Почему пропагандируется образ жизни, когда не нужна работа, жилье, а нужно путешествовать?
Евгений КУЗЬМИШИН, кандидат исторических наук, религиовед, эзотеровед Потому что общественные тренды чередуются по образцу маятника: туда – сюда. Ну еще можно сказать, что общество развивается по спирали. Точно так же и идеологии западных молодых поколений. Если брать послевоенную историю Европы и Америки (и Австралии, что важно), то эти тенденции проявлены о-о-о-очень ярко. 1945-1950 гг. – […]
Евгений КУЗЬМИШИН,
кандидат исторических наук, религиовед, эзотеровед
Потому что общественные тренды чередуются по образцу маятника: туда – сюда. Ну еще можно сказать, что общество развивается по спирали. Точно так же и идеологии западных молодых поколений. Если брать послевоенную историю Европы и Америки (и Австралии, что важно), то эти тенденции проявлены о-о-о-очень ярко.
1945-1950 гг. – эмоциональный подъем, социализация, стремление к образованию, работе, зарабатыванию, общению, постоянному празднованию, рост экономики и культуры, дикая активность молодежи. Для понимания атмосферы можно посмотреть рок-н-ролльные клипы 1950-х. Отсюда закономерное нарастание общественных противоречий, ощущение, что им не дают расти и самим строить свои страны, что мир после потрясений войны недостаточно реформировался, что мораль старого мира и жесткие социальные рамки продолжают стеснять молодых.
Отсюда в 1960-е гг. повсеместный протест молодежи, революции в университетах, стычки с полицией, захваты госучреждений, абстрактные требования «власти молодым», с другой стороны – асоциальный протест и нарушение духовных скреп общества – битники, панки. Но очень быстро приходит понимание, что ничего важного добиться не получится, и начинается эпоха эскапизма, ухода от реальности, хиппи, наркотизации, алкоголизма – массового переезда в «дикие» страны, в колонии-поселения. На это уходят почти все 1970-е.
Потом снова маятник качает в противоположную сторону – и дети хиппи больше не хотят жить под тентом на пляже и питаться пивом и объедками из пиццерий. И появляется поколение яппи 1980-х, молодых успешных выпускников вузов, которые хотят только карьеры и только богатства. Они создали ту офисную корпоративную культуру, которую мы знаем сейчас. Ну и закономерно, что уже к 1991 г. маятник снова качает налево – и появляется книга Дугласа Коупленда «Поколение Х» – про «простую жизнь», про «сбросить скорость жизни», про то, на фига это всё надо – офисы, бизнес-ланчи, галстуки и т.д. В тот же год появляется, сперва в научной литературе, и термин «дауншифтинг». И косяки офисных работников тянутся на Бали по старым хипповским местам, – в одночасье решив, что они больше не бухгалтеры и менеджеры, а преподаватели йоги, ландшафтные дизайнеры, фуд-фотографы и мастера бисероплетения.
Экономический кризис 2008 г. неслабо подкосил эту тенденцию, и появилась культура нердов и хипстеров – неояппи, которые не ходят в офисы, но не едят из помоек, а, наоборот, скупают артефакты любимых супергероев по $100,500, потому что все поголовно успешные стартаперы, гениальные программисты и молодые перспективные ученые. Сейчас и они тоже в корчах уходят в историю. Витки спирали сужаются, ну вот и поглядим, кто станет неонеохиппи в ближайшем будущем.
Наш информационный партнер https://thequestion.ru