Проблема третьего тысячелетия
На днях мировая пресса растиражировала сообщение The Sun о том, что британский дипломат Джозеф Уокер-Казинс прогнозирует прибытие в ближайшее время из Ливии в Европу миллиона мигрантов. Такие или подобные вести едва ли не ежедневно печатаются в газетах, выкладываются на сайтах, звучат из телевизоров. Нет недостатка также в толковании происшедшего и в прогнозировании будущего. История является […]
На днях мировая пресса растиражировала сообщение The Sun о том, что британский дипломат Джозеф Уокер-Казинс прогнозирует прибытие в ближайшее время из Ливии в Европу миллиона мигрантов.
Такие или подобные вести едва ли не ежедневно печатаются в газетах, выкладываются на сайтах, звучат из телевизоров. Нет недостатка также в толковании происшедшего и в прогнозировании будущего.
История является неисчерпаемым, как говорится, источником вдохновения для тех, кто занят не столько поиском объяснения событий, сколько возложением ответственности за них. Таковая может быть как персональной, так и коллективной. В качестве примера первой можно назвать библейского Хама. Ко второй в конце XVIII века приговорил целый народ, а именно вандалов, аббат Анри Грегуар в «Докладе о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», рассуждая об уничтожении памятников искусства республиканской армией.
Вандалы попались под горячую руку этого достаточно противоречивого деятеля революции по воле случая. В грехах, приписанных им, можно было обвинить любой народ, способствовавший падению Римской империи, с чем связывается появление термина «Великое переселение народов», о котором вновь заговорили ныне в связи с так называемым миграционным кризисом.
Если говорить только о том, что рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше, то эти два процесса можно признать схожими. Демографический скачок в Северной Евразии раннего Средневековья, неспособной прокормить растущее население, можно сравнить со стремительным ростом рождаемости нашего времени в странах Африки и Ближнего Востока, приводящим к их перенаселенности. Упадок Рима, пытавшегося внести оживление в свою жизнь привлечением наемников, часто сравнивают с современной Европой и ее стареющим населением, для замены которого в производстве в какой-то момент начали привлекать мигрантов.
До определенного момента считалось неприличным рассуждать о влиянии перенаселенности на экономическую и социальную ситуацию. Вспомним критику, которой подвергали коммунисты «попа Мальтуса». Но вот что говорит социология в наше время: Гуннар Хайнзон по данным за 2009 год показал, что в период с 2015-го по 2050 годы в Европу пожелают переселиться, как он политкорректно выразился, около 950 миллионов человек из африканских и ближневосточных стран. Это вызвано не только взрывной рождаемостью, но и резким повышением так называемого индекса войны, то есть соотношения количества молодых людей мужского пола в возрасте от 15 до 19 лет и количества мужчин в возрасте от 54 до 59 лет. На примере Сенегала Хайнзон поясняет: здесь этот параметр в семь раз выше, чем в Германии, а это означает, что в Сенегале из 7 тысяч молодых мужчин лишь тысяча найдет средства к существованию. Удел остальных – добывать таковые с оружием в руках или стремиться в Европу.
Желание переселиться, обуявшее народы Европы в первые века новой эры, привело к исчезновению одних государств и появлению других.
Конечно, этот процесс длился не годы и даже не десятилетия, поэтому, казалось бы, европейцам рано бить тревогу. Но Уокер-Казинс говорит о миллионе человек, готовых отправиться в Европу, а Хайнзон – о почти миллиарде за тридцать пять лет, и это уже заставляет задуматься.
Но и здесь плохая слава Мальтуса не позволяет называть вещи своими именами. Руководитель организации, называющейся «Инициатива европейской стабильности», пытается говорить настолько политкорректно, что за словесными кружевами невозможно понять, к чему он клонит. Судите сами: «Если мы не предпримем нечто значительное, количество тонущих и страдающих людей достигнет рекордного уровня. Есть очень мало того, что мы можем сделать в связи с коренными причинами миграции из Африки в обозримом будущем. Мы обязаны найти конкретную альтернативу, и самый лучший вариант предусматривает, чтобы ЕС взял на себя ответственность за ускорение обработки прошений о предоставлении убежища, подаваемых в Италии». О чем идет речь? О страданиях и гибели мигрантов? О поисках коренных причин миграции? Или об ускорении обработки заявок? Обо всем этом и все же ни о чем.
Между тем одна из коренных причин происходящего лежит на поверхности. Она заключается в том, что обвинения в адрес европейцев во всех бедах прочих народов не лишены оснований. Но европейцы виновны вовсе не в том, что они колонизировали неевропейцев. История, как гласит банальная сентенция, не знает сослагательного наклонения. Было, колонизировали. Получилось так, а не наоборот. Но европейцы все же виновны. Они виновны в бездумной деколонизации.
Запад виновен в том, что ушел, поддавшись на призывы леволиберальной общественности, оставив власть племенным, в лучшем случае – феодальным правителям, а это означало бросить не умеющих плавать людей на волю бурного моря.
Его вина еще и в том, что, имея такой инструмент, как ООН, в 1960-е годы еще не деградировавшую до нынешнего состояния, Запад ничего не сделал для установления запрета на продажу оружия вновь образованным государствам. Что не знавшим государств людям позволили играть в парламенты, не вышедшим из племенного строя – участвовать в классовой борьбе. И так далее.
Наверняка найдутся желающие подвергнуть меня бичующей критике и пригвоздить к позорному столбу. За что? Ну, за неверие в мудрость народов, в их творческие силы, за неуважение их чаяний. Мало ли что можно наговорить, пользуясь лексиконом заочного университета марксизма-ленинизма. Но если положить руку на сердце, то надо будет признать: уж коль мир, устроенный по западному образцу, не имеет доказанной альтернативы, то для того, чтобы жить в этом мире, следует руководствоваться его правилами.
Каждый человек почти четверть своей жизни проводит, получая знания и навыки для последующей ее части. Как бы ни относился некий марксист-ленинец или левый либерал к своему ребенку, он не рискнет оставить его без помощи в младенческом возрасте. С государствами, образованными на развалинах колониальных империй, поступили именно так – вытолкнули в мир и захлопнули за ними двери.
После этого все рассуждения о поисках альтернатив и сокращении сроков рассмотрения заявок выглядят едва ли не издевательством.
Что же делать?
Есть такая организация – ООН. В нее входят все страны мира. Ее чиновники разрабатывают блестящие программы, результаты которых, если таковые будут, увидят лишь наши отдаленные потомки. Все это стоит огромных денег. Вот и надо направить эти деньги и энергию международных чиновников на решение миграционного кризиса, может быть, и являющегося самой главной проблемой третьего тысячелетия, которая способна сделать неактуальными все остальные
Сергей ВОСКОВСКИЙ