При чем тут Казанова?

Share this post

При чем тут Казанова?

Джакомо Казанова родился в Венеции в 1725 году. Родители его были актерами. Отец умер, когда Джакомо было восемь лет, мать постоянно гастролировала по театрам Европы. Мальчик был остав-лен на попечение бабушки.

Share This Article
Директор сан-францисского Музея изящных искусств Макс Холлейн выступает на открытии выставки
Директор сан-францисского Музея изящных искусств Макс Холлейн выступает на открытии выставки

В двенадцать лет он поступил в Падуанский университет, один из самых знаменитых университетов Европы. В семнадцать уже имел ученую степень юриста. Однако юриспруденция не очень интересовала юношу. В университете Казанова изучал этику, химию, математику. Проявлял огромный интерес к медицине.

В Падуе Казанова начал играть на деньги, но карта не всегда ложилась в его пользу, и вскоре он оказался в долгах. С долгами Джакомо разбиралась бабушка. Юноше был устроен нагоняй. Но страсть к игре не покидала Казанову на протяжении всей его жизни. Не говоря о том, что с какого-то момента игра превратилась в источник дохода.

Окончив университет, Казанова вернулся в Венецию, был посвящен Венецианским патриархом в послушники и начал работать церковным юристом.

Однако в Венеции Казанова проработал недолго. Он перебирается в Рим, чтобы занять место секретаря кардинала Трояна Аквивы д’Арагона. Но вскоре он оказывается замешанным в любовном скандале. На этом церковная карьера Казановы заканчивается. Он покупает офицерский патент, но быстро разочаровывается в военной службе и начинает свою следующую карьеру – скрипача.

_DSC4985-2Однажды, возвращаясь домой после свадебного бала (на котором он был наемным музыкантом), Казанова фактически спасает жизнь оказавшемуся с ним в одной гондоле сенатору Джованни ди Маттео Брагадину, у которого случился инсульт. Благодарный сенатор становится его покровителем. Джакомо Казанове двадцать один год.

Числясь референтом сенатора, он ведет жизнь беззаботного аристократа: роскошно одевается, проводит время с молодыми именитыми лоботрясами, играет в карты, развлекается.

В результате он оказывается в центре нескольких новых скандалов. Какая-то девица обвиняет его в изнасиловании, ему также предъявлены обвинения в воровстве, богохульстве и чернокнижии. Не дожидаясь ареста, Казанова бежит из Венеции.

Чего только не случалось с этим человеком. Не раз – и в разных странах – он попадал в тюрьмы. Бежал из тюрем. Был шпионом двух разных правительств. Писал пьесы. Переводил на итальянский «Илиаду». Устраивал скандалы и драки, стрелялся на дуэлях. Милан, Мантуя, Парма, Париж, Лондон, Лион, Константинополь, Дрезден, Амстердам, Кельн, Штутгарт, Варшава, Санкт-Петербург, Москва, Ливорно, Триест, Вена – он изъездил всю Европу. Был одним из распорядителей и лучшим продавцом билетов французской государственной лотереи. Продавал – с большой выгодой для себя – французские государственные облигации, а заработанные деньги вложил в шелковую мануфактуру.

_DSC4995Он был знаком, кажется, со всеми выдающимися деятелями эпохи Просвещения: с Жан-Жаком Руссо, Гете, Вольтером, Бенджамином Франклином, Моцартом. Он приятельствовал с либреттистом Моцарта Лоренцо да Понте*, который советовался с ним, сочиняя для Моцарта либретто «Дон Жуана». Тут Казанова мог быть незаменимым консультантом.

Казанова был знаменитым на всю Европу авантюристом, похитителем бриллиантов, карточным шулером, богохульником, жуликом, дуэлянтом, но, произнося его имя, первое, что имели в виду, – обольститель. Он заводил романы и с аристократками, и с простолюдинками, с маркизами, графинями и с работницами принадлежащей ему шелковой мануфактуры (которую он называл «мой гарем»).

Буквально на каждой странице его знаменитой семисотстраничной автобиографической книги «История моей жизни» Казанова рассказывает о новом романе.

_DSC5082…Закончил свои дни Казанова – он умер в 1798 году – в Богемии, будучи смотрителем библиотеки в Духцовском замке графа Вальдштейна.

 

***

Выставка, открывшаяся в Музее Почетного легиона, называется «Казанова. Соблазнение Европы» (Casanova. The Seduction of Europe). Но эта выставка совсем не о Казанове. Она о Европе. Путешествие в Европу середины XVIII века.

Но при чем здесь Казанова?

«Нашей задачей было, собрав произведения живописи, скульптуры, графики, изделия из серебра, керамики, мебели и одежды, создать культурный контекст, в котором Казанова выразил свою систему ценностей, свои представления о жизни и культуре», – пишут в предисловии к каталогу руководители трех музеев, подготовивших эту экспозицию: Музея изящных искусств (Бостон), Музея Кимбел (Форт Ворс, Техас) и сан-францисского Музея изящных искусств.

Вы понимаете, о чем здесь говорят три директора? Я, признаюсь, нет.

«Казанова – идеальный гид по экстраординарному визуальному миру его времени: он побывал везде, знал всех и рассказал обо всем», – продолжают они.

Знал всех, бывал везде – и на этом основании сделать Казанову центральной фигурой европейской культуры XVIII века? Организовать вокруг него выставку?

Однако не торопитесь спорить. Если вы хотя бы бегло осмотрите эту выставку, вы увидите, что ничего связанного с Казановой на ней просто нет. Что на самом деле «Казанова. Соблазнение Европы» – это только броское название. Притянутое за уши.

Тут есть много интересного: графика и живопись Хогарта, полотна Джошуа Рейнольдса, Буше, Фрагонар, Каналетто. Предметы обихода и костюмы XVIII века. Этого вполне достаточно, чтобы прийти на выставку.

***

Выставка «Казанова. Соблазнение Европы» открыта в Музее Почетного легиона до 28 мая.

_______________________________

*Настоящее имя – Эмануэле Конельяно (1749–1838). Он родился в еврейской семье. После смерти его матери, в 1754 году, отец повторно женился и вместе с детьми перешел в католицизм. При крещении Эмануэле взял имя епископа, совершавшего обряд, Лоренцо да Понте.

Лоренцо да Понте написал 28 оперных либретто для 11 композиторов. Для Моцарта он написал «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана» и «Так поступают все».

Фотографии автора.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »