Романтическая опера Джека Хегги «Моби Дик»
Недавно состоялось первое исполнение в Сан-Франциско последней оперы Джека Хегги «Моби Дик». Все восемь спектаклей прошли с огромным успехом. Ее премьера была осуществлена в Далласе в апреле 2010 года, а затем она была поставлена на оперных сценах Южной Австралии, в Калгари (Канада) и в Сан-Диего. Что особенно приятно, Джек Хегги – наш земляк и поныне […]
Недавно состоялось первое исполнение в Сан-Франциско последней оперы Джека Хегги «Моби Дик». Все восемь спектаклей прошли с огромным успехом. Ее премьера была осуществлена в Далласе в апреле 2010 года, а затем она была поставлена на оперных сценах Южной Австралии, в Калгари (Канада) и в Сан-Диего.
Что особенно приятно, Джек Хегги – наш земляк и поныне живущий в Сан-Франциско. Многие помнят его нашумевшие оперы «Dead Man Walking» (исполненную более чем в десяти театрах) , “Three Decembers” (шедшую в Зеллербах Холле). Он автор ещё нескольких опер, более 200 романсов и многих инструментальных сочинений. Родился Джек Хегги в 1961 году.
Либретто оперы было создано Джин Широм в тесном сотрудничестве с Хегги по мотивам одного из самых знаменитых и популярных романов американской литературы, «Моби Дик» Германа Мелвилла, опубликованного в 1851 году. Роман написан от первого лица, называвшего себя Ишмаэлом, и описывает события, в которые Ишмаэл был вовлечён во время своего пребывания на китобойном судне «Пиквод» под командой Капитана Ахаба. Перед либреттистом стояла трудная задача уложить сложное содержание толстого романа в трёхчасовую двухактную оперу, что ему успешно удалось. Получилось наполненное драматическими событиями произведение эпических масштабов.
В первом акте, по замыслу создателей оперы, нет каких-либо знаменательных событий, но происходит знакомство зрителей с главными действующими лицами. Для той части публики, которая не читала роман Мелвилла, эта избыточная информация могла вызвать сущую путаницу в головах. Но, похоже, в зале таких зрителей было мало, а может, и вовсе не было.
В спектаклях даже небольшие роли исполняли певцы высокого класса. Партию гарпунёра Квиквега исполнял бас из Новой Зеландии, Джонатан Лимэлу. Это был его дебют в Сан-Франциско. Обладатель полётного звонкого тенора Стивен Костелло дебютировал в Сан-Франциско в роли Гринхорна (назвавшего себя впоследствии Ишмаэлом). Молодой певец – один из самых перспективных теноров, выступил уже в ведущих партиях в самых известных оперных театрах, в частности, в Москве. Оба персонажа сблизились духовно, обсуждая философские проблемы – от существования божественного начала до язычества – и в «обратном направлении».
Ещё один дебют в Сан-Франциско – лирико-колоратурное сопрано Талис Тревин, единственная в опере женщина, да и то исполняющая «брючную роль» четырнадцатилетнего юнги по имени Пип. Прекрасная внешность, очень красивый голос, подвижность, отважное пение на мачте… Она в самом начале своей творческой карьеры. Вторая по важности роль, Первого помощника капитана Старбака, досталась американскому баритону Моргану Смиту. В условиях, когда капитан Ахаб самоустранился от руководства командой, вся тяжесть ответственности за корабль и команду легла на плечи его Первого помощника. Морган Смит обладает большим голосом красивого тембра и создаёт убедительный образ бывалого моряка и положительного человека. Партии второго и третьего помощников капитана, Стабба и Флэска, неплохо исполнили соответственно баритон Роберт Орс и тенор Мэтью О’Нейл. Роль Капитана Гардинера, командира другого корабля, «Речел», исполнил выпускник Мерола Опера Програм и участник Адлер Феллоус, корейский баритон Джу Вон Канг.
Главный персонаж оперы – Командир корабля «Пиквод» Ахаб в исполнении Джея Хантера Морриса, обладателя крепкого вагнеровского тенора, часто называемого героическим тенором. Сан-Францисская публика хорошо знакома с этим певцом, он неоднократно выступал здесь в различных ролях. Тембр его голоса, быть может, не очень привлекателен, но выразительность и глубина исполнения вполне убедительны, как и темперамент и эмоциональность. Впрочем, была бы кстати большая жёсткость в сценическом и вокальном воплощении этого образа.
Некогда Ахаб уже повстречал громадного Белого Кита, Моби Дика. Эта встреча обошлась ему потерей корабля и одной ноги. С тех пор Ахабом полностью завладела одна практически невыполнимая, безумная идея – встретить «того самого» Моби Дика и отомстить ему. С этой целью он и снарядил экспедицию китобойного судна «Пиквод». Всё остальное Ахаба не интересует, включая и его команду.
Ахаб демонстрирует аномальное поведение, которое со временем становится всё более эксцентричным и даже безумным. Одержимый одной лишь целью – поймать и уничтожить Моби Дика, он запрещает команде заниматься привычной деятельностью: вылавливать, забивать и обеспечивать сохранность «даров моря». Команда томится от безделья, развлекается, затевая то танцы, то драки. Затонула одна из лодок, на которой находился Пип. Команда встревожена, но через некоторое время появляется Пип, которому удалось спастись. Нагнетается всё большая напряжённость. Старбак уже готов убить Командира, но мысль о жене и ребёнке останавливает его.
Акт 2. Прошёл год. Внезапно умирает Квиквег, успев попросить команду соорудить для него гроб. Во время разыгравшегося шторма молнии вызвали пожары, которые сожгли мачты. Навалившиеся беды помутили рассудок Пипа, который начинает вести себя неадекватно. Издалека слышен голос Гардинера, командира китобойного судна «Речел», который просит Ахаба помочь ему в поисках его сына, исчезнувшего во время шторма. Хотя Гардинер невидим, волнующая тонкая вязь его переговоров с командиром «Пиквода» производит большое впечатление. Ахаб отказывается и приказывает своей команде сняться с якорей для продолжения поисков Моби Дика.
Следует длительная беседа Ахаба и Старбака, в ходе которой они находят человеческие черты друг у друга. Старбак почти сумел убедить Капитана вернуться к их семьям, как вдруг… на горизонте появляется Моби Дик. Ахаб отправляет вдогонку вельботы, завязывается битва, во время которой гигантский кит уничтожает два вельбота, а затем отправляет в пучину и корабль «Пиквод». Оставшись один на один с Белым Китом, Ахаб успевает вонзить в него нож; Моби Дик затем увлекает Ахаба на дно моря. Выживает лишь Гринхорн, который удерживается на поверхности, используя предназначенный для Квиквега гроб в качестве плавучего средства. Гринхорна сумел подобрать корабль «Речел».
«Моби-Дик» – хорошо выстроенная опера, достаточно компактная и выразительная, где каждый эпизод играет важную роль как в драматическом, так и в музыкальном отношении. Из романа Мелвилла выбраны лишь те эпизоды, которые непосредственно работают на сюжет, и ничто не уводит нас в сторону. Наибольшее внимание уделяется противоречивому образу Капитана Ахаба. В основном, авторов интересуют взаимоотношения между членами команды корабля. Хегги хорошо знает особенности человеческих голосов и мастерски использует их. Напомню, что его новый вокальный цикл, блестяще исполненный в нынешнем году меццо-сопрано Джойс Дидонато, можно с уверенностью назвать вокальным шедевром. Неудивительно, что все вокальные партии оперы «Моби Дик» очень удобны для исполнителей и очень выигрышно выглядят, будь то речитативы, арии, дуэты или мужские хоры.
Очень сильное впечатление оставляет работа дирижёра-постановщика Патрика Саммерса (являющегося главным приглашённым дирижёром Сан-Франциско Опера), который дирижировал как премьерой оперы в Далласе, так и остальными постановками «Моби Дика». Внимание к деталям и к их окраске, точность и естественность требуемой динамики, должный звуковой баланс вокальных сцен и оркестра – всё вызывает согласие и чувство удовлетворения. Как всегда, прекрасно прозвучали хоровые сцены (хормейстер Йэн Робертсон).
Режиссёром-постановщиком оперы является Леонард Фоглиа, главным художником – Роберт Брил, художником по свету –Кейван Свифт, художником по проекциям – Илэйн Маккарти. В спектаклях задействованы и многие другие члены постановочной команды. Не случайно я называю их всех одновременно, ибо их участие в создании спектакля неотделимо одно от другого. Честно признаюсь, что мне ещё не приходилось видеть сценическое оснащение такого высокого уровня. Вы видите бушующее море, выбрасывающее из своих глубин очередную жертву, чтобы затем поглотить её; тонущие лодки и корабли; ломающиеся и горящие мачты; моряков, браво карабкающихся на мачты и падающих затем в море; смелого мальчишку, взобравшегося на мачту и поющего там; пенистый вал, сметающий всё на своём пути. Вы не видите весь корабль, но отдельные его части проступают сквозь туман, а остальное дорисовывает ваше воображение. Вы видите даже тень Моби Дика, набрасывающегося на очередную жертву.
При более внимательном рассмотрении можно было бы заметить какие-либо неполадки этого спекталя и поспорить по поводу некоторых решений, но, в целом, можно с уверенностью сказать, что «Моби Дик» – замечательная новая опера, созданная Джеком Хегги и Джин Широм и очень хорошо воплощённая на сцене Сан-Францисским оперным театром.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско