Раздвигая рамки привычного

Share this post

Раздвигая рамки привычного

Искусство в поиске новых форм выразительности обращается к злободневным и порой неожиданным темам. Сан-Францисская опера в рамках экспериментальных постановок (SF Opera Lab) представила мировую премьеру оперы молодого американского композитора Теда Херна (1982 г. рождения) «Источник» (The Source). Это скорее музыкальный перформанс, чем опера в традиционном понимании. Херн использует метод автотюна, т.е. тюнинга вокала. Это программное […]

Share This Article

Искусство в поиске новых форм выразительности обращается к злободневным и порой неожиданным темам. Сан-Францисская опера в рамках экспериментальных постановок (SF Opera Lab) представила мировую премьеру оперы молодого американского композитора Теда Херна (1982 г. рождения) «Источник» (The Source). Это скорее музыкальный перформанс, чем опера в традиционном понимании.

Херн использует метод автотюна, т.е. тюнинга вокала. Это программное обеспечение, созданное для автоматической коррекции не попадающего в ноты вокала и доведения его до определенного профессионально приемлемого уровня. Приём широко используется в звукозаписывающей индустрии, и при его помощи было создано множество хитов, при этом отмечались усреднение и потеря индивидуальности.

Композитор выбирал фрагменты из дипломатической переписки и донесений о боевых операциях в Ираке и Афганистане в качестве либретто, то есть того, что четыре вокалиста поют в его сочинении. На обработанный компьютером вокал накладывается музыка.

Задействованы шесть инструментов, клавишные, скрипка и виола, гитара, виолончель, бас-гитара и ударные.

Композитор Тед Херн
Композитор Тед Херн

Над головами публики и музыкантов – четыре экрана, на которые идёт проекция. Это лица тех, кто передавал сведения для огласки. Они как бы вступают в разговор друг с другом или просто пристально смотрят в глаза тем, кто в зале. В каком-то смысле «Источник» не столько и не только об источнике информации, в ту пору – Челси Мэннинг, сколько о попытке не раствориться в потоке безликой информации, десятках тысяч депеш, сводок, транскриптов. Это напряженное и наэлектризованное музыкальное высказывание протяженностью в час пятнадцать минут. И то, что перформанс держит, – несомненная удача создателей.

В 2010 году Челси Мэннинг, находясь на военной службе, передала WikiLeaks огромное количество засекреченных данных. Последовал арест и приговор – 35 лет тюрьмы. Оказалось, что ещё недавно Мэннинг носил имя Брэдли и в графе «пол» писал «мужской». Пол и имя были изменены, бывший военнослужащий стал военнослужащей и из стремления изменить мир к лучшему сделал(а) то, что сделал(а). Отсидев почти семь лет в тюрьме, Челси Мэннинг была амнистирована президентом Обамой в последние дни его пребывания у власти.

На свободу Мэннинг выйдет в ближайшее время. Ещё деталь: для записи переданных сведений, по некоторым источникам, использовали диск, на котором прежде были песни Леди Гага.

Минималистская хай-тековская сценография: «Источник»
Минималистская хай-тековская сценография: «Источник»

Но вот монологи и речитативы пропеты, по экранам пробежали видеокадры зачисток и обстрела исламистов, несколько осела пыль после взрывов и стрельбы. От «Источника» остаётся тревожное угадывание мелодического языка Гласса и Адамса, но в очень размытом виде. Сочинение Херна интересно своей многослойностью и отсутствием прямых ответов. Мир за окном и музыка, им вдохновлённая, сложнее, чем деление на правых и неправых. Можно вспомнить, как удивляли в своё время «Томми» или «Иисус Христос – суперзвезда».

Эстетика спектакля – аскетическая: видеопроекция, тайм-коды, в финале кинохроника как в телевизионных новостях. Среди близких себе по духу композитор называет Филипа Уйта, участвовавшего в компьютерной обработке вокала в «Источнике».

За кадром остаются не упомянутые в либретто Ассанж и Сноуден. Ассанж был в центре журналистского внимания во время суда над Мэннинг. О его последующей судьбе и пребывании в посольстве Эквадора говорилось достаточно. Из последних новостей известно, что лондонский дизайнер Бен Вествуд, сын знаменитой панк-кутюрье Вивиан Вествуд, пригласил Ассанжа выйти на помост в качестве модели. Показ пройдёт в посольстве Эквадора. Бренд WikiLeaks собирается купить фирма мужской одежды.

Франкенштейн танцует

Frankenstein приехал на сцену балета Сан-Франциско из Лондона после премьеры весной 2016 года. Музыку написал Лоуэлл Либерман, которого называют самым востребованным сейчас в Штатах. Это его первый опыт работы в полнометражном балете, ранее им были написаны две оперы: «Портрет Дориана Грея» и «Подруга скорбящих». Либретто обеих написаны по мотивам известных романов, которые в общем-то можно назвать викторианскими по времени их написания и по атмосфере.

Франкенштейн в поисках человеческого участия
Франкенштейн в поисках человеческого участия

Балет «Франкенштейн» по сценографии и костюмам – викторианский. Формула драмбалета приложима к спектаклю. Готический роман Мэри Шелли о созданном ученым человекообразном существе даёт повод для демонстрации реалий эпохи. «Призрак оперы» был одним из первых прорывов в мир тревожных тайн и театральных эффектов, призванных заставить вжаться в бархат кресел и ждать драматического финала.

Электрификация (монстр создан при помощи динамо-машины) и активная вампиризация экрана с легкой руки Энны Райс открыли путь Франкенштейну в призрачный балетный мир сильфид, русалок и эфемерных влюблённых дев. Белотуниковый балет отступил под напором шоу с мощными и слегка наивными спецэффектами.

После «Майерлинга», балета Кеннета Макмиллана, и «Русалочки» Джона Ноймайера «Франкенштейн» в хореографии британца Лиама Скарлетта – шаг в сторону броского танцевального спектакля, опирающегося на классическую школу. На его счету – «Гензель и Гретель», «Сон в летнюю ночь»: он уверенно себя чувствует в полнометражном сюжетном балете, отсюда и его хореографический язык, склонность к характерности.

Создатель монстра и его возлюбленная в преддверии роковой развязки
Создатель монстра и его возлюбленная в преддверии роковой развязки

Движения рук, элементы пантомимы, выражения лиц артистов – инструмент в развитии, раскручивании сюжета. Как будто и не было Баланчина и всего двадцатого столетия. Балерина прижимается, почти оборачивая себя вокруг партнера, зависание в прыжке, движения ноги и стопы; «Франкенштейн» – балет повествовательный.

Бал в последней части хорош, мелодраматический финал предсказуем. Терзания существа, недополучившего любви, встречают сочувствие дам и аплодисменты.

Пролог: год 1775, Женева. Следуя сюжетной канве романа, хореограф и композитор выстраивают балет в линейной прогрессии, от пункта «а» до пункта «б», вернее, до насильственной смерти создателя искусственной жизни и гибели созданного им одинокого скитальца-монстра в огне пожара. Отдельные удачные по хореографии моменты разбросаны по несколько перегруженному бутафорией спектаклю, оставляя желать большей искренности в трагических поисках любви.

Георгий ВЛАСЕНКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »