От интернационализма к национализму
Если имя Михаила Светлова останется в истории поэзии, то только стихом о чудаке, который
…хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Видно – парень был интернационалистом. Через 10 лет после возникновения этого стиха интернационалисты из разных стран Европы и США попёрлись в Испанию, чтобы в интербригадах биться за колхозы в Гренаде – отдавать тогда землю крестьянам стало уже не в тренде. Это, по словам Ленина, рождало капитализм. Испанские националисты защитили свою страну от левых – своих и иностранных, и обошлись без колхозов.
Но светлый образ интернационалиста остался в русской культуре. Сергей Никитин написал песню на стихи Сергея Крылова о маленьком трубаче:
В чужой степи, в чужом краю
Полк оказался в окружении
И командир погиб в бою. . .
И встал трубач в дыму и пламени,/ К губам трубу свою прижал/ – И за трубой весь полк израненный/ Запел “Интернационал”. . .
Армии ходили «в чужие степи» и раньше. Но не для пения Интернационала. Интернационализм – изобретение Карла Маркса. Маркс, влиятельнейший среди евреев для следующих двух столетий, страдал нередкой формой душевного недуга – еврейской самоненавистью – и придумал средство от него: объединять людей не по нациям, а, нивелировав их, по социальным группам. Творец «Коммунистического Интернационала» в манифесте его призвал: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Химера интернационализма распространилась по Европе. Адепты его считали, что принадлежат не к своим народам, а ко всемирному «братству труда». Например, когда в мае 1940 года армия Германии вторглась во Францию, местные коммунисты, желая помочь прогрессивному альянсу Сталин-Гитлер, устраивали диверсии на военных заводах. Однако после того, как ровно через год после победы над Францией Гитлер напал на своего союзника Сталина, французские коммунисты вместе с евреями и эмигрантами из России создали во Франции значительное движение сопротивления.
Многие евреи Российской империи были очарованы марксизмом. Одни боролись за социализм на месте, другие примкнули к сионистскому движению и отправились строить его в Палестину. Выбирал между этими путями и Лейба Бронштейн (Троцкий). В 1903 году он побывал на 6-м сионистском конгрессе в Базеле, но решил остаться с российскими социалистами. А его эсеровский двойник Пинхас Рутенберг, 4 дня до Октябрьского переворота в составе составленного Керенским триумвирата возглавлявший Россию, вернулся в иудаизм, добрался до Палестины и, имея добрые отношения со всеми фракциями, дважды возглавлял там еврейский ишув.
Часть сионистов в Палестине следовала создателю религиозного сионизма раву Аврааму Ицхаку Куку, другие – лидеру ревизионистов Владимиру (Зееву) Жаботинскому, провозгласившему, что должно быть «только одно знамя» и сравнивавшему совмещение социализма и сионизма с поклонением двум богам сразу. Но доминировали в сионистском движении социалисты, создавшие единственные в истории цивилизации успешные коммуны – сельскохозяйственные кибуцы. Идейное состязание этих трёх ветвей еврейской общественной мысли определило политическую жизнь Израиля на обозримое время и продолжается сегодня.
К счастью для евреев, первым лидером социалистов и Израиля стал Бен-Гурион, человек с могучей волей, мудрый, как змей, и хитрый, как лис. Несмотря на атеизм своего учения, Бен-Гурион сделал всё необходимое, чтобы в Израиле сохранялся иудаизм, создал, как говорят нынешние ненавистники иудаизма, «государство галахи». Национальными праздниками Израиля стали иудейские; выходным днём – Шаббат; в общественном секторе – в армии, в больницах, в гостиницах установлен кашрут. После тяжёлых споров с лидером коммунистов Цизлингом в ночь накануне провозглашения Израиля Бен-Гурион сумел включить в Декларацию независимости упоминание нашей надежды на Всевышнего, названного как в Торе: «Твердыня Израиля» (Брейшит 49:24). «Синагога, в которую я не хожу – ортодоксальная» – важная позиция Бен-Гуриона. Реформистская синагога в нынешних США – интернационалистская, враждебная Израилю. Как и связанные с ней организации, вроде пресловутой “J-street”. В Израиле же иудаизм – ортодоксальный.
В Бостоне в 1988 году мы начали было посещать находившуюся по соседству крупнейшую в Новой Англии реформистскую синагогу. Как-то на занятиях я обнаружил себя спорящим с «раввином»: я доказывал тому, что Тора истинна, и значит, Бог есть. Он же говорил, что это всё – легенды. Таким был мой последний контакт с реформистами.
Бен-Гурион сумел обхитрить гения коварства – Сталина! В 1923 году он посетил СССР и заслужил там репутацию его друга. СССР первым признал Израиль де-юре, считая, что приобретает ещё одного сателлита. Но когда Бен-Гурион включил в правительство вместо значительной партии коммунистов МАПАМ маленькую религиозную партию, Сталин понял, что его обманули, пришёл в бешенство, повелел повесить 11 лидеров Чехословакии, продавших Израилю произведённое для гитлеровского Вермахта оружие, позволившее Израилю выстоять, тела казнённых сжечь, а пепел развеять по воздуху.
Другой причиной ярости Сталина стала неосторожно спровоцированная наивной Голдой Меир в 1948 году демонстрация любви московских евреев к Израилю. Посол в СССР, она не поняла тогда предупреждение осторожного Ильи Эренбурга и поставила советских евреев на грань гибели. Спасла нас только крайне своевременная смерть тирана. Интернационалистка Голда считала, что в Москве находится среди «братьев по классу».
Увы, грех Бен-Гуриона – он создал социалистическую экономику, сконцентрированную вокруг профсоюзного объединения Гистадрут и обрёк население Израиля на бедность. Окончательно социалисты потеряли Израиль с катастрофой Войны судного дня.
Премьер Голда оказалась тогда послушной рекомендациям мировых лидеров – де Голля, данной ранее, и Киссинджера, полученной перед самой войной, не нанесла упреждающего удара по врагу и не провела своевременной мобилизации. Это обошлось евреям горами трупов и едва не стоило страны. Израиль должен следовать только своим национальным интересам и не склоняться перед мнениями мира.
Ещё выигрывали выборы социалисты Рабин, что стоило евреям договора с Арафатом, а Рабину этот договор – жизни, и Барак, славы на посту отнюдь не снискавший. В целом израильтяне склонились в сторону националистов, последователей Жаботинского.
Высшим достижением их лидера Нетаньяху стала экономическая реформа, которую он провёл, находясь с 2003 по 2005 год на посту министра финансов. Биби описывает в мемуарах отчаянную борьбу социалистов против его реформы, трёхнедельную всеобщую забастовку. Сейчас открытая рыночная экономика – следствие реформ Биби, привела Израиль в круг восьми наиболее экономически развитых стран мира.
Интернационалисты, игравшие столь важную роль в создании Израиля, с исключением себя из руководства еврейским государством не смирились и перехватили это руководство юридической революцией Аарона Барака середины 90-х годов. Примеры их наступившего интернационалистского диктата: БАГАЦ запретил правительству выселить из Израиля десятки тысяч нелегалов из Африки, и небогатые олим из бывшего СССР, поселившиеся в южном Тель-Авиве, неожиданно нашли себя как бы жителями пригорода Хартума. Жизнь их, рассказывают они, превратилась в ад.
Когда Израиль построил защитную стену, отделившись от территории, с которой приходил арабский терроризм, БАГАЦ повелел перенести её на километры, потратив на это дополнительные сотни млн и прирезав арабам заметный кусок Земли Израиля.
Воспитанием новых интернационалистов занимаются в Израиле кафедры общественных наук университетов, преподавательский состав которых состоит в основном, а иногда и исключительно, из марксистов и неомарксистов. Проверка такой кафедры в университете Бен-Гуриона в Беэр-Шеве несколько лет назад не обнаружила там ни одного не левого преподавателя. В этом смысле иронично выглядит уравнивание решением нынешнего правительства дипломов йешив и специализаций общественных наук университетов: уравнивание трёхтысячелетней мудрости, накопленной нашим народом, и мусора марксизма и неомарксизма, которым забивают головы студентов университеты. Тех, правда, ещё учат английскому.
После выборов 1 ноября 2022 года Израиль впервые обрёл национальное правительство без фракции интернационалистов. И взялся за реформу с целью прекратить существующую в стране политическую диктатуру юридической системы и установить баланс двух ветвей власти. Проигравшая сторона подняла мятеж, выведя на улицы орды молодёжи, которым некоторые прогрессивные преподаватели отменяли занятия и посылали протестовать.
Среди организаторов мятежа с перекрытием важных магистралей, останавливавшим транспорт – по опросам израильтян худший в истории премьер-министр страны Эхуд Барак, воспитанник социалистической киббуцной системы, когда-то сообщивший, что родись арабом – пошёл бы в террористы, и министр иностранных дел и премьер-министр прошлого «лоскутного» правительства Яир Лапид.
Последний в должности министра подчинил политику своего правительства диктату США («политика без сюрпризов»), а как премьер своей волей, без утверждения Кнессетом, уступил контролируемому Хезболлой Ливану более 300 квадратных миль морской территории Израиля с месторождением газа.
Во время пасхальных праздников Лапид, ныне лидер оппозиции, совершил поездку по США, раздавая интервью медиа и встречаясь с политическими лидерами страны. При этом Лапид, по оценке Национального президента Сионистской организации Америки Мортона Кляйна из его статьи для газеты Israel Hayom, «наносил огромный вред Израилю, американскому еврейству и американо-израильским отношениям, демонизируя демократически избранное правительство Израиля как «экстремистское» и призывая американских евреев, еврейских лидеров и политиков-демократов противостоять израильскому правительству и предлагаемым, столь необходимым Израилю демократическим судебным реформам». Кляйн напомнил правило, сформулированное Менахемом Бегиным: израильский политик никогда не должен критиковать свою страну, находясь зарубежом.
Интернационалистская составляющая израильского общества слабеет и в демократическом процессе уже не может противостоять политике национально-религиозных партий и Ликуда. Рабочая партия (ныне – Авода), сыгравшая некогда выдающуюся роль в создании Израиля, сейчас едва попадает в Кнессет. Но, как показал последний мятеж, левые, в случае напряжённой военной ситуации или сильного давления антисемитского внешнего мира, могут причинить стране немалый вред. Так в конце Первой мировой интернационалисты разрушили выглядевшую тогда могучей Российскую империю и смертельно подорвали Германию.
Ситуация в Израиле сегодня совсем не выглядит безмятежной.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис Гулько