Путь Наины
Чтобы система работала, в нее должно быть заложено противоречие. Необходимы полюса: «да» и «нет», анод и катод, плюс и минус. Напряжение между полюсами создает движение, процесс.
К полувековому юбилею оргии в Вудстоке
В человеческом обществе эти полюса – мужчина и женщина, существа с разными анатомией, физиологией и психическим строем, с разными жизненными задачами и установками, но при этом существа, необходимые друг другу.
Мы нужны друг другу эмоционально. Любовь, привязанность, страсть – все это в состоянии нормы обращено на персону противоположного пола. Чувственные наслаждения – наиболее сильная человеческая эмоция. На сексуальной потребности, как показал Зигмунд Фрейд, построена человеческая психика. Она обеспечивает и продолжение человеческого рода.
Западная цивилизация возникла на разрешении противоречия полов по законам, данным евреям ТАНАХом. Эти законы определяют человеку позволенных ему сексуальных партнеров.
Тора разрешает, а в иных случаях предписывает многоженство (относительно бездетной вдовы брата). Можно предположить, что в эпоху постоянных войн оставалось множество непристроенных женщин. А без покровительства мужчины женщина в том мире была беззащитна. Моногамия для ашкеназских евреев стала обязательной, по постановлению рабейну Гершома, лишь с конца X века н. э.
Проституция осуждалась, но не запрещалась. Тут и там в ТАНАХе возникают блудницы: будущая жена Йегошуа бин Нуна, жена пророка Хошеа, мать судьи Ифтаха. Вдовствующая Тамар, прикинувшись блудницей, зачала Переца, предка царя Давида, от своего свекра Иуды, родоначальника основного колена евреев. Однако блуд сынов Израиля с дочерями Моава и Мидьяна был наказан свыше эпидемией, унесшей жизни 24000 евреев.
Одной из основ регуляции отношения полов у евреев всегда были ранние браки девочек. Так, Ривка стала женой нашего праотца Ицхака, когда ей было, простые подсчеты показывают, 3 года. Комментаторы все же считают, что позже: в 11 или 12 лет. Тора сообщает про Ривку: «А девица очень хороша видом, дева, которой не познал мужчина» (Бытие 24:16).
Чудо природы – юные девицы – часто прелестно. Тут видится замысел – в них естественно влюбляться. Столь же естественно влюбляться и им. Пушкин написал о Татьяне Лариной, которой, по мнению литературоведов, было от 13 до 17 лет:
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено…
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь…
Искусственные препятствия для замужества молодой девушки – тоже тема большой литературы. Так, старый граф Болконский в «Войне и мире» ставит условием браку сына Андрея с Наташей Ростовой год карантина. Увы, условие чрезмерно, и любовь разбита.
А у самого неромантичного из крупных русских поэтов, Саши Черного («Пришла проблема пола, /Румяная фефела, /И ржет навеселе», – издевался он), в стихотворной «повести» «Любовь не картошка» рассказано об ином, чем у Толстого, разрешении препятствий к раннему браку:
Арон Фарфурник застукал
наследницу дочку
С голодранцем студентом
Эпштейном:
Они целовались! Под сливой
у старых качелей.
Студент беден.
Пилили, пилили, пилили,
но дочка стояла как идол,
Смотрела в окно и скрипела,
как злой попугай:
«Хочу за Эпштейна». – «Молчать!!!» –
«Хо-чу за Эпштейна».
Отец ставит студенту условие:
«Кончайте ваш курс, положите
диплом на столе и венчайтесь…
Но раньше диплома, пусть гром вас
убьет, не встречайтесь.
Иначе я вам сломаю все руки
и ноги!»
«Да, да… – сказала madame. –
В дворянской бане во вторник
Уже намекали довольно прозрачно
про вас и про Розу, –
Их счастье, что я из-за пара
не видела, кто!»
Природа разрешает конфликт
студента с родителями девушки:
Как шакал Эпштейн бродил
Под окошком Розы милой.
Лампа погасла, всхлипнуло окошко,
В раме – белое, нежное пятно.
Полез Эпштейн – любовь не картошка:
Гоните в дверь, ворвется в окно.
Заперли, заперли крепко двери,
Задвинули шкафом, чтоб было верней.
Эпштейн наклонился к Фарфурника
дщери
И мучит губы больней и больней…
Ждать ли, ждать ли три года диплома?
Роза цветет – Эпштейн не дурак…
Пушкин в «Руслане и Людмиле» изобразил иной тип отношений красавицы и влюбленного парня. Наина – феминистка:
Я с трепетом открылся ей,
Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!»
Добиваясь красавицы, парень совершил подвиги:
К ногам красавицы надменной
Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг…
Стоял я пленником послушным;
Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»
Проходят десятилетия, парень становится колдуном и добивается своего:
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..
Такую колдун любить не готов,
и феминистка негодует:
«Он обольстил меня, несчастный!
Я отдалась любови страстной…
Изменник, изверг! о позор!
Но трепещи, девичий вор!»
Лекция декана факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьева о любви была короткой. Состояние предлюбви, объяснил он, подобно перенасыщенному химическому раствору. На попавшем в этот раствор предмете кристаллизуется любовь. В раствор Татьяны попал Онегин. Объяснение просто.
Но раствор предлюбви обычно образуется в душах и телах молодых людей, а потом постепенно засыхает. Засидевшаяся невеста в «Женитьбе» Гоголя рассуждает: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась… Я думаю, лучше всего кинуть жребий». Такая вот любовь.
По мере развития Западной цивилизации возник феминизм с его идеалами женского образования и карьеры. Брачный возраст для девушек сдвинулся вверх. Самостоятельность их изменила отношения полов. Величайший художник женской прелести и частично творец ее (таких девушек, пока Огюст Ренуар не нарисовал их, не существовало, пишет в книге об отце кинорежиссер Жан Ренуар) жаловался сыну: «Не могу представить себя в постели с женщиной-адвокатом».
Атеизм, установленный в России после Октябрьского переворота, освободил девушек от религиозной половой морали. Остались кинохроники маршей голых девушек тех лет с лозунгом: «Долой стыд». Обрела популярность теория стакана воды: переспать с первым встречным не обременительнее, чем выпить стакан воды. Советские светские львицы Александра Коллонтай, Лиля Брик создавали браки втроем – с двумя мужьями.
Коммунистическая диктатура лишила людей среди прочих свобод и половой. Об этом – в смешной песне Галича про «товарища Парамонову». Но утратившее религиозность и религиозную мораль Западное общество 60-х годов сексуальной революцией повторило путь сексуального освобождения, опробованный на заре СССР. Этот путь был облегчен распространением наркотиков и успехами фармакологии, создавшей новые противозачаточные средства. Сейчас исполняется полвека венцу этой революции, самой массовой оргии в истории человечества – рок-фестивалю в Вудстоке, бушевавшему с 15 по 18 августа 1969 года и привлекшему полмиллиона участников.
Однако нечто в женской природе американок восстало против сексуальных свобод 60-х, хотя завоевания феминизма американкам дороги. Это противоречие превратило многих из них в яростных фурий.
Родилось движение женщин #metoo, обвиняющих мужчин в непрошенном поцелуе, прикосновении или даже в неподобающем взгляде, случившихся годы и десятилетия назад. Мужчины как биологический вид признаны инфицированными «зловредной токсичностью». Соития со студентами в общежитиях университетских кампусов в рамках «хук-ап – культуры», предписывающей сексуальные контакты без эмоциональной привязанности, должны предваряться письменным согласием, оговаривающим все детали. Да и это уже не помешало какой-то девушке подать в суд на парня, поскольку она не получила от акта с ним ожидавшегося удовольствия. Понятно, для молодых американок важнейшим гражданским правом стала неограниченная свобода абортов. С этим связаны пароксизмы протестов феминисток, сотрясавшие столицу Америки в дни утверждения членом Верховного суда США Бретта Кавано.
Известный психолог Джордан Петерсон в дискуссии с профессором литературы и истории и популярной писательницей Камиллой Пальей предлагает такое объяснение истеричному наступлению феминисток: «Не является ли частичной причиной того, что современные студентки университетов так озлоблены, фактическое лишение их фундаментальной женской роли? И они возражают против этого на действительно фундаментальном уровне. Как бы на уровне первобытного возмущения».
Собеседница Петерсона, Палья, – один из самых известных продуктов движения хиппи. Она выступает за декриминализацию проституции, абортов, употребления наркотиков и порнографии. Себя Палья определяет как трансгендера. Однако Палья разделяет тревогу Петерсона о нынешних плодах феминизма: «Тела молодых женщин посылают сигналы о желании материнства. Может быть, это сигналы организма, не приемлющего систему образования, разработанную для мужчин. Молодые женщины чувствуют себя несчастными, но не знают почему. Если они хотят выйти замуж, бросить колледж и завести ребенка, они рассматриваются как предательницы своего класса».
Недавно «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью с характерным для современного феминизма названием «Исследования показали, что незамужние и бездетные женщины счастливее». От этих слов потянуло обликом состарившейся Наины, согласием на вымирание и кладбищенским мраком.
Я не стал такое читать.
Сейчас Демократическую партию США и американское движение феминисток представляет и возглавляет, как четыре всадника Апокалипсиса, сулящих Страшный суд, «взвод» прогрессивных конгрессменш Кортес, Омар, Пресли и Тлаиб. Эти ведьмы-Наины, как все мировое зло, – ненавистницы Израиля и евреев.
Действительно, еврейский подход к отношению полов и к семье противоположен злобному современному феминизму. Этот подход по существу не изменился со времен праотцев. Его лаконично сформулировал Исаак Бабель в эссе «Одесса»: «Они женятся для того, чтобы не быть одинокими, любят для того, чтобы жить в веках…, чадолюбивы потому, что это же очень хорошо и нужно – любить своих детей». В Иерусалиме, где бы вы ни оказались: на улице или магазине, в трамвае или в каком офисе, везде вы увидите молодых женщин, увитых гирляндами малышей. Мы размножаемся. Путь Наины, путь вымирания, не для нас.
Книги Бориса Гулько:
«Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний».
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Мир еврея». Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.
Борис ГУЛЬКО