Первое исполнение оперы «Сусанна» в Сан-Франциско
Недавно в Сан-Францисской Опере с большим успехом прошли спектакли оперы «Сусанна» американского композитора Карлайсла Флойда, созданной им в 1955 году и выдержавшей за прошедшее со дня премьеры время cвыше восьмисот представлений, правда, преимущественно в небольших театрах или на консерваторских сценах. Не так давно в Сан-Франциско эта опера была исполнена впервые, на первом спектакле присутствовал 88-летний автор. Это произведение об американском заброшенном дальнем […]
Недавно в Сан-Францисской Опере с большим успехом прошли спектакли оперы «Сусанна» американского композитора Карлайсла Флойда, созданной им в 1955 году и выдержавшей за прошедшее со дня премьеры время cвыше восьмисот представлений, правда, преимущественно в небольших театрах или на консерваторских сценах.
Не так давно в Сан-Франциско эта опера была исполнена впервые, на первом спектакле присутствовал 88-летний автор. Это произведение об американском заброшенном дальнем посёлке, религиозной нетерпимости, чистой душе и предательстве. Автор, помимо музыки, создал ещё и либретто. Опера состоит из десяти сцен, её сюжет разворачивается «прямолинейно», без всяких отклонений в сторону, и был навеян одной из библейских историй и «осовременен».
Краткое содержание оперы. На небольшом пятачке собрались почти все обитатели дальнего посёлка в штате Теннеси. Здесь церковь организовала так называемые «квадратные» танцы. Кто не танцует, те с увлечением предаются сплетням. Особенно достаётся красавице Сусанне (сопрано Патрисиа Расет). Женщины не могут простить ей её красоту и независимость. Кроме того, что можно ожидать от неё, вопитываемой братом – алкоголиком Сэмом Полком (тенор Брэндон Йованович)? Входит недавно появившийся преподобный Олин Блич (бас-баритон Раймонд Асето), который проигнорировал все сплетни и пригласил Сусанну танцевать. В этот же вечер она делится своими впечатлениями от танцев с Малым Бэтом Маклином (тенор Джеймс Крышак), который всегда старается сопровождать её. Он немедленно исчезает после возвращения с охоты брата Сусанны, Сэма.
«Страшное» приключилось следующим утром: старейшины церкви обнаружили нагую Сусанну, плещущуюся в лесном ручье, используемом для крещения. Старцы немедленно осудили её и раструбили об этом «ужасном грехе» всей общине. Когда Сусанна вечером появляется в церкви, она не может понять, почему все бойкотируют её. Малый Бэт объяснил ей причину бойкота и одновременно признался, что прихожане вынудили его «сознаться», что Сусанна якобы соблазняла его. Сэм слышал этот разговор и постарался успокоить сестру.
В начале второго акта Сэм советует сестре посетить молитву, чтобы удовлетворить требование старейшин, а сам отправляется на ночную охоту. Сусанне пришлось выслушать проповедь Олина Блича и все молитвы, она возвращается домой, но вскоре там появляется Олин Блич. Выяснив, что Сэм отсутствует, он преодолевает сопротивление Сусанны и сопровождает её в дом – со всеми вытекающими последствиями. На следующий день Блич пытается получить прощение Сусанны, она отказывается и рассказывает Сэму о случившемся. Сэм с ружьём в руках исчезает. Издалека слышен звук выстрела. Прибежавший Малый Бэт сообщает Сусанне, что Сэм застрелил Блича. Через некоторое время появляется чуть ли не вся община, убеждённая в том, что расправа с Бличем произошла по настоянию Сусанны, которую следует наказать. Однако, когда она извлекает охотничье ружьё, все посетители немедленно исчезают, и она остаётся одна.
Музыкальные критики и Сан-Франциско Опера, в пылу увлечения, утверждают, что «Сусанна» является одной из лучших американских опер, второй после «Порги и Бесс». Это перебор: благодаря усилиям руководства нашей Оперы, и особенно генерального директора Дэвида Гокли (который объявил недавно, что собирается через два года уйти в отставку), театр познакомил любителей музыки со значительным количеством замечательных опер современных композиторов США (вспомним «Никсон в Китае» Джона Адамса или «Моби Дик» Джека Хегги и др.). Но, не присваивая «Сусанне» того или другого номера, нужно отметить, что это хорошая опера, к исполнению которой были привлечены талантливые певцы, постановщики, художники и дирижёр.
В первую очередь, следует отметить исполнительницу роли Сусанны Патрисию Расет, которая в своё время прошла через стажёрские программы Сан-Францисской Оперы и вот уже 25 лет сотрудничает с ней, исполнив здесь 30 различных партий. Она давно продемонстрировала свою необычайную работоспособность (например, в прошлом сезоне выручила нашу Оперу, молниеносно подготовив партию Долорес Клэйборн) и сценический талант. Партию Сусанны она творит кирпичик за кирпичиком, создавая живой образ независимой и несколько наивной девушки. Певица хорошо управляется со своим красивым голосом, но временами стала появляться вибрация звука. Мне кажется, Патрисия всё ещё в состоянии преодолеть этот недостаток.
Мальчишка Малый Бэт, которому очень нравится Сусанна, но который всё еще не может ослушаться своих родителей, являющихся ведущими прихожанами, фактически предаёт Сусанну. Его партию исполняет лирический тенор Джеймс Крышак. Одетый соответственно сценическому возрасту, порывистый и всюду успевающий, да к тому ещё обладающий голосом приятного тембра, он вполне хорошо справился со своей ролью. Роль его мамаши, Миссис Маклин, исполняет меццо-сопрано Катерина Кук. Мы хорошо знаем нашу землячку, которая, как правило, проявляет себя в качестве мастера сценических миниатюр. Вот и здесь, при небольшом материале, она создала запоминающийся образ боевой мамаши своего нерешительного сына.
Сан-Францисская публика хорошо знает прекрасного артиста, обладателя красивого тенора Брэндона Йовановича, исполняющего роль Сэма, брата Сусанны. Рослый и симпатичный молодой человек, которого прихожане считают алкоголиком, немногословен и решителен. Он трепетно относится к своей сестре и готов на любые действия для защиты Сусанны и её доброго имени. Высокий, приятной наружности бас-баритон Раймонд Асето обладает мягким и красивым голосом. Он хорошо, без помарок, исполнил свою партию Олина Блича, но не в полной мере сумел передать двойственность этого персонажа и его хищнические повадки. Его раскаяние было вызвано не столько греховным поведением, сколько возможным наказанием. Как всегда, идеально звучал хор под руководством Яна Робертсона.
Роскошные виды почти нетронутой природы на фоне горных силуэтов (художник Эрхард Ром, художник по свету Гэри Мадер) отлично способствовали созданию настроения различных сцен. Например, квадратные танцы на фоне горных вершин, где Сузанна оказалась центром внимания. Или, ещё один пример, Сусанна, вернувшааяся после танцев домой, поёт с искренним воодушевлением арию о красоте неба, усеянного звёздами, и о том, как, наверное, красиво за горами. Заслуживает одобрения работа постановщика оперы Майкла Каванагха и, конечно же, работа Оркестра Сан-Францисской Оперы, которым руководила Карен Каменсек.
Постановка оперы «Сусанна» стала очень приятным событием в творческой жизни Сан-Францисской Оперы.
Несколько слов о дирижёре Карен Каменсек, впервые выступившей в Сан-Франциско. Сразу же заметим, что женщина-дирижёр – само по себе достаточно редкое явление, а если ещё и талантливый дирижёр, как это оказалось в случае с Карен Каменсек, то происшедшее событие можно назвать выдающимся. Её родители – словенцы, эмигрировавшие в США. Дочь родилась в Чикаго, а росла в южной Индиане. Мать – музыкант: дирижёр и флейтистка. Дочь играет на фортепиано, скрипке и дирижирует. Она успела поработать в Метрополитен Опера, в Нью-Йорк Сити Опера, а затем осела в Германии, работая с различными оперными театрами страны. В её репертуаре – более пятидесяти опер. Она музыкальный директор Ганноверского Государственного Театра.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско