Пропасть между поколениями
На днях я посетил одного старого товарища, родом из Минска, которого не видел три года. Удивительной красоты и удобства дом. В тот момент в доме были только мой друг и его внук Володя, молодой красавец-мужчина двадцати четырех лет, богатырь, с образованием и интеллектом, свободно говорящий на русском, испанском, и, конечно, английском. Хотя мы общались, а […]
На днях я посетил одного старого товарища, родом из Минска, которого не видел три года. Удивительной красоты и удобства дом. В тот момент в доме были только мой друг и его внук Володя, молодой красавец-мужчина двадцати четырех лет, богатырь, с образованием и интеллектом, свободно говорящий на русском, испанском, и, конечно, английском. Хотя мы общались, а вернее, дискутировали всего минут десять, я, вернувшись домой, долго не мог заснуть, мысленно продолжая разговор с ним. Меня мучало чувства обиды и угнетения, которое, я уверен, разделяют со мной многие эмигрантские дедушки-бабушки или родители взрослых, уже достигших избирательного возраста детей.
В первые из тех десяти минут я сказал: «Смотри, Володя, какой у вас прекрасный дом, твои родители уехали в отпуск в дальние края, о которых мы с твоим дедушкой в нашей прежней жизни и мечтать не могли, твоя мама получила здесь высшее медицинское образование и стала доктором, а вот моей жене доступ в медицинский институт в Москве был закрыт; ты получил образование в той области, которую выбрал сам, но не без материальной помощи семьи. Наши с твоим дедом мечты осуществились почти на сто процентов. Чего мы не знали, так это того, что после всех наших усилий и жертв для достижения нашей мечты о том, чтобы вы, наши внуки, жили в свободном мире, – вы, наши внуки, плюнете нам в лицо, высокомерно утверждая, что мы ничего не понимаем, что те, кому мы отдадим наши голоса – дураки и т.п. Ведь ты же пойдёшь голосовать за Обаму, правда?» «Конечно, без сомнения», – ответил Володя. И это – не единичный случай в нашей иммигрантской русскоговорящей среде, это уже явление.
Что же случилось? Как возникла эта пропасть между нашими поколениями?
Почему наша молодежь, имея полную возможность сделать осознанный реалистический выбор – призывает на свою и наши головы те социально-политические проблемы, с которыми мы боролись, от которых мы убежали и которые неминуемо придут, если кандидат с утопическими, социалистическими, антиамериканскими идеями придет к власти?..
Многие легко приведут в качестве ответа одну или несколько причин:
промывание мозгов в университетах; отсутствие знаний даже недавней истории; занятость повседневным трудом и семейными заботами, не дающая возможности что-либо прочитать и проанализировать; а если и выпадает время, то предпочтение отдается получению удовольствия; присущее молодежи отторжение общепринятых норм и т.д.
Однако, при всей значимости этих объяснений о молодежи – моё объяснение не ограничивается только названными причинами; точнее, я ставлю их на второе место, а на первое ставлю другую причину возникшей пропасти – предательство родителей по отношению к судьбам своих детей. И наибольшую тяжесть я возлагаю на поколение дедушек-бабушек.
Я – не психолог или социолог, оперирующий статистическими данными, а обычный родитель немолодого возраста с широким кругом знакомых, на чьих примерах я и сделал свои выводы.
По сути, мы были там рабами с назначенными каждому пайкой – рационом –лимитом, будь то рамки зарплаты, столько-то квадратных метров жилья, столько-то килограммов продуктов, пар штанов, или билетов куда-либо в одни руки, шесть соток участка на посев картошки; с заранее заданной и контролируемой тематикой, о чём мы можем говорить… Ну-ка, объясните сейчас своим детям, что такое коммунальная квартира, или прописка, или путёвка в дом отдыха! А постоянное чувство страха перед соседями или сотрудниками, которые могут настучать на тебя в «органы» за неосторожное слово? Колыма, Соловки, Норильск не были плодом нашей фантазии. Поймут ли они это сейчас, имея полное право на неограниченное приобретение чего-либо, на свободное передвижение, на свободное право организации любой социальной или политической группы?
Узнали ли они об этом от нас? Даже нам самим стыдно вспоминать своё убожество, особенно в свете сегодняшнего (по сравнению с прошлым) изобилия и свободного выбора, за что мы, родители, заплатили тяжким трудом и жертвами, и о чём мы им никогда не говорили.
Вместо этого мы рассказываем окружающим и нашим детям, какими мы там были незаменимыми людьми: начальниками чего-то, директорами овощных баз, начальниками смен на Гопсельмаше, заслуженными деятелями культуры Адыгейской автономной области, кандидатами бесполезных экономических наук, главными инженерами, где бы мы ни работали… и т.д., и т.п.
Вспомните: решившись на эмиграцию из СССР (СНГ), чуть ли не все объясняли это стремлением дать своим детям нормальную человеческую жизнь. Однако, достигнув эти берега, мы предали их, мы отдалились от них, исключили нас самих из их жизней, положившись на американскую образовательную систему, отдав их в руки американского телевидения, компьютерных игр или диско-клубов, покупали им их первые автомобили, оплачивали обучение в университетах и их первые апартменты, когда они уезжали подальше от нас, и т.п. Мы не внедрили в их менталитет чувства семьи, не обучили их основному философскому понятию – все блага даются прежде всего и только трудом, а так же другим моральным ценностям, хотя некоторые родители горды тем, что читали педагогических гигантов человечества – Песталоцци, Макаренко, Ушинского, доктора Спока и даже Н.К. Крупскую.
А сейчас мы пожинаем плоды: мы боимся потерять и без того уже нелёгкие отношения, закрываем наши рты, хотя внутри всё клокочет, политические темы в разговорах с детьми полностью исключены.
Сколько раз в этом письме я употребил слова «свободное», «свободный». Ужас состоит в том, что, если, не дай и не приведи Господи, Обама будет переизбран на второй срок – это будет верным шагом на пути к нашему прошлому.
Нам «повезло»: мы переживаем сейчас невиданный раньше в Америке период схватки между наступающим на нас социализмом со всеми его прелестями, от чего мы спаслись, и капитализмом с его возможностями для каждого индивидуума, к чему мы и стремились. В этой схватке каждый голос имеет решающее значение.
Каждый! И если мы проиграем – вина за это ляжет также и на дедушек-бабушек и родителей взрослых уже детей-избирателей.
Уверен, что не все со мной будут согласны, многие согласные со мной промолчат, потому что говорить вслух об этом – больно. И, однако, есть только один способ донести правду – говорить. Только не со мной. С детьми.
Ихил БРОДСКИЙ
Чикаго