Проблемы оздоровления социума
Недавно Белый дом принял решение о создании комиссии по борьбе с антисемитством и исламофобией. Это благое намерение весьма актуально (хотя ими мостят известную дорогу) особенно сейчас, когда Америка разделена на две конфликтующие части и в воздухе ощущается запах гражданской войны.
О второй части направления деятельности комиссии (исламофобии), честно говоря, я узнал только из самого решения, т. к. всегда считал, что бороться нужно с радикальным исламом, основным источником антисемитизма.
В штате NJ создано подразделение по борьбе с антисемитизмом, правда, нет сведений о его составе и средствах борьбы. Байден поздравил Америку с Ханукой и выступил против антисемитизма, пообещав дать ему отпор. Может, это уже первый шаг подразделения и комиссии?!
Как бы то ни было, но напряженность в стране действительно высока. Мечты отцов-основателей о государстве – плавильном котле, где мигранты разных культур, рас, религий и пр. превращаются в единое целое – американский народ, ныне подвергаются сомнению. Конечно, к расслоению общества приводит не только объект будущей деятельности данной комиссии, но и его роль недооценивать нельзя.
О второй составляющей объекта у меня нет каких-либо сведений, скорее наоборот – сильнейшее воздействие воинственного радикального ислама. Специалисты говорят, что ислам создавался как миролюбивая религия, во многом близкая своему старшему двоюродному брату – иудаизму. Но в любой религии, да и в политической партии, когда во главе воцаряется радикализм, на смену миролюбивым основам приходит воинственность. Поэтому основное внимание следует направить на средства борьбы с антисемитизмом и воинственным исламом.
Итак, цель понятна – устранение сильного воздействия экстремизма во всех его проявлениях. Полное искоренение нереально в силу глубоких корней в многовековой истории. Теперь о средствах. Иезуиты говорили, что цель оправдывает средства, если она богоугодна. Полагаю, что она соответствует этому. Средства могут быть быстродействующие (силовые) и постепенные (образование, воспитание, культура). Первые – запреты, уголовная ответственность и т. п. – не обладают длительным последействием, и часто пострадавших превозносят как героев. Вторые базироваться должны на основательной платформе знаний, методов воспитания и образования, привития культурных навыков, развития доброжелательности и эмпатии, т. е. создания цивилизованного человека.
Как говорила Голда Меир, терроризм прекратится тогда, когда арабские матери будут любить своих детей больше, чем ненавидеть евреев. Для этого исламское духовенство должно в корне перестроить свои проповеди, чтобы изменились души простых мусульман от ненависти к добру, от негатива к позитиву, т. е. вернуться к мирным истокам ислама. Захочет ли этого нынешнее духовенство?! Хотя есть некоторые положительные примеры: договорные отношения с Израилем Египта, Саудовской Аравии и некоторых других арабских стран. Но в то же время в Америке существуют организации, требующие бойкота товаров из Израиля и даже его ликвидации, не говорю уже о бесконечных антиизраильских резолюциях ООН.
Но вернемся к началу статьи, т. е. деятельности комиссии, которая должна проходить внутри страны. В газете «Кстати» № 1341 была помещена статья «Опрос американских евреев: эффект торнадо». Согласен с таким эффектом, но суть в том, что это лишь анализ, который должен предшествовать действиям, а где они? Действия не должны быть пассивными (опросы, ответы на обвинения, которые часто выглядят как оправдания, и т. п.); можно брать пример с противников, которые всегда нападают и чаще всего без убедительной аргументации. Например, любимое их заявление, что евреи захватили власть и деньги. А кто вам мешал делать то же самое? Может, отсутствие должной квалификации? И тому несть числа примеров.
Хуже, когда американские евреи сами выступают как антисемиты. Здесь, по-видимому, нужны какие-то особые действия, которые надо разработать.
Известны многочисленные случаи проявления антисемитизма в студенческих кампусах, а ведь из них выйдут будущие руководители государства, экономики, финансов, культуры – и они станут определять вектор развития страны. Если комиссия сумеет разработать долговременный план действий с использованием результатов анализа и будет последовательно его реализовывать по уменьшению негатива в пользу увеличения позитива, то возможны преодоление раскола общества и ликвидация риска гражданской войны.
Но не следует надеяться на достижение серьезных результатов в ближайшее время. Результаты начнут появляться, если комиссия не будет оставаться в одиночестве, разрабатывая какие-либо наставления, инструкции, пожелания и т. п. (пусть даже чрезвычайно разумные), а подготовит достаточно представительную, компетентную, целеустремленную группу волонтеров, способную воздействовать на социум, и главное, чтобы социум адекватно реагировал на эти воздействия. Основные направления такой деятельности: детсады, школы, университеты и их кампусы (в первую очередь), диаспоры как еврейские, так и мусульманские, организации как крупные (Google, Apple, Facebook, etc.), так и средние и мелкие. Надеюсь, что постепенно социум придет в нормальное состояние.
Повторяя мысль о плавильном котле, можно провести аналогию с бочкой меда и ложкой дегтя. Ведь если в котел попадет ложка негатива, то и все его содержимое будет негативным. Вот уж с чем не хочется встретиться! Этот негатив включает в себя экстремизм, ненависть, злобу, зависть, агрессию и пр., что не может способствовать созданию нормального, цивилизованного, демократического строя в стране. Таким образом, основная проблема упомянутой комиссии, да и социума в целом – не допустить проявления негатива в любом его качестве.
Леонид МИХЛИН
Сан-Хосе