Ранний Рубенс

Share this post

Ранний Рубенс

В сан-францисском Музее Почетного легиона открылась выставка «Ранний Рубенс», подготовленная совместно Музеем Почетного легиона и Художественной галереей Онтарио из Торонто.

Share This Article

На выставке – 30 живописных работ и 20 листов графики, созданных художником в 1609–1621 годах.

***

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) считается одним из основоположников искусства барокко.

В 1598 году в Антверпене Рубенс был принят в Гильдию святого Луки (цеховое объединение художников и скульпторов) и получил право (которым он в этот момент не воспользовался) открывать собственную студию и брать учеников. В 1600 году живописец решил отправиться в Италию. В Венеции он познакомился с дворянином из свиты герцога Мантуанского Винченцо I Гонзаго, самого знаменитого мецената того времени. Герцог покровительствовал художникам, поэтам (Тороквато Тассо), композиторам (Клаудио Монтеверди). У него была прекрасная коллекция живописи: Тициан, Веронезе, Корреджо… Работы Питера Пауля Рубенса, прихваченные им с собой из Антверпена, произвели впечатление на Гонзаго, и он поручил молодому художнику отбирать живописные произведения для своей коллекции. С каждой покупки Рубенсу выплачивались комиссионные.

Питер Пауль Рубенс «Избиение младенцев»

Питер Пауль обладал талантом заводить светские знакомства, и герцог время от времени стал давать художнику дипломатические поручения. Рубенс прожил в Италии 8 лет. Он приехал в эту страну мало кому известным 23-летним художником. В Антверпен он возвратился знаменитым живописцем, чьи произведения украшали дворцы высшей европейской аристократии и духовенства и чьи дипломатические способности ценились многими не ниже его художественных достижений.

Кажется, ни один художник XVII, XVIII, да, пожалуй, и XIX веков не преуспел так, как Питер Пауль Рубенс.

За свою жизнь Рубенс (с помощью учеников, как тогда было принято) написал 3000 картин. Он был страстным коллекционером живописи, он собирал античные скульптуры, камеи, геммы, любые античные артефакты.

Испанский король Филипп IV возвел его в дворянское достоинство, английский король Карл I пожаловал ему рыцарство, а после того, как Рубенс купил замок Стен, он получил титул сеньора.

Рубенс знал несколько языков: родной нидерландский, итальянский, французский и латынь. У него была серьезная библиотека.

Кураторы выставки Кирк Никель и Александра Сада

После смерти художника его движимое и недвижимое наследство оценили в 2 500 000 золотых бельгийских франков. Сумма астрономическая.

Он был, несомненно, первым художником Европы. Интересно, что при распродаже его коллекции сделанные им копии с картин Тициана продавались по цене в три раза большей, чем сами оригинальные картины.

Рубенс обладал фантастической работоспособностью. Он вставал в 4 утра, шел к заутрене, потом возвращался в мастерскую и принимался за работу. Обычно он трудился в мастерской до пяти вечера. Во время работы специальный человек читал ему вслух античных авторов, чаще всего Плутарха, Сенеку, Тита Ливия. Так же, с кистью в руках, он диктовал письма, в том числе деловые и дипломатические. Письма он предпочитал писать (диктовать) по-итальянски.

В одном из залов выставки

Искусствоведы и историки подсчитали, что Рубенс писал по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. И это были в основном большие работы, многофигурные композиции – на исторические и мифологические сюжеты, сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Сюжеты его картин нередко драматичны, но, каким бы ни был сюжет, цветовая палитра гармонизирует нашу реакцию и мы испытываем своеобразный катарсис.

«Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете, – написал Джошуа Рейнольдс. – Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов… в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе ярких тонов, чего вполне резонно ожидать от такого буйства красок…»

Боюсь, что именно эти качества Рубенса практически пропадают в репродукциях. А возможность увидеть сразу тридцать картин художника предоставляется нечасто.

Не пропустите ее.

Выставка в Музее Почетного легиона открыта до 8 сентября.

Фотографии автора

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »