Сан-Францисский балет – на высоте
В воскресенье, 28 июля, нескончаемые толпы людей устремились в Stern Grove Park на традиционный концерт замечательной балетной труппы первого созданного в США балетного театра, Балета Сан-Франциско. Часть людей расположилась на скамьях, другие – за столами, но подавляющее большинство – на подстилках. Было очень много детей, которые вели себя примерно; люди закусывали, а многие – и […]
В воскресенье, 28 июля, нескончаемые толпы людей устремились в Stern Grove Park на традиционный концерт замечательной балетной труппы первого созданного в США балетного театра, Балета Сан-Франциско. Часть людей расположилась на скамьях, другие – за столами, но подавляющее большинство – на подстилках.
Было очень много детей, которые вели себя примерно; люди закусывали, а многие – и запивали. И всех беспокоила одна и та же мысль: состоится ли концерт в этот холодный ветреный день или его отменят. Но ветру в амфитеатре Stern Grove разгуляться было негде, температура воздуха к обеду несколько поднялась, а танцовщикам и балеринам некогда было обращать внимание на погоду, так как они интенсивно разминались на сцене. Концерт состоялся.
Оркестр, которым дирижировал музыкальный директор театра Мартин Уэст, раположился перед сценой, слегка закрывая исполнителей, но с этим приходится мириться.
Как всегда в последние годы, оркестр играл слаженно и эмоционально, привычно подчиняясь указаниям дирижёра. Звучание было мягким
и, я бы сказал, сочным.
В первом отделении исполнялась композиция Алексея Ратманского «Из разных стран», поставленная им в Сан-Франциско в минувшем сезоне. Были показаны русский, итальянский, немецкий, испанский, польский и венгерский танцы. Не берусь судить, в какой мере эти танцы базировались на характерных танцевальных движениях тех или иных народов, но все они были исполнены темпераментно и с удовольствием, в соответствии с продиктованным музыкой настроением.
В этом вихре движений не так-то просто оценить каждого исполнителя, но особенно запомнились выступившая несколько раз солистка Саша де Сола, ведущая солистка Францес Чанг, солистки Дэна Геншафт, Дорес Андре, а среди мужчин – ведущие солисты Геннадий Недвигин, Джоан Боада и участник кордебалета Майлес Сетчер, к которому мы ещё вернёмся.
Особенно радостно было видеть Недвигина, который в минувшем сезоне получил травму во время одного из спектаклей
и не участвовал в представлениях до конца сезона: балетное искусство – опасная профессия. Сейчас он полностью восстановил здоровье и продемонстрировал обычную для себя лёгкость и пластичность движений и характерное «зависание» в воздухе во время прыжков.
Второе отделение началось с исполнения нового балета «Камень и сталь», поставленного молодым балетмейстером Майлесом Сетчером. Это не однофамилец, а всё тот же участник кордебалета. Совсем молоденький парень, он уже поставил несколько балетов, которые прошли с большим успехом. Похоже, этого танцовщика ожидает яркое хореографическое будущее. Танец исполнялся под фонограмму, использующую эпизоды из произведений композиторов Майкла Наймана и Яна Тирсена. В спектакле участвовали четверо мужчин и шесть женщин, все – из кордебалета, за исключением Саши де Сола. Танец представляет собой исполняемые в бешеном темпе движения, частично напоминающие спортивные, очень сложные и «горячие», так что у зрителей иногда останавливалось дыхание. Лица исполнителей были угрюмы, неподвижны и походили на маски. Пожалуй, этот номер вызвал наибольшую в концерте овацию зрителей.
Следующим номером стал дуэт «Сдержанный плач» на музыку Альбинони, исполненный двумя замечательными танцовщиками, гордостью труппы – Ян Ян Тан и Демианом Смит. Их партнёрство в течение нескольких лет позволяет им понимать друг друга «с полуслова», их лирический танец благороден и возвышен, каждое их движение наполнено красотой и совершенством. Публика буквально затаила дыхание, стремясь не упустить ни одного движения знаменитой пары.
Далее должен был последовать ещё один антракт, но устроители концерта решили отказаться от этого перерыва и предложить публике последнюю программу, «Suite en Blanc», название которой я перевёл как «Сюита неожиданностей». Это собрание танцевальных миниатюр на музыку Эдуаро Лало, поставленных в своё время выдающимся хореографом Сергеем Лифарём. Каждый номер был своеобразной жемчужиной, с которой не хотелось расставаться, но следом появлялась ещё более впечатляющая жемчужина, и так до конца… Очень изящны и точны были представительницы кордебалета Мари-Клэйр Д’Лиси, Кристина Линд, Дженнифер Стааль. Запомнился прекрасный номер в исполнении всё той же Саши де Сола, а также Давита Карапетяна и Витора Луиза. Все трое были очень хороши, но не могу не выделить Карапетяна, который за годы пребывания в нашей труппе стал не только одним из лучших ее танцовщиков, но ещё и замечательным артистом.
Очень хорошо и технически, и артистически исполнила серенаду испанка Клара Бланко, а другая испанка, Дорес Андре, успешно выступила в танце с участием ещё четырёх человек. Среди них оказался и новый солист, Дмитрий Загребин, наш соотечественник, двадцати трёх лет. Пожелаем ему успехов. Ванесса Захорян исполнила номер под названием «Сигаретта», а Тарас Домитро станцевал мазурку. Это был в тот день лучший мужской танец. Домитро стал одним из лучших танцовщиков за сравнительно непродолжительное время его пребывания в труппе. Мы увидели также хорошее выступление в па-де-де Вонтинг Жао и Тийта Хелиметца. А лучшим женским танцевальным номером стало выступление француженки Софиане Силве. Она продемонстрировала как выдающуюся технику, так и выразительность и эмоциональность, которые нашли горячий отклик у аудитории.
Тысячи собравшихся на представление горожан поднялись, устроив бурную овацию превосходной труппе. Мы, зрители, ожидаем от этого выдающегося коллектива новых балетных свершений. Концерт в Stern Grove Park подтвердил, что наши ожидания не напрасны.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско