Сан-Франциско Симфони завершает сезон интереснейшими программами

Share this post

Сан-Франциско Симфони завершает сезон интереснейшими программами

Недавняя программа с участием МТТ и Юджи Ванг была исполнена четыре раза с большим успехом при заполненном зале. В первом отделении прозвучали небольшие по объёму  шедевры  Форе, Шуберта, Дворжака, Грига и Первый фортепианный концерт Прокофьева (солистка Юджа Ванг). Второе отделение было посвящено творчеству Дебюсси. В программе первого отделения было запланировано ещё и Скерцо – также […]

Share This Article

Недавняя программа с участием МТТ и Юджи Ванг была исполнена четыре раза с большим успехом при заполненном зале.

В первом отделении прозвучали небольшие по объёму  шедевры  Форе, Шуберта, Дворжака, Грига и Первый фортепианный концерт Прокофьева (солистка Юджа Ванг). Второе отделение было посвящено творчеству Дебюсси. В программе первого отделения было запланировано ещё и Скерцо – также в исполнении Юджи Ванг – из «Симфонического концерта №4» малоизвестного английского композитора Генри Литолфа, но, к сожалению, исполнение этого произведения не состоялось по «объективным причинам».

А случилось вот что. Когда Юджа уже почти заканчивала исполнение Концерта Прокофьева, одна из струн верхнего регистра рояля порвалась. Дождавшись первой же фортепианной паузы, Юджа сумела часть порванной струны убрать в «укрытие» и благополучно закончить исполнение концерта. Был объявлен  преждевременный перерыв, и молодой сотрудник Дэвис-холла попытался устранить последствия «аварии», но без успеха. Запасного же рояля не оказалось.

Проблемы со скрипичными струнами солистов во время концертов – явление достаточно обычнное. Каждый скрипач носит в футляре для инструмента полный набор струн. Когда струна на скрипке солиста рвётся, обычно концертмейстер оркестра передаёт свою скрипку солисту, а инструмент солиста – кому-либо из скрипачей оркестра; тот немедленно убегает за кулисы и натягивает новую струну. Проблемы со струнами роялей во время концертов – событие чрезвычайно редкое, но, тем не менее, поскольку это иногда случается, понятно, что администрация концертного зала должна держать в запасе ещё один рояль. То, что произошло недавно, явный недосмотр администрации.

Первое исполнение прокофьевского одночастного Фортепианного концерта №1 состоялось в 1912 году (солировал сам композитор) и вызвало весьма разноречивые отклики в прессе. Одни критики превозносили это произведение, другие писали, что Прокофьев – сумасшедший, на которого надо надеть  «смирительную рубаху». До сих пор очень различается исполнение этого пятнадцатиминутного концерта как оркестрами, так и солистами. Мне кажется, что на сей раз как игра оркестра, так и исполнение Юджи Ванг были идеальными, наиболее близкими к замыслу композитора.

Юджа Ванг

В этом небольшом произведении было представлено всё: непрестанная смена темпов и интенсивности звучания; много чисто фортепианных новаций; лирическое раздумье, сменяющееся неукротимым натиском; филигранная, запредельная техника и возвращение к несколько видоизменённому началу. Невольно вспоминаешь русскую пословицу: «Мал  золотник, да дорог». Замечательным было взаимодействие оркестра и солистки: при всех «бурях и натисках» оркестр ни разу не забивал солистку, а фразировка солистки, даже на  всех возможных и невозможных скоростях и предельных форте, была отчётлива и обусловленна замыслом композитора. Можно, конечно, сострить, что даже рояль не выдержал натиска Юджи Ванг, но хочется ещё раз подчеркнуть, что всё исполнение было талантливо и отмечено чувством меры. Это было одно из лучших выступлений  выдающейся пианистки.

Концерту Прокофьева предшествовали в исполнении оркестра «Павана» Форе, «Прелюдия №3» Шуберта из Розамунды, Д.797,  «Легенда» Дворжака, опус 59, «Весной»  Грига, оп.34, №2. Всем перечсленным миниатюрам присущи в исполнении оркестра мелодичность, изящество, вариационность (как, например, в миниатюрах Шуберта или Грига), живость (как, например, у Дворжака). Звучание оркестра было превыше всех похвал: воздушная красота, полётность, свет, цветовая окраска и настроение. У читателей и посетителей концерта могло возникнуть представление, что эта лёгкость и воздушность свидетельствуют о лёгкости партитур. Может быть, в этом есть доля правды. Но, что важнее, эти и другие качества исполнения явились результатом огромного труда, вложенного дирижёром и оркестром во время репетиций. Сан-Франциско вправе гордиться своим оркестром.

Второе отделение концерта было посвящено творчеству Дебюсси. Исполнялось его произведение «Images pour orchestre» («Оркестровые образы»), состоящее из трёх частей: «Жиги», «Весенние хороводы» и «Иберия» (перечисляю названия частей в той последовательности, в которой они исполнялись на концерте). Жига – старинный танец, корни которого можно проследить в Англии ещё со средних веков, «Весенние хороводы» возникли во Франции, а «Иберия» – в испаноязычных землях.

«Жиги» Дебюсси – несколько меланхолическая и в то же время полная поэзии и любви пьеса. Некоторая пикантность  такого сочетания создаёт особую атмосферу проницательности и утончённости.  Вторая часть, «Весенние хороводы», – бьющий через край весенний танец любви, чрезвычайно привлекательный и не требующий никаких объяснений. Композитор Мануэль де Фалья  писал, что Дебюсси сочинял испанскую музыку, не побывав в Испании, но при этом он знал Испанию из литературы, живописи, песен, танцев. Он, как утверждал де Фалья, познал Испанию с помощью своего воображения и сочинял превосходную испанскую музыку.

Подтверждением этого является самая весомая часть  «Образов для оркестра», «Иберия», которая сама состоит из трёх частей и является украшением всего сочинения. Дебюсси, создавая здесь «испанскую музыку», проявил вдохновенную  изобретательность и продемонстрировал мастерское использование различных инструментов в качестве солирующих в тех или других эпизодах или выступающих в малых ансамблях. Какое разнообразие и красоту мы услышали в этой части, которая  стала украшением всего триптиха!

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

Вышла в свет  книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567-3223).   

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »