Процесс мертв. Да здравствует процесс!
Принято считать, что с наступлением нового года что-то меняется. И действительно, то ли срабатывает некая магия чисел, то ли человеческий менталитет, но такие случаи известны. Например, чуть ли не под бой курантов в 2000-м году россияне обрели нового руководителя, с которым они не расстаются и до сих пор. Но бывает и по-другому. Вполне возможно, что […]
Принято считать, что с наступлением нового года что-то меняется. И действительно, то ли срабатывает некая магия чисел, то ли человеческий менталитет, но такие случаи известны. Например, чуть ли не под бой курантов в 2000-м году россияне обрели нового руководителя, с которым они не расстаются и до сих пор.
Но бывает и по-другому. Вполне возможно, что наступивший год станет последним, когда у руля псевдогосударственного образования, именуемого его конструкторами палестинским государством, а по сути своей являющегося территорией с неопределенным статусом, стоит нынешний лидер. Да и само это «государство» канет, так сказать, в Лету.
«Ты помнишь, как все начиналось?». Официальный документ, составленный в 1917 году, и известный как декларация Бальфура, в 1920 году в Сан-Ремо был утвержден союзниками в качестве основы послевоенного устройства региона. В 1922 году – включен в текст мандата «Лиги Наций», выданного Великобритании и подтвержденного в 1945 ООН.
«Декларация Бальфура» была прекрасным документом, однако она была, без сомнения, документом конъюнктурным. Желающие могут убедиться в этом сами, слегка пошарив в интернете. В момент его написания еще шла мировая война, а евреи могли оказать слишком большое влияние на расклад сил, чтобы игнорировать их сионистские устремления, как писал его автор.
Но войны кончаются миром. Закончилась и эта война. Появились новые интересы. Великобритания организовала эмират Трансиорданию. Значит – за Иорданом. Это три четверти всей подмандатной территории. Биография первого эмира звучит как глава из «1001 ночи». Родился в Мекке в семье ее шерифа. Отправлен ко двору османского султана на учебу и в качестве заложника от семьи (такие были нравы). Был депутатом турецкого парламента и его вице-председателем. Позже руководил арабскими частями, осаждавшими турецкие гарнизоны в Хиджазе. Стал министром иностранных дел государства Хиджаз. В 1920 провозглашен королем Ирака, однако через год его отстранили в пользу старшего брата Фейсала, изгнанного из Сирии. В 1921 году англичане посадили его на эмират. В 1946 году эмират был преобразован в королевство, а Абдалла ибн Хусейн стал первым его королем и основателем династии Хашимитов, и ныне управляющей страной.
Так на территории британского мандата появилось первое, никем ранее не запланированное, арабское государство.
Осталась треть – полоса между «рекой и морем». Там ООН и запланировала создание еврейского и арабского (еще одного) государств.
В 1948 году евреи свое государство создали. Ответом стало нападение соседей.
В результате войны за независимость Израиль установил контроль почти над всей «третью», за исключением Газы, оставшейся за Египтом, и Иудеи с Самарией, занятых Трансиорданией, которая тотчас же изменила название и стала называться Иорданией.
Во время Шестидневной войны 1967 года евреи заняли Иудею, Самарию и Газу. До восьмидесятых годов Иордания претендовала на возврат первых двух территорий, но затем отказалась от притязаний на них «в пользу будущего арабского государства Палестина».
Фееричность происхождения, возможно, объясняет и политическую практику Хашимитов: ее представители «с пониманием» относились к проблемам Израиля, даже тайно встречались с его руководителями для консультаций, что не мешало им участвовать в войнах на стороне антиеврейской коалиции.
По соглашению Осло (1993 год) на территориях Иудеи, Самарии и Газы была образована палестинская национальная администрация. В Декларации о принципах (как правильно называется «соглашение Осло»), предусматривалось, что самоуправление устанавливается на пятилетний срок, а через три года стороны начнут переговоры об окончательном урегулировании. ООП, руководимая Арафатом обязалась аннулировать параграф национальной хартии, требующий уничтожения Израиля, а еврейское государство признало ООП в качестве представителя палестинского народа.
В 1996 году состоялись выборы председателя автономии и законодательного совета, победу на которых одержали Арафат и его партия ФАТХ. После смерти «раиса», что на арабском эквивалентно европейским понятиям и «президент», и «председатель», из-за чего руководителя автономии на западе часто называют «президентом Палестины», его место занял Махмуд Аббас, человек несколько иного склада, имевший прочные связи с некоторыми, как говорится, кругами в СССР, но после утраты «руководящей и направляющей» вынужденный ориентироваться на Запад.
Несмотря на то, что первоначальный срок действия администрации истек в 1999 году, окончательный статус территорий не определен до сих пор. С этого мы и начали разговор.
Что палестинцы имеют на данный момент? Иллюзорный успех Аббаса, добившегося от ООН «признания». Подобное уже было при Арафате. Окончательно оформившийся раскол автономии на две части с бесконечно малыми перспективами на объединение. Экономический и финансовый коллапс. Усталость палестинцев от бесконечно тянущейся «борьбы за освобождение». Коррупцию во власти. Руководителя, цепляющегося за власть.
Перед самым Новым годом Аббаса посетил генсек Лиги арабских стран. За цветистыми фразами о поддержке справедливого дела палестинцев даже не скрывалась информация о том, что необходимых (и обещанных ранее) для автономии денег у арабов нет. И осталось обозревателям и аналитикам лишь осмысливать недавнее заявление Аббаса в адрес израильского премьера: мол, если победишь на своих выборах и не начнешь со мной переговоров, то я уйду, а ты садись в мое кресло и правь автономией.
«Ословский процесс» мертв. Потребовалось двадцать лет для того, чтобы это стало понятно. Это понимают и израильтяне, и палестинцы. Надо лишь, чтобы очевидный факт был понят и остальным миром. Нельзя двадцать лет пытаться сделать то, чего сделать нельзя. Нынешнее руководство палестинцев выращено в условиях холодной войны. Сменяющие их хамасовцы лишь изменили окраску с национально-освободительной на религиозную. Нужны новые люди, люди, понимающие реальность. Появятся ли они? Если да, то с ними можно будет начать новый процесс, который, в отличие от «ословского», способен изменить ситуацию. А уж каким он будет, этот новый процесс (если он начнется), нам еще предстоит увидеть.
Сергей ВОСКОВСКИЙ