Прекрасные концерты с участием Херберта Бломстедта, Керри Белла и Гаррика Олссона
Недавно состоялись две серии концертов оркестра Сан-Франциско Симфони, возвратившегося из длительных и очень успешных гастролей на европейском континенте. Дирижировал обеими программами в Дэвис-Холле восьмидесятишестилетний Херберт Бломстедт, который был музыкальным директором СФ Симфони с 1985 по 1995 год. Его сменил на этом посту Майкл Тилсон Томас. «Послужной список» Бломстедта очень внушителен, как и его исполнительские достижения. Но последние выступления маэстро создали […]
Недавно состоялись две серии концертов оркестра Сан-Франциско Симфони, возвратившегося из длительных и очень успешных гастролей на европейском континенте. Дирижировал обеими программами в Дэвис-Холле восьмидесятишестилетний Херберт Бломстедт, который был музыкальным директором СФ Симфони с 1985 по 1995 год. Его сменил на этом посту Майкл Тилсон Томас. «Послужной список» Бломстедта очень внушителен, как и его исполнительские достижения. Но последние выступления маэстро создали впечатление, что именно в настоящее время он достиг наибольших успехов за все 60 лет своего творчества.
В обеих программах вторые отделения концертов были посвящены исполнению больших симфоний. В первой программе это была Большая Симфония до мажор Шуберта, созданная в 1826 году. Музыка дышит, большое разнообразие динамических оттенков, волнующие душу контрасты – и идеальная слаженность всех инструментальных групп.
Какая текучесть звучания и сколько грациозности в каждой музыкальной фразе, особенно в медленных частях! Впечатляет и разнообразная окраска звучания струнных инструментов и деревянных духовых. Конечно, в этой симфонии много длиннот, но Шуберт, потеряв надежду услышать когда-либо исполнение этого произведения, не приступал к его редактированию, в процессе которого он наверняка убрал бы многие длинноты.
В первом отделении был исполнен Концерт для кларнета с оркестром, Ор.57, созданный датским композитором Карлом Августом Нильсеном (1865–1931) в 1928 году. Солировал ведущий кларнетист Сан-Франциско Симфони Керри Белл. Концерт начинается с очень простенькой, даже можно сказать, примитивной темы, которая варьируется многократно на всём протяжении концерта, приобретая различную окраску и порой несколько усложняясь.
После первых же тактов вступает кларнет, который иногда присоединяется к основной теме, но чаще демонстрирует сложные и разнохарактерные пассажи на фоне мягкого аккомпанемента всего оркестра. А вот и соло кларнета без сопровождения, демонстрирующее технические возможности инструмента и исполнителя.
Появляется новая тема, задумчивая и даже немного мрачноватая, краткое соло кларнета. Причудливые мелодии не спеша переходят одна в другую.
Наконец, наступает очень быстрая часть, где полновластно доминирует оркестр, а кларнет время от времени вносит разнообразие мелодическими включениями. Движение постепенно затихает и сходит на нет.
Керри Белл продемонстрировал в этом концерте чрезвычайно высокий класс музыкального исполнительства, но и оркестр был в отличной форме, с удовольствием подчиняясь воле дирижёра.
Тридцатидевятилетний Белл родился в г. Юджин, штат Орегон. С 2007 года является ведущим кларнетистом оркестра Сан-Франциско Симфони. До этого был главным кларнетистом оркестра Сан-Францисской Оперы и оркестра Сан-Францисского Балета.
Музыкант очень высокого класса, он не довольствуется игрой лишь в Сан-Франциско Симфони, но ещё играет в Сан-Францисском Ансамбле современной музыки и во многих камерных ансамблях, принимает участие в Music@Menlo Festival.
Для кларнета как солирующего инструмента создано сравнительно немного произведений, и исполняются они достаточно редко. Белл исполнил этот концерт впервые. Это очень непростой концерт, переполненный техническими трудностями, с которыми Белл справился самым блестящим образом..
Вторая программа началась с исполнения Гарриком Олссоном фортепианного концерта Моцарта № 21 до мажор. Фортепианные концерты Моцарт создавал в расчёте на своё же исполнение, сочинил их более тридцати, но, пожалуй, Концерт № 21 – один из самых популярных. Олссон не просто играет, – он живописует, передавая суть и окраску каждой фразы лёгким и едва заметным движением пальцев. Никакой суеты, но вся клавиатура подвластна ему. Его интерпретации совершенно убедительны и часто становятся откровением для слушателей. Первая и третья части Концерта исполнены сочно и ярко, средняя часть слегка чувственна, но полна благородства и отличается тонким вкусом. Гаррик Олссон сейчас лучший, никем не превзойденный исполнитель музыки Шопена. В рецензируемом концерте он продемонстрировал столь же идеальное исполнение музыки Моцарта.
Публика очень хорошо приняла выступление этого выдающегося музыканта, но не так бурно, как она умеет. Ну, что ж, давно известно, что в своём отечестве нет пророков: Олссон – наш земляк, живёт то ли в Сан-Франциско, то ли где-то поблизости. Он обладатель первых премий трёх престижных международных конкурсов: имени Бузони (1966), Монреальского (1968) и имени Шопена (1970).
Во втором отделении второй программы была исполнена Четвёртая симфония («Романтическая симфония») выдающегося австрийского композитора Антона Брукнера (1824–1896), одного из крупнейших композиторов-симфонистов 19-го века. К сожалению, его произведения довольно редко появляются в программах Сан-Франциско Симфони. Он был очень скромным и трудолюбивым человеком, и достоинства его музыки были по праву оценены только к его семидесятилетию. Его близкий друг и тоже выдающийся композитор Густав Малер однажды охарактеризовал Брукнера так: «Он наполовину простак и наполовину – гений».
В исполнении оркестра в симфонии время от времени ещё проявляется драматизм Вагнера, хотя со временем влияние этого композитора на творчество Брукнера будет ощущаться всё меньше и меньше. В целом симфония достаточно светла, порой задумчива, порой слегка встревожена. Очень красива и мелодична первая часть, исполненная оркестром певуче и грациозно. Вторая часть более наступательна. Появляется новая тема, увеличивающая драматизм, усиливается громкость звучания. Ведущая тема – у скрипок- затем переходит к духовым инструментам, а потом всё сходит на нет. Здесь и в дальнейшем Бломстедт часто добивается «мерцающего» звучания струнных. В следующей части, скерцо, живой и подвижной, одна и та же тема передаётся от одной группы инструментов к другой, слегка меняя её окраску. Перекличка струнных и духовых инструментов пробуждает танцевальные темы, а затем, в четвёртой части, возникает светлая и певучая тема, возвращающая слушателей к тематике первой части. Торжественная перекличка знакомых уже нам мелодий первой части приводит к завершению симфонии.
Единственное замечание: один из трубачей, начиная своё соло, каждый раз не справлялся с начальным звуком («киксовал» – на жаргоне музыкантов). Надеююсь, что в ближайшее время он сможет изжить этот недостаток.
В целом выступления оркестра с дирижёром Хербертом Бломстедтом были очень интересны и прошли весьма успешно.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х. Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567–3223).