Русская ласка
История повторяет себя. Недавнее возрождение еврейского государства возвращает нас к истории возникновения первого – 33 века назад.
Тогда, вырвавшись из египетского рабства, продолжавшегося 210 лет, евреи долго изживали наследие этого рабства. Разрушение вавилонянами Первого Иерусалимского храма в 586 году до н.э. имело одной из причин неразумную привязанность политики царя евреев Цедкияу к Египту. Несмотря на прямой запрет Торы возвращаться в Египет евреи в тяжёлый момент своей истории в Египет вернулись и даже пытались построить там замену Иерусалимскому Храму. Этому печальному возвращению посвящён пост Гедальи, который мы держим ежегодно на следующий день после празднования Нового года – Рош Хашана.
Похожую Египту роль в современной истории евреев играет Россия. Иван Грозный учредил закон, запрещавший евреям находиться в его царстве под страхом смерти. Но, как все законы на Руси, и этот соблюдался тяп-ляп. Так вице-канцлер при Петре I крещёный еврей П.П.Шафиров через десятки своих внуков и внучек породнился практически со всей современной ему знатью. Елизавета вновь вернулась к строгостям Грозного, однако при Екатерине II, после разделов Польши, большинство мирового еврейства невольно оказалось жителями Российской империи. Императрица учредила черту оседлости и другие антиеврейские законы. Особенно омерзительным для евреев было время правления двух последних российских царей, отмеченное сотнями кровавых еврейских погромов и вопиющим по дикости «кровавым наветом» дела Бейлиса.
Это привело к тому, что примерно половина из 4-6 миллионов евреев империи (цифры в разных источниках разнятся) эмигрировала. Российские евреи в те годы стали пионерами сионистского проекта в Палестине.
В эссе «Русская ласка» выдающийся еврейский политический мыслитель Зеев Жаботинский сокрушался равнодушию к страданиям притесняемых евреев великой русской литературы, которая «руками своих первых пальцем о палец не ударила в их защиту… Никогда ни один из ее крупных художников не поднял голоса в защиту правды, растоптанной на нашей спине… русская культура, бессознательно опираясь на казенное насилие, расположилась на чужих полях и пьет их материальные и нравственные соки».
Конец царизма в России высвободил огромный потенциал её евреев. ХХ век стал их веком. Гении в живописи Марк Шагал, Хаим Сутин, Роберт Фальк, в литературе Исаак Бабель, Василий Гроссман, Илья Ильф, поэты Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, музыканты Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, театральные режиссёры Всеволод Мейерхольд, Анатолий Эфрос, киношные, как Сергей Эйзенштейн, были лишь видимой вершиной айсберга. Мы дали миру великих математиков, физиков, генетиков, психологов. И несмотря на то, что некоторые из этого удивительного списка были убиты режимом, других преследовали, евреи чувствовали себя в СССР не хуже, чем в европейских странах жестокого к ним века.
В пору массового уничтожения нашего народа европейцами СССР был страной, в которой евреи имели возможность защищать себя с оружием в руках. И они ею воспользовались. Мне представляется, что именно более полмиллиона высокомотивированных еврейских воинов, около 200 000 из которых погибли и 180 000 были ранены, решили исход войны в пользу СССР.
За что сражались остальные жители СССР – понять трудно. Чем немецкие оккупанты были для них хуже сталинской деспотии с её раскулачиванием, Голодомором, классовой борьбой, сталинским приказом от 17 ноября 1941 года за № 428, обрекавшим на гибель десятки миллионов граждан его страны, оказавшихся по его вине на оккупированной территории? Впрочем, работа заградительных отрядов и СМЕРШа несколько развеивают это недоумение. По данным Марка Солонина, советские военные трибуналы за годы войны осудили 2 530 683 человека. Приговорили к расстрелу 217 тысяч. Сравните: на 22 июня 1941 года общая численность вермахта составляла 7 234 000 человек. То есть Сталин своими руками репрессировал более трети такой армии.
После совершённого в войну подвига советские евреи с недоумением встретили яростную антиеврейскую кампанию, начатую сталинским режимом с убийства Соломона Михоэлса 12 января 1948 года. Интенсивность её значительно превосходила нацистскую, 6 лет, до самого начала войны, пытавшихся лишь выдавить евреев из Рейха. Сталин был стремительнее. 12 августа 1952 года он расстрелял Еврейский антифашистский комитет, в начале 1953 года затеял Дело врачей, а на март 1953 года наметил Всесоюзный погром. Смерть злодея накануне погрома, на Пурим, остановила этот план.
У евреев возникла иллюзия возможности их существования в СССР. Развеяла её Шестидневная война 1967 года. Вожди СССР показали, что готовы пойти на всё, чтобы уничтожить еврейское государство. Дважды они были на грани приказа о ядерной бомбардировке Израиля. Восстание советских евреев против властей начали 15 июня 1970 года 14 героев-«самолётчиков», продемонстрировавших, что готовы идти на смерть за шанс покинуть наш новый Египет. 20 лет продолжалось это восстание, десятки прошли через ГУЛАГ, тысячи – через «отказ», и в начале 90-х годов СССР рухнул, а евреи, после тех же 210 лет пребывания, как в Египте, если считать от разделов Польши, покинули Россию.
Однако советское наследие, как некогда египетское, продолжает довлеть над массой русскоязычных израильтян. Работает над этим процессом и «страна исхода», рассматривающая Израиль как желанную цель для вовлечения в фарватер своей политики. И средств для этого Россия не жалеет.
Посетив своих друзей в приморской Нетании я лицезрел построенный там Россией на обширной территории мемориал Советской армии. Не та ли это армия, что после тайного договора Сталина с Гитлером напала на Польшу и совместно с Вермахтом провела в Бресте парад победы над западным соседом СССР? Эта победа союзников стоила польским евреям 3 миллиона жизней.
Не та ли это армия, что по тому же договору оккупировала прибалтийские республики и сослала в Сибирь «буржуазию», включая многих евреев? Сейчас можно сказать, что эта высылка спасла от Холокоста многих, сумевших выжить в сибирской стуже. Так ведь и Гитлер по этой логике спасал евреев. Юному Менахему Бегину, бежавшему из Польши в Вильнюс и осуждённому там НКВД «за шпионаж», предстояло превратиться в лагерную пыль. Но Гитлер напал на Сталина. Бегин вспоминал: на барже, перевозившей арестантов из Сибири на Крайний север, раздался приказ начальника: «Все, кого назвал, поднимаются с вещами. Пришло указание освободить всех поляков, вы выходите на свободу». Благодарить Гитлера Бегин не заспешил.
Не той ли это армии мемориал, что потопила в крови венгерское восстание 1956 года, что изнасиловала Чехословакию, мечтавшую о «социализме с человеческим лицом» в 1968-м? Чьих пилотов, «исполнявших интернациональный долг», сбивали израильские лётчики в войнах, которые развязывали против них арабы?
Говорят: «В этой армии сражались наши отцы. Она спасла евреев». Это пахана в Кремле да его банду она спасла. Евреи случайно оказались с нужной стороны.
Три брата моего папы погибли в той войне, да и сам он прошёл её от начала до конца. Ни одного доброго слова об армии я от него не слышал. В МВ1 потери русской и немецкой армий были примерно одинаковы, в МВ2 потери советской по меньшей мере в 6 раз превышали немецкие. Экстраполируем: 1/6 потерь советской армии – от немцев; 5/6 – из-за бездарного и преступного командования. Крупный советский писатель Виктор Астафьев, фронтовик, перенёсший тяжёлое ранение, писал Илье Эренбургу: «Советская военщина – самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете».
Другой образец российской «монументальной пропаганды» в Израиле – памятник жертвам блокады Ленинграда, воздвигнутый ныне в Иерусалиме недалеко от Кнессета. У евреев мало было своих трагедий? В Ленинграде умирали и евреи. Так же, как в Катынском лесу, в котором НКВД расстреляло 21 857 пленных польских граждан. Почему памятник Ленинграду, а не Катыни? Трагедия Ленинграда – это тоже преступление сталинизма, о чём немало писалось. Мой добрый знакомый, герой нашего народа Иосиф Бегун, отбывший 3 срока в ГУЛАГе в наказание за свою борьбу за еврейскую культуру, сказал мне: «Давно не участвовал в демонстрациях. Но на демонстрацию против этого мемориала пойду».
Российские власти чувствуют себя всё вольготнее относительно Израиля, используя его как полигон для своих спецслужб. Недавно они, с целью обмена на крупного международного финансового мошенника Алексея Буркова, арестованного в Израиле, похитили еврейскую девушку Нааму Иссахар, неосторожно запланировавшую пересадку в московском аэропорту. Видно, непростой этот Бурков – такие гангстерские похищения из-за рядового хакера не проводят.
В израильской политике давно существует «русская партия» НДИ, даже название себе скопировавшая с российской «партии власти», впрочем, давно исчезнувшей. Уже полтора года НДИ, не присоединяясь ни к правому лагерю, ни к левому, парализует израильскую политическую жизнь и, имея стабильный электорат, может держать Израиль в заложниках неизвестно как долго.
Недавно НДИ опубликовала Манифест к предстоящим выборам, ставящий в тупик желающих понять её приоритеты. Манифест провозглашает: «Поскольку уникальной особенностью еврейского народа является абсолютное тождество религиозной и национальной принадлежности, еврейская религия не может быть декларативно отделена от еврейского государства… Государство… не вправе само отмежевываться от религии, поскольку это – еврейская религия и еврейское государство». Но такая декларация – полная противоположность ультиматуму НДИ к правительству с требованием отменить соблюдение в торговле и на транспорте базовые правила Шаббата – одной из ключевых концепций иудаизма.
НДИ утверждает: «Не может быть спора о том, что важнее – целостность территории Эрец-Исраэль или национальное единство. Единство народа, безусловно, важнее. Им ни при каких условиях и обстоятельствах нельзя поступаться. Утрата такого единства будет безвозвратной, а ее последствия – катастрофическими». Но если единство для НДИ столь важно, то почему они категорически отказываются входить в правительство с религиозными партиями и ведут против них злобную кампанию, как будто ультраортодоксы – это ХАМАС?
Впрочем, вполне соответствует пренебрежительному отношению партии НДИ к «целостности территории Эрец-Исраэль» её предложение об «обмене территориями и населением в отношении израильских арабов». Обмен – это отдача каких-то своих территорий взамен других. Разъяснение: «Эта мера позволит также арабам, проживающим в других населенных пунктах Израиля, таких как Яффо, Акко и других, и считающим себя частью палестинского народа, избавиться наконец от “раздвоения личности”» мало что разъясняет. Что мешает этим арабам сейчас избавиться от “раздвоения личности” и просто переехать в ПА?
Странная политика и загадочная программа «русской партии» заставляют усомниться в искренности её лидеров, предположить существование в их намерениях «двойного дна». Да и в целом: при повышенном интересе российских властей и их спецслужб к Израилю, при их щедрой «монументальной пропаганде», нужна ли еврейскому государству в принципе «русская партия»? Не пора ли нам отрешиться от нашего последнего «Египта» и покинуть его не только физически?
Новая книга Бориса Гулько:
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис Гулько