Pittsburgh и Laurel Highlands: архитектура и искусство
Часть первая Несколько месяцев тому назад, когда я впервые посетила Pittsburgh, штат Пенсильвания, культурная жизнь «стального города» показалась мне настолько богатой и разнообразной, что я решила вернуться туда при первой же возможности. Эта возможность предоставилась, когда я в прошлом месяце присоединилась к групповой экскурсии, посвященной архитектуре и искусству Питтсбурга и его окрестностей. В часе езды […]
Часть первая
В часе езды на восток от города, в холмистом юго-западном уголке штата раскинулся на три тысячи квадратных миль регион Laurel Highlands, в котором, кроме густых лесов, глубоких озер и шумных водопадов, находятся такие разные достопримечательности национального значения, как только что открывшийся музей Американского искусства Westmoreland Museum of American Art с весьма значительной коллекцией работ разных эпох и направлений; памятник погибшим 11 сентября 2001 г. пассажирам самолета, угнанного террористами, Flight 93 National Memorial; и 150-мильная велосипедная тропа The Great Allegheny Passage, которая соединяется с другой такой же тропой в Мэриленде, позволяя велосипедистам проделать маршрут от среднеатлантического Питтсбурга до столичного Вашингтона, не прибегая к помощи мотора.
Большинство посетителей Laurel Highlands (и наша группа в том числе) в первую очередь устремляются к двум постройкам-шедеврам, автором которых является легендарный американский архитектор Frank Lloyd Wright. Ему принадлежат слова: «Архитектура – мать искусства. Без нашей собственной [американской] архитектуры наша цивилизация не имеет души».
Всей душой преданный американской природе и одержимый идеей слияния с ней, Frank Lloyd Wright создавал жилые дома, чье назначение было служить не только людям, но и деревьям, холмам, степям и скалам. Его собственный семейный дом в пригороде Чикаго был построен вокруг старого дуба. В пустыне Аризоны и в прерии Среднего Запада он неизменно убеждал своих клиентов не выпячиваться, строить дом не НА пригорке, а В пригорке, уважать окружающую среду, давать доступ свету и воздуху и полностью доверяться его, архитектора, чутью и вкусу. Крыши и террасы, раскинувшиеся вширь, как ветки дерева; большие помещения без стен, соединяющие в себе гостиную, семейную комнату, библиотеку и обеденный зал; геометрические формы спартанской мебели и цветные стекла в опоясывающих весь дом окнах отмечают его особый, уникальный стиль. Так же, как и низкие потолки, встроенные в стены лавки и книжные полки и кресла и кушетки с сиденьями у самого пола. Будучи невысокого роста, великий архитектор принуждал своих заказчиков смириться с его дизайном, рассчитанным на коротышек, называя это «прерогативой создателя».
Дом над водопадом Fallingwater относится к важнейшим достижениям архитектора. Его постройку в 1935 г. заказал Edgar J. Kaufmann Sr. – владелец крупнейшего и любимейшего народом универсального магазина в Питтсбурге. Часто приезжая к водопаду в выходные дни с женой и сыном, бизнесмен в конце концов приобрел его у бывшего хозяина, облюбовал лужайку напротив и решил потратить 20-30 тысяч долларов на летний домик с видом на водопад. В 1939 г., когда домик был закончен, он нависал над водопадом, как естественное продолжение 300-миллионнолетней известняковой скалы, окруженный пышным смешанным лесом, светящийся всеми окнами от пола до потолка от огня, горящего в камине, и обошедшийся счастливым хозяевам – любителям природы, искусства и спорта – в 155 тысяч. «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него», – объяснил Frank Lloyd Wright.
Семья владела домом и принимала в нем многочисленных гостей до 1963 г., когда сын Edgar Kaufmann Jr., в то время в должности куратора Нью-Йоркского музея современного искусства, передал дом вместе со всем его содержимым в распоряжение Western Pennsilvania Conservancy с условием открыть его для публики как музей.
Друг семьи, живший неподалеку – крупный производитель мороженого I.N. Hagan был в полном восторге от Fallingwater. В 1954 г. он и его жена-художница Bernardine Hagan наняли великого архитектора, бывшего уже в преклонном возрасте, чтобы он создал для них дом на холме Kentuck Knob. Понятно, что Frank Lloyd Wright и в данном случае поступил по-своему. Дом под массивной медной крышей врезан в склон холма. Окна спальни находятся на уровне земли, так что изнутри можно наблюдать жизнь сурков и полевых мышек. Несущая стена, как нос корабля, острым углом нависает над рекой далеко внизу, а по всему периметру под самой крышей в широком кипарисовом поясе расположены замысловатые окошки, чей рисунок повторяет план дома. Великий архитектор появился на территории Kentuck Knob только один раз, когда начинал работать над проектом. Всю работу по постройке проделали его ученики. Хозяева дома много раз приглашали его погостить, уговаривая хотя бы взглянуть на конечный результат его труда. «Я знаю, как выглядит дом. Вы сейчас видите то, что я вообразил в самом начале», – отвечал им Frank Lloyd Wright, который до конца своих дней был занят работой над новыми проектами.
После содержательно проведенного дня, посвященного изучекнию его наследия, наша группа подкрепилась в ресторане The Supper Club в помещении 100-летнего, все еще действующего вокзала Greensburg Train Station, где шеф-повар Greg Andrews приготовил закуски, салаты, пиццу и макароны с овощами и солениями с окрестных ферм.
На ночь мы обосновались в поразительном месте – Nemacolin Woodlands Resort. Этот современный американский Версаль был создан в 1987 г., когда Joseph A. Hardy III, основатель компании 84 Lumber Company, приобрел на аукционе огромный участок земли с охотничьим домиком.
В результате многочисленных расширений и усовершенствований в течение многих лет, в настоящее время отель-курорт вмещает основное здание Chateau Lafayette, построенное по образцу отеля «Риц» в Париже, несколько дополнительных зданий, спа, казино, двухэтажный магазин модной одежды и ювелирных изделий, отдельное помещение и спа для домашних животных, зоопарк с дикими животными, в основном приобретенными из обанкротившихся зоопарков, ветеринарную клинику, поле для гольфа и школу гольфа, спортзал, бассейн, студию для художников в резидентуре, часовню для медитации, детский парк развлечений, а также самолетный ангар и так называемый «игрушечный автомагазин», в котором выставлены на продажу «роллс-ройсы» и «феррари» коллекционных моделей.
В вестибюле Chateau Lafayette переливаются всеми цветами радуги тысячи кристаллов в огромных хрустальных люстрах фирмы Waterford. В каждой комнате висит такая же люстра поменьше. В бальном зале – античные, ручной работы, каскадные люстры Baccarat, считающиеся произведениями искусства. Каждая из них весит одну тонну. Их всего десять в мире: восемь в Nemacolin и две принадлежат Дональду Трампу.
Коллекция произведений искусства, размещенная во всех комнатах, коридорах и закоулках, включает русские иконы, китайские эмали, итальянскую мраморную скульптуру, английское серебро, найденный в Сибири и приобретенный в Пекине резной клык мамонта, которому не менее шести тысяч лет, гравюры Альфонса Мухи и Тулуз-Лотрека, лампы и оконные панели фирмы Тиффани, шелковые шарфы компании Гермес, произведения Александра Колдера, Фернандо Ботеро, Нормана Рокуэлла, современных молодых художников – и отражает эклектичные вкусы семьи владельцев.
Нам пришлось потратить немало времени, чтобы осмотреть часть коллекции и посетить белого и сибирского тигров, львов и волков в зоопарке имения.
В ресторане Lautrec шеф-повар курорта Sean Eckman приготовил для нашей группы прощальный обед. В соответствии с осенним сезоном, в салате «Урожайный» были использованы зелень, яблоки, сушеная клюква, печеный сладкий картофель, обжареные миндальные орехи, свежая голубика, козий сыр и соус из сушеных вишен.
Мясное блюдо «Комфорт» состояло из куриной грудки, начиненной смесью из ржаных хлебных крошек, французского зеленого лука и черных трюфелей, с гарниром из картофельного пюре и зеленых бобов в коньячном соусе, поданных в индивидуальных чугунных кастрюльках.
На десерт главный кондитер отеля Scott Tennant приготовил яблочный пирог с медом, сладким молочным кремом, мороженым из белого сыра чеддер, желе из яблочного сидра и хрустящим сушеным ломтиком зеленого яблока, вертикально установленным на вершине пирамиды. Он назвал свое произведение «Воспомининие».
Дополнительная информация – на сайте www.laurelhighlands.org.
Продолжение следует
Фотографии: Эмма Красов. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов