Последняя постановка сезона в Опере Сан-Хосе
Нынешний сезон в Опере Сан-Хосе завершился постановкой двух опер Джакомо Пуччини, «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки», которые часто рассматриваются как составные части некоего триптиха, включающего ещё и оперу «Плащ». Пару лет назад в Сан-Франциско все три исполнялись в течение одного вечера, что часто происходило и в других оперных театрах. В иных случаях, как, например, в […]
Нынешний сезон в Опере Сан-Хосе завершился постановкой двух опер Джакомо Пуччини, «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки», которые часто рассматриваются как составные части некоего триптиха, включающего ещё и оперу «Плащ». Пару лет назад в Сан-Франциско все три исполнялись в течение одного вечера, что часто происходило и в других оперных театрах. В иных случаях, как, например, в последней постановке в Сан-Хосе, исполнялись лишь две оперы в один вечер, притом не обязательно созданные одним и тем же композитором.
Триптих увидел свет в 1918 году. Музыкальные критики неблагожелательно встречали первые оперы Пуччини, предъявляя ему претензии по поводу отсутствия привычного типа мелодий, тогда как публика, как правило, принимала оперы композитора восторженно. Однако ко времени создания триптиха страсти понемногу улеглись, и на премьере этого произведения в Метрополитен Опера впервые одна из арий, по требованию публики, была повторена.
Как обычно в Сан-Хосе, в спектаклях были заняты два состава исполнителей. Мне удалось побывать на одном из них.
Сюжет «Сестры Анджелики» достаточно прост. Последние годы 17-го столетия, монастырь. Молчаливая сестра Анджелика занята своими мыслями. Она уже семь лет находится в монастыре, не имея никакой связи с внешним миром. Маленький переполох: приезжает знатная дама, княгиня, ее тётка. После смерти родителей нынешней монахини она стала опекуншей Анджелики и её сестры и распорядительницей их наследства. Сестра выходит замуж, и княгиня настаивает, чтобы Анджелика отказалась от своей доли наследства в пользу сестры. Опозорившая семью Анджелика, говорит тетка, недостойна рассчитывать на какую-либо часть наследства. Сражённая жестокостью княгини, монахиня соглашается, говорит о раскаянии и спрашивает о своём внебрачном сыночке. Княгиня холодно сообщает, что её ребёнок умер два года назад.
Тетка уезжает, а Анджела решает встретиться со своим ребёнком на небесах. Она, занимаясь в монастыре садовничеством, знает все необходимые ингредиенты снадобья, которое поможет ей встретить сына. Под звуки небесного хора перед ней предстаёт видение её сына, и она умирает.
… На небольшой площадке монастыря собираются монашенки, чтобы поболтать, посплетничать. Многие уже разбрелись для выполнения различных заданий. Мы слышим непродолжительное звучание различных вокальных ансамблей, больших и малых.
Появляется устремлённая в себя Анджелика (сопрано Чечилия Виолетта Лопез), а вскоре, в сопровождении настоятельницы монастыря, – пышная величественная дама, княгиня и тётя Анджелики (меццо-сопрано, почти контральто Патрис Хьюстон). Она восседает в глубоком и удобном кресле и величественно сообщает, не глядя на племянницу, о причине её визита в монастырь, тогда как подавленная, не смеющая поднять глаза Анджелика соглашается не претендовать на наследство. У обеих исполнительниц прекрасные большие голоса и точное интонирование, обе поют очень выразительно, обе вошли в исполняемые образы, их реакции точны и достоверны. Сдерживаемые эмоции то и дело вырываются наружу. Когда княгиня холодно сообщает Анджеле о смерти её сына , трудно подавить в себе желание выскочить на сцену и сказать этой мерзавке всё, что о ней думаешь. Но самое страшное – впереди: реакция Анджелики на смерть сына, разрывающая сердце. Здесь Чечилия Лопез была не только очень хорошей певицей, но и выдающейся трагедийной актрисой. Думаю, даже К.С. Станиславский, увидев эту сцену, сказал бы: «Верю» вместо своего обычного «Не верю».
Эпизод – один день из жизни молодой женщины с разбитым сердцем, – воссозданный либреттистом Джиоваччино Форзано и Джакомо Пуччини и талантливо поставленный режиссёром Лорной Хэйвуд и дирижёром Джозефом Марчесо, вызывает сопереживание публики и задевает тончайшие струны человеческих душ.
Во всех отношениях противоположна «Сестре Анджелике» вторая опера Пуччини на либретто того же Джиоваччино Форзано. Сюжет «Джанни Скикки») восходит к Данте. По жанру это комическая опера. Начало– очень грустное: умер Буозо Донати, чрезвычайно богатый человек. Все многочисленные родственники собрались у его постели, оплакивая его, но, главным образом, чтобы ознакомиться с завещанием: каждый рассчитывает получить свою долю, так как прямых наследников у покойника нет.
После долгих поисков завещание найдено, но, к ужасу присутствующих, всё своё наследство покойник завещал расположенному поблизости монастырю. Ужасная суматоха, все забыли об усопшем и поглощены мыслью о том, как бы обойти завещание и получить «свою» долю наследства. Наконец, молодой Ринуччио, мечтающий жениться на Лоретте, дочери Джанни Скикки, славящегося острым умом, предлагает пригласить его для решения создавшейся проблемы. Все собравшиеся приходят в восторг от этого предложения. Появляется Джанни, который после ознакомления с завещанием заявляет, что ничего сделать нельзя.
Однако вскоре в его голове созревает план. Тело усопшего выносят из помещения, Скикки укладывается в постель и сообщает пришедшему доктору, что он и есть Буозо. Доктор засвидетельствовал критическое состояние «больного», а приглашённый после этого нотариус составил новое завещание под диктовку «нового Буозо». В результате родственникам была завещана незначительная часть наследства, а всё остальное – некоему Джанни Скикки. Зная, какое по закону суровое наказание их ждёт за мошенничество, присутствующие не проронили ни слова. После ухода нотариуса они попытались бунтовать, но Джанни выдворил их всех из теперь уже его дома. И – счастливый конец: разбогатевшие Лоретта и Ринуччио могут беспрепятственно пожениться.
В опере задействовано шестнадцать исполнителей, перед каждым были поставлены свои задачи. Все артисты играли с удовольствием, изображая жадных и туповатых родственников. Сцена была наполнена и переполнена движением, было много весёлых придумок как режиссёра, так и актёров.
В зависимости от ситуации, неудачливые родственники застывали в различных позах, зато, когда появлялась надежда на положительное решение назревшей проблемы, они пускались в весёлый пляс. В этом ералаше могли оказаться незамеченными какие-то находки или актёрские достижения. И всё-таки можно отметить некоторых актёров.
Например, роль Лоретты, дочери Джанни Скикки, исполняла уже знакомая нам Чечилия Виолетта Лопез. Она была наивна, непосредственна, обожала отца и мечтала выйти замуж за Ринуччио. Прекрасно исполнила свою арию. С ролью Ринуччио хорошо справился Александер Бойер, которого мы помним по многим предыдущим работам. Он был прямодушен, влюблён и умело пользовался своим большим красивым звонким голосом. Хорошо выглядели в небольших партиях меццо-сопрано Патрис Хьюстон, бас Сайлес Илаш, баритон Крассен Карагёзов, бас-баритон Исайя Мюзик-Айяла.
Но доминировал над всеми баритон Захарий Олтмэн – Джанни Скикки. Обаятельный и быстрый на выдумку прохвост, любящий отец, опытный манипулятор, наделённый богатым чувством юмора, он ещё и безусловный лидер. Впрочем, нужно отметить, что все участники спектакля проявили хорошее чувство юмора, что было очень кстати в этой комической опере. Следует ещё отметить, что самая трудная роль досталась Стефану Ховесу (Буозо): роль трупа. Всю первую часть спектакля он неподвижно лежал под одеялом. Затем его вынесли со сцены, но в конце представления труп ожил и, поднявшись в постели, поклонился публике .
Обе оперы были поставлены со вкусом. Декорации (Чарли Смит), как и свет (Кент Дорси), были достаточно конкретными и необходимыми, не заслоняя актёров и не отвлекая внимание зрителей. Хорошо выглядели костюмы, созданные целой группой дизайнеров. Хорошее впечатление произвели оркестр и дирижёр Йозеф Марчесо. Рассматриваемая постановка оказалась одним из лучших спектаклей Оперы Сан-Хосе в нынешнем сезоне.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско