Памяти поэта и друга
Болью отозвалось в наших душах известие о том, что в Кишиневе скончалась Александра Юнко, поэт, эссеист, журналист, наш давний друг. В разные годы в «Кстати» публиковались ее стихи, эссе из книги о пребывании А.С. Пушкина в Молдавии. Хотим почтить память Александры публикацией подборки ее стихов со вступительным словом поэта Виктора Голкова, тоже давнего автора нашей газеты и давнего нашего друга.
Редакция газеты «Кстати»
Никогда не думал, что придется писать предисловие к посмертной публикации подборки стихов Александры (Аллы) Юнко. Недавно еще общались мы по скайпу, делясь новостями. Она знала обо мне практически все, да и мне о ней было известно очень даже немало. Мы дружили больше сорока лет, и легко себе представить, сколько разговоров о литературе, сколько прочитанных друг другу стихов, сколько выпитого вместе красного вина унеслось, утекло, уплыло с тех пор.
Был 1977 год, я вернулся из Москвы после учебы и чувствовал себя одиноким в ставшем мне немного чужим Кишиневе. Алла была первым поэтом, с которым довелось мне познакомиться, так сказать, вживую. Потом благодаря ей я встретился и подружился с Колей Сундеевым, Олегом Максимовым, Людой Щебневой, Любой Фельдшер, Леной Шатохиной, Инной Нестеровской, многими другими поэтами и прозаиками, которых в то время мало кто знал, кроме них самих и их близких родственников. Почти все они считались непризнанными, хотя каждый подавал определенные надежды. Мы любили собираться в кабинете у Юнко, в газете «Молодежь Молдавии», где можно было славно потрепаться, а потом податься куда-нибудь на Комсомольское озеро, чтобы продолжить беседу, запивая ее из горла чаще всего красным сухим. Сегодня кажется, что все это было страшно давно, и чего бы я только не дал за то, чтобы посидеть вот так каким-нибудь июньским вечерком под тихий, почти незаметный говор высоченных молдавских тополей… Оказывается, мы уже были в то время поколением, которому дано было прийти, прокричать о себе свою петушиную песню, а затем рассеяться, раствориться, исчезнуть во мраке, в пучине, которая носила прозаическую, банальную кличку «перестройка».
Алла была, по сути, последним человеком, с которым довелось мне обо всем этом толковать, регулярно встречаясь раз в году и прогуливаясь по тому же самому парку у Комсомольского озера или сидя в маленьком кафе, под зонтиком, метрах в ста от озерной черно-зеленой воды. Были и такие периоды, когда вместо этой самой воды там произрастал тростник, таинственный и совсем уже чуждый всему, что нам, коренным кишиневцам, было известно с самого детства об этом несчастном городе. Она не раз описывала в своих статьях эти наши прогулки и задушевные беседы, когда есть о чем вспомнить или же о ком, о тех, кого давно-таки нет или находятся они на безусловно огромном от нас расстоянии. Алла была настоящий поэт – сильный и пронзительный, к тому же она была, можно точно сказать, поэт кишиневский, певец родного города, этого живого мертвеца, который изо всех сил хотел бы воскреснуть, но много лет как ничего у него не получается. Сильная и оптимистичная, жизнерадостная, она прожила тяжелую и мучительную жизнь, жизнь ломовой лошади, тащила на себе до последнего старуху-мать, пьяницу-мужа; в одиночку вырастила дочку, которая, как это принято в наше время, уехала навсегда в далекую Америку. Но стихи Александры (Аллы) Юнко остались, главное – ее наследство, и я верю почему-то, что им суждена долгая жизнь. И может быть, даже жизнь очень счастливая.
Виктор ГОЛКОВ
Израиль
Александра ЮНКО
(1953–2018)
Стихи разных лет
НЛО
Меж холмов лежали мы с тобой
под тягучим звоном благовеста,
и сиял на склоне зверобой,
яркий и нарядный, как невеста.
И земля дышала не спеша
в мареве полуденного света.
И природы вечная душа
здесь жила, а не скиталась где-то.
Было и глубоко, и светло
небо, опрокинутое нами.
Но прошло поверху НЛО,
словно тать над звездными вратами.
И сгустился грозовой озон,
засверкали дальние зарницы
и осуществился страшный сон,
вырвавшись сквозь сжатые ресницы.
Ничего не знали мы с тобой,
упивались радостью мгновенья.
В это время начинался бой
местного, локального значенья.
Мой город
Мой город
меня не узнает
не говорит по-русски
и бедный пешеход
протискивается в узкие
просветы
между бамперами
иномарок
Время вечернего чая
Время вечернего чая.
Лампа над круглым столом
Светится, обозначая
Грань между злом и добром.
Что-то есть дачное в этом
Чае, веранде, окне.
В круге, очерченном светом,
В мраке, оставленном вне.
Кто я? Всего лишь прохожий,
Что из тумана возник,
Сам с привидением схожий
И ослепленный на миг.
Вечно взыскующий дома,
Прибывший издалека,
К этому сну золотому
Я притулился слегка.
Время от времени надо
Персти касаться земной.
Чай и окно, и веранда
Пусть остаются со мной.
Добрый глоток на дорогу,
Подпись в прощальном письме…
Я ухожу понемногу
И растворяюсь во тьме.
Подсолнух
Подсолнух растет вполслуха,
вполголоса, но лепесток
каждый дрожит упруго
и тянется на восток,
испытывая восторг.
Жаворонок без продыха
насвистывает для него.
Запаха, света, воздуха
чистое естество.
Рядом с травой пожухлой,
окрестностей Адонис –
золото в зелени смуглой –
вывинчивается ввысь
и ловит небесный диск.
Пережидает облако,
долгое, как зима…
Проснуться в поле подсолнухов –
Ван Гогом –
сойти с ума.
Стили
Style драных футболок, нечесаных лохм, исподних,
спадающих с задниц, – так пьяный моряк на сходнях
чуть держится, раскорякой – ноги, одна и другая,
кренится-качается, воздух руками хватая, –
лямок бюстгальтера, прячущегося от прачечной,
но не от взглядов,
style бабы бездомной, плачущей
у задней двери в кабак,
где вкусно так
пахнет, что слюнки текут, но нет наличных,
карточки, чека и отношений личных,
но официантка, во двор выйдя для перекура,
сквозь мокрую тушь смотрит на старую дуру
и ей выносит целый пакет съестного
под неумолчный грохот транспорта городского.
Этот бомж-style, что увидишь в любом мегаполисе,
не прижился у нас, в часовом нашем поясе,
мусор выносим нарядные, как для свиданий, –
как, почему? сие есть великая тайна, –
бросим в контейнер, а рядом поместится скромно
мешочек объедков для кошек, собак и бездомных.
Собаки и кошки не брезгуют и пируют,
а люди с помойки отходы меж тем сортируют:
стекло или пластик, посуду, одежду, бумагу –
что можно за деньги сдать ко всеобщему благу.
Им не до нас, не до стилей и философий.
Редко их видишь анфас, а чаще в профиль.
Но если отмыть хорошенько такого бродягу…
Его хоть на выставку, только не дал бы тягу.
***
Маленький хищник костер в пещере
воняющий потом дикарским
сменится
радостной пляской рассвета
оранжевый шар
в гору толкает сизиф
и всемогущий свет
заставляет спуститься в долину
бросить во тьму семена
золотые
после коротких ливней
полезут из черной земли зеленые всходы
и сердце раскроет цветок свой
всему живому
глаза отражают большое
и голубое над головой снова
ссыпаешь в мешки зерно
смалываешь в муку
синеет вечер болит
натруженная спина
и каждую крошку хлеба
бережно отправляешь
в беззубый рот
ложишься под полог лиловый
благодаришь
за дождь и даждь
за счастье короткого дня
и медленно отплываешь
по темной реке
туда где уже
***
Он проснулся, еще не освоясь,
а вокруг растянулся пустырь,
бесконечный уродливый комикс,
где слова выдувают в пузырь.
Что он может? Не бог, не воитель –
умник, паинька, книжный червяк,
мастер снов и властитель наитий,
угодивший спросонья впросак.
Против китча любого обличья,
против пошлости, вбитой в виски,
он пехоту эпитетов кличет
и метафоры строит в полки.
Вышел в поле, прекрасен и страшен,
под шуршанье бумажных знамен!
Но никто не играет за наших –
все убиты, а тех легион.
И потонет бумажный кораблик,
самолетик застрянет в кустах…
Только он, оловянный солдатик,
одиноко стоит на часах.
***
Страна закрыта.
Все ушли на площадь.
Большие боссы скрылись в бункера.
Одни работают.
Другие ропщут.
А третьим похмелиться бы с утра.
А ты куда?
Ни с этими, ни с теми,
хотя не выжить, вижу, одному,
и мнут бока,
пока – против теченья –
идешь сквозь оцепленье и толпу.
***
Пытает бессонница снова,
на правом, на левом боку,
и до половины шестого
забыться никак не могу.
Плыву сквозь обрывки дремоты
и вскакиваю впопыхах:
удавкой на шею намотан
давно перемолотый страх.
Попутчики дней и вокзалов
кричат сквозь помехи и шум:
я что-то им недосказала…
Скажу, напишу, надышу,
заштопаю рваные дыры
и новых, и старых потерь…
Из этого темного мира –
рывком за балконную дверь!
Плечами прижмусь наконец-то
к шершавому тылу стены.
Налей мне молочного света
в зеленый кувшин тишины.
Проводы
Проводы, поводы…
Правота
тех, кто однажды –
и навсегда,
так нам тогда казалось.
Длинный сквозняк вокзала.
Все уже сказано, помолчим,
рот искривляя туго,
как бы из разных двух чужбин
всматриваясь друг в друга.
Поезд ту-ту, уходить пора.
Холодно в легком платье.
Пустим по кругу, из горла,
больше не надо, хватит.
Город поблек и опустел.
Тихо, как на поминках.
Утром встаешь среди голых стен,
выцветших фотоснимков.
Все, как всегда, но надежды нет,
разве что ехать следом.
Так нам казалось – всему конец –
тем бесконечным летом.
Из цикла
«Маленькие кишиневские элегии»
***
От Чуфлинской церкви налево
до польского кладбища, где –
в укрытии райского древа,
спиной на холодной плите, –
желания яростный факел.
И тягостный запах греха
стоит, как рассерженный ангел,
но не настучавший пока.
Мадонна бездомная плачет,
случайно спугнув благодать,
и ловит оранжевый мячик,
но некому мячик отдать.
***
Когда окно разбито, задувает,
твой теплый угол на куски расколот,
и, всей гусиной кожей оживая,
ты чувствуешь пространства вечный холод.
Когда окно разбито, режешь пальцы
об острые края, и кровь трепещет,
прощаясь с телом, – плачут постояльцы,
а между делом собирают вещи.
Когда окно разбито, можно бросить
постылую хибару, тряпки, блюдца,
вписаться в полотно «Большая осень»,
и не вернуться, и не обернуться.
Шуршать ногами и бросать охапки,
и забывать былое постепенно.
А мародерам остаются тряпки
и блюдца, и покинутые стены.
Полундра
Подводная лодка споткнулась о бытие
отдельных отсеков, назрел в экипаже бунт…
Только вчера отмечали отплытие
перед прибытием в назначенья пункт.
Не помогают наряды вне очереди
и заточенье в карцер отдельных лиц.
Темно в перископе, напрасно стучит радист,
никто нас не слышит, ликуя не скажет: нашлись!
Завыла сирена тревожно, и командир оглох.
Воздух в цистернах вытравили,
рот открываешь, делаешь слабый вдох –
нечем дышать от родины милой вдали.
Товарищ, не в силах я, сердце в крови.
Под скрежет винтов забортных и вопли,
вот те крест, в жизни не буду травить,
как мы чуть не утопли.
А хорошо бы – под селедку с водочкой,
и чтоб девчонка льнула бы ко мне:
плыла-качалась желтая подлодочка
на синей-синей ласковой волне…
Ложка
Умная ложка японская
изогнута как запятая
по супу бежит аки посуху
на семи языках болтает
а у меня сегодня
как назло
треснуло
в чайном домике
стекло
и кимоно подол
зацепился за гвоздь
когда на порог шагнул
желанный гость
но он меня даже не обнял
чужой как жизнь
взялась рисовать иероглиф
упала кисть
короче
из рук все валится
и вообще –
палочки деревянные
утопила
в борще