Первое исполнение «Лукреции Борджиа» в Сан-Франциско
Лукреция Борджиа (1480-1519) – реальный исторический персонаж, женщина больших дарований и чрезвычайно интересной судьбы. Отравление неугодных ей людей – скорее легенда, чем действительность. Незаконнорожденная дочь кардинала Родриго Борджиа, ставшего впоследствии Папой Римским Александром VI, она четыре раза была замужем. Действие оперы Доницетти «Лукреция Борджиа» относится ко времени её четвёртого брака. У неё тоже был незаконнорожденнный […]
Лукреция Борджиа (1480-1519) – реальный исторический персонаж, женщина больших дарований и чрезвычайно интересной судьбы. Отравление неугодных ей людей – скорее легенда, чем действительность. Незаконнорожденная дочь кардинала Родриго Борджиа, ставшего впоследствии Папой Римским Александром VI, она четыре раза была замужем. Действие оперы Доницетти «Лукреция Борджиа» относится ко времени её четвёртого брака. У неё тоже был незаконнорожденнный сын, существование которого она всячески скрывала. Имеются основания считать, что отцом ребёнка был её брат (и по отцу, и по матери).
Лукреция, по свидетельству её биографов, была женщиной своего времени, хорошо образованной, говорившей на итальянском, каталонском, французском и латинском и сочинявшей стихи на этих языках. Она хорошо понимала греческий и умела элегантно произносить речи, адресованные публике. Любила музыку и поэзию и очень успешно и грациозно танцевала. Она была патронессой многих деятелей искусств, например, Тициана.
В то же время позднейшие легенды связывают Лукрецию с коварством и жестокостью. В какой мере это соответствует действительности, судить трудно. Умерла Лукреция в тридцатидевятилетнем возрасте во время родов. Виктор Гюго, заинтересовавшись существовавшими легендами, создал пьесу в пяти актах «Лукреция Борджиа». Пьеса обратила на себя внимание Гаэтано Доницетти и талантливого поэта и либреттиста Феличе Романи, который сочинял либретто для Россини, Беллини и Доницетти. Оба увидели большие потенциальные возможности сюжета для создания яркой оперы, полной конфликтов и неожиданных поворотов сюжета.
Не учли они в полной мере трудностей, создаваемых существовавшей тогда на территории нынешней Италии цензурой (первое представление должно было осуществиться в Миланском театре Ла Скала), давлением потомков действовавших в опере персонажей и капризами примадонны (в те времена роль примадонны ценилась значительно больше, чем композитора: оплата ее участия в опере была а 10 раз выше оплаты композитора). В частности, примадонна потребовала написать кабалетту, позволявшую ей блеснуть своим мастерством в совершенно неподходящем месте. Пришлось согласиться. Впоследствии этот номер был опущен.
Премьера оперы «Лукреция Борджиа» состоялась в конце 1833 года и прошла с большим успехом. Это было время расцвета творчества замечательного композитора и поразительной интенсивности его деятельности. Достаточно сказать, что в 1835 году состоялась премьера лучшей его оперы, «Лючия ди Ламмермур». В музыкальном отношении «Лукреция Борджиа», пожалуй, не уступает «Лючии…»: все главные персонажи наделены музыкальным материалом божественной красоты в стиле бельканто, много чудесной оркестровой музыки, хоровых номеров и ансамблей. Но судьбы этих опер различны: «Лючия ди Ламмермур» пользуется значительно большей популярностью, чем «Лукреция…», так как последняя драматургически слабей. История «роковой женщины» уступает «романтическому реализму» «Лючии…». И всё же трудно понять, как случилось, что замечательное творение выдающегося композитора Доницетти только сейчас впервые появилось на сан-францисской сцене.
«Лукреция Борджиа» – опера о сановной женщине, супруге влиятельного герцога Альфонса, партию которого исполняет украинский бас Виталий Ковалёв. Красавица Лукреция – жестокая и мстительная женщина, представительница пользующегося дурной славой клана Борджиа, являющегося объектом ненависти со стороны многих знатных и не очень знатных людей, которым этот клан успел навредить. Её повышенное внимание к обаятельному молодому человеку по имени Дженнаро (тенор Майкл Фабиано) вызывает ревность супруга, который намерен устранить «соперника» любой ценой . На самом деле Дженнаро – незаконнорожденный сын Лукреции, тщательно скрываемая ею тайна. Он также не знает (чуть ли не до последних аккордов оперы), кто является его матерью.
Важную роль неразлучного друга Дженнаро, Маффио Орсини, исполняет меццо-сопрано Элизабет Дешонг («брючная роль»). Знаменитые воины, они поклялись жить и умереть вместе. По-видимому, так как опера идёт в Сан-Франциско, это позволило постановщикам утверждать, что оба являются гомосексуалистами. Возможно. Но, может быть, и нет. Воспользовавшись достаточно невинной проделкой Дженнаро, герцог Альфонс приказывает убить его. Но Лукреции удаётся спасти сына. Однако в следующий раз, когда сама Лукреция решила отравить другую беззаботную компанию, не зная, что Дженнаро находится здесь же, ей не удаётся спасти его, так как благородный юноша решает разделить участь друзей.
Исполительницей партии Лукреции была Рене Флеминг, одна из лучших певиц Америки. Пятидесятидвухлетняя певица находится в замечательной физической и вокальной форме и, как показал её последний сольный концерт в Зеллербах-Холле, обладает завидным мастерством. Однако её выступление в «Лукреции Борджиа» вызвало разноречивые оценки. Особенно резко отрицательно высказался очень солидный музыкальный критик Джошуа Косман на страницах «Сан-Франциско Кроникл». Позволю себе не согласиться с мнением критика. Прежде всего, отмечу, что партия Лукреции написана для колоратурного сопрано (великолепно пели эту партию Сазерлэнд и Кабалье, напрмер), тогда как у Флеминг очень красивое подвижное лирическое сопрано, что не одно и то же. Флеминг очень точно, тонко и убедительно сыграла роль Лукреции, представив в каждом из трёх актов разные стороны ее личности и создав, таким образом, глубокий, трёхмерный образ этой загадочной женщины. Справилась Флеминг и с вокальной партией, спев все ноты и все украшения, разве что в нескольких случаях колоратурные пассажи были исполнены не так легко и изящно, как это получилось бы у колоратурного сопрано. Думаю, этого недостаточно для неприятия работы певицы.
Большое удовлетворение вызвало выступление Виталия Ковалёва. Мы встречались с ним уже неоднократно, и всегда он демонстрировал высокую вокальную культуру, красивого тембра голос и вдумчивый подход к созданию образа. Вот и сейчас в его сравнительно небольшой, но очень важной партии дона Альфонсо, герцога Феррары, он был убедительно зловещим тираном, а его вокал был безупречным бельканто. По культуре мужского пения в Украине его можно сравнить разве что с легендарным Борисом Гмырей.
Блестяще дебютировал в Сан-Францисской Опере в роли Дженнаро двадцатисемилетний тенор Майкл Фабиано, обладатель наивысшей награды отборного конкурса Метрополитен Опера и победитель более десятка других соревнований. Он обладает ярким, большим и красивым голосом, завидным темпераментом и сценическим обаянием. Очень хороша была и Элизабет Дешонг в роли Маффио Орсини. У неё тоже большой и красивого тембра голос. Они прекрасно взаимодействовали на сцене, хотя Орсини стал невольной причиной гибели обоих. Их дуэт в последнем акте был исполнен превосходно.
В опере действуют многие актёры, роли которых невелики по объёму, но существенны. В первую очередь хочется отметить участников, бывших или настоящих, одной или обеих стажёрских программ Сан-Францисской оперы: тенора Даниела Монтенегро (Растигхелло, приспешник герцога Альфонсо), тенора Брайен Джагда (Олоферно Вителоццо, друг Дженнаро), баритона Остина Несса (Апостоло Газелла, друг Дженнаро), баритона Райен Кастера (Астолфо, приверженец Лукреции) и др
Постановка перенесена в Сан-Франциско из Вашингтонской Национальной оперы.
Хочется отметить впечатляющий дебют дирижёра Риккардо Фрицца, который показал себя тонким знатоком белькантовой музыки и уверенно и точно провёл весь спектакль. Как обычно, мужской хор под управлением Яна Робертсона звучал чисто и выразительно. Может быть, иногда слишком жёстко. Были некоторые расхождения оркестра с хором. Думаю, произошло такое потому, что в этих случаях хор был выстроен в глубине сцены и не всегда видел дирижёра.
Постановщик и сценический дизайнер, Джон Пэско, сумел создать монументальный спектакль, не ставя перед собой задачу следования образцам архитектуры и одежды ХV-ХVI веков. В основном, получилось удачно, хотя некоторые сцены показались несколько неуклюжими. В целом, несмотря на различия в оценках, постановка «Лукреции Борджиа» стала значительным культурным событием нашего города.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско