностью, неистовством и некоторым мистицизмом. Дирижёр проделал огромную предварительную работу, анализируя это сочинение. В результате – глубокое внимание к деталям, к окраске и силе звучания, к выстроенности драматургии, к сбалансированности звучания отдельных групп хора. Несмотря на мрачную силу отдельных частей, Реквием завершается, вопреки традиции, достаточно оптимистично. Хор пел замечательно, с большим увлечением и страстью.
Сан-Францисский Симфонический хор – очень интересный и высокопрофессиональный коллектив, которому доступны произведения самых различных жанров и эпох. Его опекают очень талантливые люди. Все его программы, как прошлые, так и настоящие и, с уверенностью можно сказать, будущие, заслуживают внимания. Их надо слушать.