Речь ребенка
15. АПОКОПА В свое время поразили меня укороченные слова в стихах Сергея Есенина: в о д ь, с и н ь, ц в е т ь. Осины у него — Загляделись в розовую в о д ь Вспоминал он: — … деревенскую с и н ь. На деревьях увидел: — Ц в е т ь. […]
15. АПОКОПА
В свое время поразили меня укороченные слова в стихах Сергея Есенина: в о д ь, с и н ь, ц в е т ь.
Осины у него
— Загляделись в розовую в о д ь
Вспоминал он:
— … деревенскую с и н ь.
На деревьях увидел:
— Ц в е т ь.
Даже возник вопрос: а можно ли так укорачивать слова? Может быть, это дозволяется только гениям. Вот и Пушкин пишет:
— Людская м о л в ь и конский т о п.
Оказалось, что у этих укороченных слов даже научное название есть — а п о к о п а. И пользуются этим приемом чаще всего дети и писатели, не утратившие детского воображения. Строго говоря: а п о к о п а — отсечение одного или нескольких звуков в конце слова. Но, вероятно, не будет неправильным назвать данным греческим словом отсечение нескольких звуков в начале слова или даже в середине..
Лера, 3 года. Хвалится:
— А я умею прыгать на одной ножке.
— Неужели?
— У ж е л и.
У деда Димы Кирпотина на столе стояла большая белая пепельница. Укоротив слово, Дима говорил:
— П е л ь н и ц а.
Маленькому Глебу Дроздову мама часто говорила:
— Нельзя.
Первым его словом было:
— Л ь з я.
Алешка, живущий в России за Дальним Востополем, карикатуру с подписью называл полным словом. А карикатуру без подписи:
– Р и к а т у р а.
Митя Нестеров, 4 года.
Был с рождения очень вредный, все отрицал.
— Ты прямо нигилист, — сказала бабушка.
— Г и л и с т, — ответил Митя.
Отсечение начальных звуков в слове способствует всегдашней готовности детей к самоутверждению, к отрицанию того, что навязывают взрослые:
— Ты — маленький носорог.
— Нет, с о р о г, с о р о г.
У К. И. Чуковского в книге есть и вовсе забавный пример. Писатель сказал на Кавказе двухлетнему загорелому малышу:
— Ух, какой ты стал негритенок.
— Нет, я г р и т е н о к, г р и т е н о к.
Не менее часто дети укорачивают концы слов. Мы в этом уже могли убедиться на примере со словом п у г о в и ц а. Называют эту деталь одежды сначала:
— П у.
А затем:
— П у г а.
Есть разные варианты произнесения детьми слова м о л о к о.
Одни дети опираются на последний слог. Говорят:
— К о.
А все начальные звуки отбрасывают.
Другие дети сразу опираются на первый слог. Говорят:
— М о.
А все последующие звуки отбрасывают.
К. И. Чуковский исследовал случай, когда ребенок назвал молоко по первому слогу:
— Мо.
А затем добавил к нему сразу последний слог
— Ко.
Получилось:
— М о к о.
Средняя часть слова отсутствует.
Это одна из схем овладения словом по частям
Однажды мне удалось подслушать разговор детей, играющих в ящике с песком. Одна девочка сказала:
— У нас есть крокодил и г р у ш н ы й.
Другая:
— А у нас медведь и г р у ш н ы й.
Третья:
— А у нас обезьяна тоже и г ру ш н а я.
Никто не произнес целиком слова и г р у ш е ч н а я. Зачем лишние слоги в середине, когда хорошо и так звучит. Дети легко упрощают трудные для произнесения слова.
У Дани есть друг — Гена.
Мама спрашивает друзей:
— Мальчики, вам нравится спать в спальных мешках?
— Да, — говорит Даня. — Я всегда в нем с п а ю.
— Не с п а ю, а с п ю, — поправляет Гена.
Заметив склонность к упрощению у своей приемной дочери Светланы, дирижер Воронежского оперного театра Ростислав Григорьевич решил с этим бороться:
— Скажи, — потребовал он, — кадансовый аккорд.
— Не мумею, — ответила девочка.
Литературный прием а п о к о п а — привилегия детей и гениев.
Есть примеры противоположные: не отсечение звуков в начале, в конце или в середине слова, а добавление лишних слогов.
Алешка к слову «дай» добавил столько лишних звуков (вместо трех букв — получилось шесть), что прозвучало слово-музыка, слово-украшение:
д а у р г е.
Школьница Наталья Кирпотина сделала в сочинении одну ошибку: написала слово «многочисленные» через два го:
— Мно г о г о численные.
Учительница прочла это удлиненное слово, вызвав улыбки. С тех пор в классе оно стало шуткой:
— У нас опять мно г о г о численные успехи.
16. НЕЗАКОННЫЕ СЛОВА
С помощью слов люди обмениваются информацией и выражают свои чувства. И для того, чтобы овладеть всеми нюансами полноценной человеческой речи, все мы с рожденья и до самой смерти играем словами. М. Горький писал:
— Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»…
Клим Самгин, поймав жука и подавая его двумя пальцами Борису, сказал:
— На, с е к о м о е.
Речь шла о том, что по ложному обвинению товарищи высекли Бориса. И Клим Самгин, подавая жука, покуражился:
— На, с е к о м о е.
Андрей Красавин, 5 лет.
Услышал в слове н а с о с повелительное наклонение глагола.
— На с о с!
Покатался на велосипеде, пришел с улицы и говорит:
— Мама, колесо спустило. Надо его н а с о с и т ь. Дай с о с.
Другой мальчик в слове б е г е м о т услышал два слова: б е г и и м о т. И тут же родилась фраза-пугалка:
— Мама, беги, страшный мот!
Рабочие чинили забор на садовом участке. Мальчик спрашивает:
— Мама, эти дяди п л о д о ж о р к и?
— Почему?
— Плоды жрут.
Оля Эпштейн, 3 года.
Услышала разговор об ухаживании пожилого дяди за молодой женщиной. Спрашивает:
— Мама, у х а ж е р — это дядя, который у х и ж р е т?
Она же услышала слово р а д и о р е п р о д у к т о р:
— Разве бывает р а д и о д л я п р о д у к т о в?
Невозможно овладеть родной речью, не вслушиваясь в слова, как это делают дети. В одном слове они обнаруживают два и весело обживают составленный из них новый смысл, близкий их детскому миру…
Таня, 4 года.
Услышала песню, в которой есть фраза: «Хоть ты сватай, хоть не сватай, все равно тебя люблю». Играет с плюшевым медвежонком и поет:
Хоть ты с в а т о й,
Хоть б е з в а ты —
Все равно тебя люблю.
Этот пример я взял из газеты «Вечерняя Москва. Но такой же точно, услышанный К. Чуковским сорок лет назад, приведен в его книжке «От 2 до 5». Разница в том, что девочка Наташа из книжки играет с куклой, а девочка Таня из газеты — с плюшевым медвежонком.
Иногда родители присылают в газеты вычитанное где-нибудь, а не услышанное от детей. Но и в этом случае ценность примера не исчезает, а как бы увеличивается вдвое. Надо же так оценить и полюбить художественные возможности этой игры, что с годами чужое кажется своим и приписывается своему ребенку.
Ребенок легко расчленяет одно слово на два, и так же легко производит противоположное действие: соединяет два рядом стоящих слова в одно ради неожиданно услышанного третьего:
Алешка, 2 года 8 месяцев.
Прыгает, дурачится, корчит рожи.
Мама с папой некоторое время смотрят, потом это им надоедает. Мама начинает хмуриться.
— Хватит, Алешка, что за макака такая?
На стыке слов услышал новое слово:
— Я не з а м а к а к а, я — мальчик. А вы — нахмурки.
Какое великолепное слово придумал Алешка для своих сердитых родителей.
Он же… Смотрит с мамой телевизор. Передают обращение президента Ельцина к народу:
— Я обращаюсь к тем людям, которые меня выбрали. Как они…
Алешка с волнением:
— Мама, президент говорит о к а к а н ь и…
Миша, 3, 5 года.
Мама читает заключительные строки сказки:
— И стали они жить и добра наживать.
— Мама, а почему они его всегда жуют?
— Кого?
— Ну, этого — Д о б р а н а…
Не сразу поймешь, что Добран получился из слов:
Д о б р а – н а – ж и в а т ь.
Иногда в единое целое объединяются не корни слов, а понятия. Марине Цветаевой было 4 года, когда она объединила в одном слове поэта и памятник. В своих воспоминаниях «Мой Пушкин» она рассказывает:
— Памятник Пушкина был не памятник Пушкина (родительный падеж), а просто Памятник—ПамятникПушкина, в одно слово, с одинаково непонятными и порознь не существующими понятиями памятника и Пушкина…
Только Асина нянька иногда по простоте сокращала:
— А у Пушкина посидим.
— Не у Пушкина, а у ПамятникПушкина, — вносила неизменно поправку маленькая Марина.
Заметим, ей уже было известно, что существуют порознь понятия поэта и памятника, но она настаивала на своем длинном едином слове ПамятникПушкина.
Иногда новые слова не так явственно обнаруживаются, как в предыдущих случаях. Их надо угадывать, вытаскивать из одного слова другое за «торчащий» звук…
Игорь, внук писателя Н. Носова, вылепил из пластилина домик, а затем нечаянно прижал его коленом и смял.
— Что же ты так домик и з у в е ч и л?
— сказал ему дедушка.
— Изувечил? — удивился Игорь. — Что там, о в е ч к а, что ли, сидит?
Он же как-то спрашивает дедушку:
— Что сегодня по телевидению будет?
— «Операция Трест».
— Трест? Что, там кто-то т р е с н у л
кого-то? Что ли?
Нетрудно увидеть: ребенок забавляется, отыскивая в одном слове другое. А теперь посмотрим, как играет в эту детскую игру Вильям Шекспир. Диалог из «Двенадцатой ночи»:
«ВИОЛА. Помогай тебе бог, приятель и твоей музыке; ты так и живешь приплясывая?
ШУТ. Нет, сударь, я живу п р и х р а м ы в а я.
ВИОЛА. А что, у тебя больная нога?
ШУТ. Нет, сударь, нога у меня здорова: а только домишко мой примыкает к церкви ( к храму. — Э. П.), потому я и живу, п р и х р а м ы в а я.
ВИОЛА. В таком случае ты мог бы сказать про короля, что он с п р и д у р ь ю, оттого, что при нем состоит д у р а к; или что церковь стала з а б у б е н н о й, если ты с бубном станешь перед церковью».
Мы уже цитировали в главе «Спунеризмы» пьесу А. Чехова «Чайка»; теперь вот В. Шекспир, «Двенадцатая ночь».
Дети и гении с одинаковой радостью играют созвучиями слов.
Сюда же примыкает способ образования компактных понятий из двух разнокоренных слов. К. Чуковский называет их «словами-чемоданами». В книге «От 2 до 5» есть специальная глава «Скрещивание слов» и приведено два десятка примеров. Я хотел бы добавить к ним несколько из своей коллекции.
Дочка дирижера Воронежского оперного театра Мироновича создала из двух слов в о н ь и у н и т а з свое слово:
— В о н и т а з.
Учительница Шура Тириченко имела квартиру в Воронеже, а дачу в Рамони. Маленький Игорь часто слышал слова «Рамонь» и «Воронеж». Как-то его спросили:
— Где ты живешь?
— В Р а м о н е ж е, — ответил он.
Анна Александровна Зверева пишет о своих внучках Оле и Лене. Игру на балалайке, а также игру на мандолине они называли одним словом:
– Играть на м а н д о л а й к е.
Неизвестная мне девочка из слов
г о р л о и г о р т а н ь создала объединенное понятие:
— Г о р л о т а н ь.
Думаю, читатель, ты можешь вспомнить и свои примеры скрещивания слов.
Продолжение следует
Эдуард ПАШНЕВ