Портрет английского загородного дома

Share this post

Портрет английского загородного дома

В Сан-Францисском Музее Почётного легиона открылась выставка «Хаутон-Холл. Портрет английского загородного дома». Хаутон-Холл не просто один из домов постройки 18-го века, это, по словам куратора выставки Мартина Чапмена, «квинтеэсенция английского аристократического дома – его архитектуры, убранства и внутреннего дизайна». *** Сэра Роберта Уолпола (1676-1745) часто называют первым премьер-министром Великобритании, хотя термина «премьер-министр» в те времена […]

Share This Article

В Сан-Францисском Музее Почётного легиона открылась выставка «Хаутон-Холл. Портрет английского загородного дома».

Хаутон-Холл не просто один из домов постройки 18-го века, это, по словам куратора выставки Мартина Чапмена, «квинтеэсенция английского аристократического дома – его архитектуры, убранства и внутреннего дизайна».

Выступает директор Музея изящных искусств Колин Бэйли

***

Сэра Роберта Уолпола (1676-1745) часто называют первым премьер-министром Великобритании, хотя термина «премьер-министр» в те времена не существовало и сам сэр Роберт не любил, когда его так называли – ему виделась в этом какая-то насмешка. Уолпол возглавлял правительство с 1721 по 1742 гг., дольше, чем кто-либо другой в истории Великобритании.  Это, несомненно, был выдающийся государственный деятель, но, судя по тому, что говорили и писали о нём современники – такие, как Джонатан Свифт, Александр Поуп, Генри Филдинг –  он никогда не забывал и о своём кармане. Обвинения во взяточничестве и кумовстве не только носились в воздухе, они были темой пьес, сатирических стихов и памфлетов.

Выступает сэр Дэвид Чамли

Проще говоря, в средствах  сэр Роберт не нуждался, и, когда он решил построить Хаутон-Холл, загородный дом в Норфолке, то подрядил для этого лучшего архитектора, Колина Кэмпбелла, и лучшего декоратора, Уильяма Кента. Строительство и  декорирование Хаутон-Холла заняло 13 лет – с 1722 по 1735 гг.

Итальянская бронза, античные скульптуры, мебель, созданная по эскизам  Уильяма Кента специально для каждого зала, огромная библиотека и выдающаяся коллекция живописи – всё это делало Хаутон-Холл соперником самых роскошных дворцов Англии.

В 1745 году владельцем Хаутон-Холла становится старший сын Роберта Уолпола, а ещё через шесть лет – его психически неуравновешенный внук, который, чтобы расплатиться с долгами, решает продать коллекцию живописи, собранную сэром Робертом.

Работы Франца Хальса и Диего Веласкеса, купленные Екатериной Второй и до 1931 года принадлежавшие Эрмитажу

В 1779 году 206 полотен Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Франца Хальса, Веласкеса, Веронезе были проданы за 40 550 фунтов стерлингов Екатерине Второй. Эта коллекция, которую полагают крупнейшей культурной потерей Великобритании, стала важной частью экспозиции создаваемого Екатериной Эрмитажа.

На открытии выставки выступает президент Сан-Францисского музея изящных искусств Диди Вилси

На сегодняшний день в Эрмитаже хранятся 126 работ, пришедших из собрания Роберта Уолпола, 15 – в музеях Москвы, 16 – в различных музеях Москвы и Украины.

Как известно, в 30-е годы прошлого века часть эрмитажных сокровищ была распродана. Полотна Ботичелли, Рафаэля, Тициана, Ван Дэйка, Рембрандта – и среди них шесть картин, прибывших в Эрмитаж из Хаутон-Холла – отправились в частные собрания, а из них в музеи Западной Европы и США.*

Понятно, что следующие владельцы Хаутон-Холла уже не в состоянии были восстановить уровень живописной коллекции сэра Роберта. Вместо работ старых мастеров коллекция стала всё больше пополняться работами современников. За прошедшие два с половиной века Хаутон-Холл знал разные периоды. Дважды владельцы безуспешно пытались его продать. Долгое время он был закрыт и необитаем. В начале 20 годов прошлого века Хаутон-Холл пережил второе рождение после того, как Джордж Чамли, прямой потомок Роберта Уолпола и дед нынешнего владельца замка, женился на Сибил Соссун (дочери Эдварда Соссуна и Алины Ротшильд). Благодаря усилиям – и деньгам – Сибил Соссун, Хаутон-Холл был отремонтирован, а его собрание пополнилось как произведениями декоративного искусства, так и новейшей живописью, в частности – работами Джона Сингера Сарджента.

В новые времена содержание такого дома и поместья требует огромных денег. Но, судя по всему, нынешний владелец Хаутон-Холла маркиз Дэвид Чамли с этой задачей успешно справляется. Правда, в 1990 году ему всё же пришлось продать одно из полотен обновлённой коллекции – за 17 миллионов фунтов стерлингов английская Национальная галерея приобрела у маркиза работу Гольбейна «Дама с белкой и скворцом». Такие деньги потребовались, чтобы уплатить налог на наследство.

Трудно представить себе, но сегодня Хаутон-Холл – по-прежнему жилой дом. Не только памятник архитектуры и дизайна, не только хранилище исторических ценностей, но и дом, в котором живёт семья маркиза Чамли.

***

Может быть, это из-за нашего советского воспитания, но моё сознание отказывается связать грандиозное это строение, попросту говоря, замок с живым человеком, который приехал на открытие выставки, посвящённой его дому.

Худощавый сдержанный мужчина в тёмно-синем несколько потёртом костюме и в откровенно ношенных башмаках, человек, которого все называют Дэвидом – никак  не соединяется с титулом – сэр Дэвид Джордж Филип Чамли, 7-й маркиз Чамли.

Ещё меньше совмещается с этим титулом то, что в 1987 году маркиз сыграл маленькую роль в фильме Эрика Ромера «Четыре приключения Рене и Мирабель», а в 1995 году сам поставил фильм «Другие голоса, другие комнаты» по роману Трумэна Капоте. В 2007 году вышел его второй фильм «Тени на солнце».

Как будто какой-нибудь персонаж Downton Abbey вдруг сошёл с экрана и оказался живым человеком.

***


Путешествие выставки «Хаутон-Холл. Портрет английского загородного дома» началось с Музея изящных искусств в Хьюстоне.

В Сан-Франциско она будет открыта до 18 января 2015 года, а от нас  отправится в Нэшвилл, Теннесси.

* На выставке среди экспонатов, привезённых из Хаутон-Холла, вы вдруг  натыкаетесь на два небольших холста, привезённых из Вашингтона и Нью-Йорка: “Портрет молодого человека” работы Франца Хальса из Национальной галереи и “Портрет папы Иннокентия Х” кисти Веласкеса из музея Метрополитен. Эти два портрета были среди 206 полотен, купленых Екатериной для Эрмитажа. А в феврале 1931 они были проданы Эндрю Мэллону.

Фото автора

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »