Почему да отчего
В моменты резких поворотов жизни общества СМИ заинтересованных, так сказать, сторон, кроме собственно новостей, переполняются сообщениями, транслирующими мнения. Депутаты различных уровней, члены правительств и руководители партий, все те, кого в периоды затишья относят к разряду ньюсмейкеров, мгновенно превращаются в аналитиков и оракулов. Они напоминают публике о том, что было, и предсказывают, что будет. Людям же […]
В моменты резких поворотов жизни общества СМИ заинтересованных, так сказать, сторон, кроме собственно новостей, переполняются сообщениями, транслирующими мнения. Депутаты различных уровней, члены правительств и руководители партий, все те, кого в периоды затишья относят к разряду ньюсмейкеров, мгновенно превращаются в аналитиков и оракулов. Они напоминают публике о том, что было, и предсказывают, что будет. Людям же с улицы, тем, кому после соответствующей фильтрации разрешают постоять и поговорить по ту сторону голубого экрана, остается лишь озвучивать именно то мнение, которое, если и не совпадает с правильным, по крайней мере, созвучно ему.
Как раз это мы сейчас и наблюдаем в передачах российских телеканалов, посвященных очередной гуманитарной акции российской армии. И тем более ценным оказывается выяснить, а что вообще-то думают те, что сидят по эту сторону экрана. Не знаю, будут ли когда-нибудь по-настоящему опрошены дорогие россияне, но их бывшие соотечественники, живущие в Израиле, на днях получили возможность высказаться по поводу ситуации в Украине. Сайт NEWSru.co.il провел опрос по теме «Ввод российских войск в Крым». За 20 часов 1-2 марта в нем приняли участие 4.618 человек. Абсолютное большинство респондентов – русскоязычные израильтяне, не проживающие в России или на Украине.
На главный вопрос: «Поддерживаете ли вы решение Путина ввести войска в Крым?» 44,6% ответили: «Нет», 44,3% «Да», менее 8% выбрали «Я считаю, что это не мое дело». Остальные в той или иной степени обозначили свою принадлежность к колеблющейся части человечества.
Не будем рассматривать и обсуждать другие вопросы и ответы на них. Кроме одного: «В состав какой страны должен входить Крым?». За Украину и Россию – опять почти поровну, ну, и еще два экзотических варианта: за Турцию и за независимость полуострова (как тут не вспомнить «Остров Крым» Василия Аксенова…).
Что ж, есть о чем подумать. Итак, половина «русских» евреев в Израиле осуждает Путина, другая половина солидарна с ним.
Прежде всего, следует вспомнить, откуда взялось в Израиле столько «русских», что их мнение считают нужным хотя бы узнавать. Только не говорите мне – из России. К моменту большой алии РСФСР еще благополучно входила в союз нерушимый. Это был 1989 год. Слухи о предстоящих погромах. Лидер «Памяти» Васильев на приеме у первого секретаря Московского горкома КПСС Бориса Николаевича Ельцина. И результат – поистине массовый исход.
Еще надо вспомнить, откуда и как евреи попали в СССР. Из разделенной несколько раз Польши. Причем, в последний раз – совместно с дружественной Германией. Многие уже забыли о том, что писал Сталин в газете «Правда» 25 декабря 1939 года: «Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной».
Судьбы тех, кого Сталин спас, как считается, от Гитлера, не были легкими. Кого-то сразу репрессировали как классово чуждых. Евреям в Советском Союзе полагалось быть трудящимися. Но увы, таковых в польско-белорусско-украинско-румынских штетлах, освобожденных Красной армией, почти не было. Значит – на восток. Вместе с другими социально-неблизкими. Те, кто знают, что такое ссылка или трудармия в годы войны, могут представить себе, как жилось освобожденным от румынских бояр, польских панов и прочей белогвардейской сволочи.
Собственно говоря, всем тогда жилось плохо. Но ведь победили? Победили. Причем, евреи, если считать их участие в войне в процентном отношении от общего количества, находятся отнюдь не на последнем месте. Однако к ним приклеилось клеймо «защитников Ташкента». И оно, благодаря информационным технологиям, с тех пор становится все более распространенным.
Конечно, ни в СССР, ни в нынешней России нет погромов. Еврейская общинная жизнь процветает. В окружении главы государства всегда есть несколько евреев. Но на бытовом уровне, а особенно на уровне информационном, все не так красиво. Даже просто некрасиво. Почитайте интернетовские форумы и убедитесь в этом сами.
Можно не переживать самому все это. Достаточно лишь знать, что это пережил кто-то из твоих родных. Иррационально? Конечно. Но именно на таких знаниях и ощущениях строится отношение людей, групп и этносов к историческим фактам. Теперь мы можем понять, кто и почему осуждает решение Путина.
Но что-то мы увлеклись современностью. Вернемся к тому моменту, когда последние из заграничных евреев оказались в составе СССР. То есть к предвоенному времени. Но вот началась война. Враг вероломно нарушил границы мирно спящей страны. И оказался на улицах городов. Вот Львов. Спешно покидая город, советская администрация избавлялась от классово чуждых, содержавшихся в тюрьмах. Попросту говоря, их расстреливали. Никто не гарантирует, что среди них не было и евреев. Но уже в тот день, когда немецкие войска вошли в город, вину за расстрелы возложили на кого бы вы думали? Конечно, на тех же евреев. И начался погром. Многое из происходившего в те дни задокументировано, в том числе и на фотоснимках. На них видно, что немецкие войска в происходившем участия не принимали. Если учесть, что в день занятия немцами Львова здесь было объявлено о создании украинского государства, что деятелям этого государства Роману Шухевичу и Степану Бандере президент Украины Виктор Ющенко посмертно присвоил звание «Герой Украины», то нетрудно себе представить, как может относиться к нынешней украинской власти хотя бы часть тех «русских», кто ныне живет в Израиле. Могли ли они осудить намерение Путина?
Ну, и хватит, наверное, об этом. Главное – мы уяснили себе, почему так странно отвечали респонденты опроса, с которого мы начали разговор. Реальная жизнь никогда не укладывается в гладкие страницы учебников той истории, которые создают идеологизированные государства. Но ее отзвуки иной раз прорываются наружу, нарушая пасторальные картины безмятежного бытия и напоминая о неудобных вопросах, на которые не все решаются дать ответы.
Сергей ВОСКОВСКИЙ