Редкие картины в Сан-Франциско
Лето в городе выдалось урожайное! Значительные произведения европейского искусства, крайне ред-ко покидающие свои родные музейные залы или таинственные хранилища частных коллекций, со-вершили долгие и сложные путешествия и благополучно прибыли в Сан-Франциско, как бы для того, чтобы избавить жителей города от многочасовых перелетов, континентальной жары и прочих трудностей, связанных с желанием приобщиться к великому искусству.
Скажем так: автопортрет Рене Магритта 1964 года (из частной коллекции) с лицом, полускрытым зеленым яблоком – самым узнаваемым символом искусства бельгийского художника, а также автопортрет Рафаэля 1506 года из галереи Уффици (из коллекции кардинала Леопольдо де Медичи, жившего в XVII веке) ныне пребывают с короткими визитами в музеях Сан-Франциско и продолжают поражать публику оригинальностью идей и высокой степенью мастерства своих создателей.
René Magritte:
The Fifth Season
Выставка Магритта в музее современного искусства San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA) посвящена позднему периоду творчества художника – с 1943 по 1967 годы. В названии выставки, René Magritte: The Fifth Season, использовано название его картины 1943 года «Пятый сезон». На ней изображены два безликих человека в традиционных для Магритта шляпах-котелках, идущих по улице навстречу друг другу и несущих в руках картины в рамах, с едва различимыми изображениями голубого неба с облаками – на одной и зеленого леса – на другой.
Какой такой пятый сезон имел в виду художник? Говорил ли он о нашем восприятии действительности и вере в то, что в году существуют четыре определенных сезона, притом что всем своим творчеством он постоянно противоречил общепринятым устоявшимся понятиям? Намекал на то, что между весной и летом или осенью и зимой существует еще один сезон, не такой, как все остальные?
Думал ли о надежде на новый виток своей карьеры, которая дала заметный сбой в годы Второй мировой войны и оккупации Бельгии? О том, что пройдет еще один военный год – и настанет сезон новой, мирной жизни? Или приравнивал живопись к природе, но существующей вне обычных сезонов, в иной реальности, которой и посвятил все свое творчество?
Небо и облака, листва деревьев, дом с освещенными окнами, а также летящие птицы, большие камни и особенно шляпа-котелок, зеленое яблоко и курительная трубка являются любимыми символами и предметами изображений бельгийского сюрреалиста, кочующими из одного его произведения в другое, никогда не повторяясь в точности, но всегда интригуя зрителей необычными обстоятельствами и необъяснимыми метаморфозами.
Одна из ранних картин Магритта, написанных маслом (всегда с изумительной точностью деталей и чрезвычайно гладкой поверхностью полотна), изображала курительную трубку с надписью: «Это не трубка». Зрителям предлагалось не верить своим глазам или не верить словам художника.
Много лет спустя та же трубка продолжала появляться в его рисунках с надписью: «Это все еще не трубка», как бы пытаясь достучаться до привыкшего доверять знакомым образам ленивого человеческого ума, пытаясь пробудить сомнение, подсказать решение загадки. Трубка-то изображена очень реалистично, но все равно ведь не трубка – не раскурить!
Магритт любил создавать изобразительные загадки на своих полотнах, поселяя гигантские расческу и мыло в меблированной комнате или предоставляя гранитным булыжникам парить в небе наряду с облаками, или соединяя ясный день и темную ночь в одном и том же пейзаже с поразительной достоверностью.
Многие его работы волнуют и тревожат, как яркие жизнеподобные сновидения. Увидев образы Магритта один раз, их никогда не забудешь!
(Мы можем поговорить об этом более подробно на частной экскурсии, которую можно заказать для группы любого количества от двух до двадцати человек, на русском или английском языке на: www.sfmoma.org/private-tours.)
Выставка продлится до 28 октября.
San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA) находится по адресу: 151 Third Street, San Francisco. Билеты со скидкой для групп, пожилых людей и молодежи. Для детей до 18 лет – бесплатно. Музей закрыт по средам. Дополнительная информация на сайте: www.sfmoma.org.
Truth and Beauty:
The Pre-Raphaelites and the Old Masters
В музее Legion of Honor недавно открылась выставка-перекличка великих мастеров Средневековья и Раннего Возрождения из истории итальянской и голландской живописи и их почитателей и последователей, хотя и очень отличных от своих избранных духовных наставников – художников «Братства прерафаэлитов», живших и творивших в викторианской Англии в середине XIX века.
Художники-основатели PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood) Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и другие познакомились и пришли к выводу, что академическая живопись окончательно устарела, когда всем им было от 19 до 21 года. Они объединились в «Братство прерафаэлитов» в 1848 году и провозгласили новую эру в искусстве, отказавшись от слепого подражания классическим образцам.
Несмотря на то что все они признавали Рафаэля гением изобразительного искусства, их художнический протест был направлен против его последователей – учителей и авторитетов, которые требовали от молодежи подчинения устоявшимся канонам – античным и библейским сюжетам, идеалам Позднего Возрождения, студийности изображений, манерности поз и отвлеченности лиц.
Прерафаэлиты чувствовали духовное родство с флорентийскими художниками до Рафаэля, считавшимися более примитивными, но и более искренними и близкими к природе, такими как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
Члены секретного общества PRB принципиально рисовали только с натуры – живых людей, настоящие пейзажи, предметы старины, все с высочайшей степенью детализации, прорабатывая каждый штрих и каждую полутень.
Изображая женщин (в основном жен, любовниц и сестер) на своих полотнах, прерафаэлиты вернулись к средневековому типу женской красоты, к прекрасной даме, таинственной и вдохновляющей рыцарей на подвиги.
Они выбирали сюжеты из пьес Шекспира, из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, из стихов Данте Алигьери, из произведений историков и мистиков.
Героиня поэмы Альфреда Теннисона «Леди Шалот», которая под гнетом проклятия была заточена в башне с нескончаемым полотном-рукоделием, а сбежав вслед за возлюбленным Ланселотом, обрекла себя на смерть, стала излюбленной темой братства. С ее именем в названии было написано более 50 (!) картин.
На выставке представлены чрезвычайно яркие, поражающие обилием красок и техническим мастерством картины прерафаэлитов, а также многие произведения их предшественников, включая Сандро Ботичелли – редчайшее явление за пределами Италии.
Выставка продлится до 30 сентября.
Legion of Honor находится по адресу: 100 34th Ave, San Francisco. Билеты со скидкой для групп, пожилых людей и студентов. Для детей до 17 лет – бесплатно. Музей закрыт по понедельникам. Дополнительная информация на сайте: https://legionofhonor.famsf.org/.
Фотографии: press images courtesy SFMOMA and Fine Arts Museums of San Francisco. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов