От Ботичелли до Брака

От Ботичелли до Брака

7 марта в Сан-Францисском музее изящных искусств открылась выставка «От Ботичелли до Брака» – 55 работ, приехавших к нам из Национальной галереи Шотландии. Такое название выставки может удивить и даже смутить. Каким образом в одной галерее уживаются произведения, созданные за более чем четырехсотлетний период? На самом деле, когда говорят о Национальной галерее Шотландии, речь идёт […]

Share This Article

7 марта в Сан-Францисском музее изящных искусств открылась выставка «От Ботичелли до Брака» – 55 работ, приехавших к нам из Национальной галереи Шотландии.

Диана Вилсе, президент Сан-Францисского Музея изящных искусств

Такое название выставки может удивить и даже смутить. Каким образом в одной галерее уживаются произведения, созданные за более чем четырехсотлетний период?

Колин Бэйли, директор Сан-Францисского Музея изящных искусств

На самом деле, когда говорят о Национальной галерее Шотландии, речь идёт о трёх музеях: собственно Национальной галерее, открытой в 1850 году, Национальной портретной галерее Шотландии, которая была создана на сорок лет позже и открыта уже в 20 веке, в 1960 году, и Шотландской национальной галерее современного искусства.

Выставка, привезённая в Сан-Франциско, задумана так, чтобы дать представление о коллекциях трёх этих музеев сразу.

Вне всяких сомнений, выставка «От Ботичелли до Брака» из тех,  которые нельзя пропустить. Вы увидите тут общепризнанные шедевры, такие как «Мадонна перед спящим младенцем» Сандро Ботичелли, «Венера Анодиомена» Тициана, «Венера, купидон и Марс» Веронезе, «Венецианский праздник» Антуана Ватто, «Портрет Диего Мартелли» Дега, портрет леди Агню Лошно кисти Джона Сарджента, «Большие деревья» Поля Сезанна.

Тем, кто не добрался до Эдинбурга, выставка от «Ботичелли до Брака» даст, вероятно, единственный шанс увидеть эти шедевры.

Майкл Кларк, директор Шотландской национальной галереи

И в то же время, пройдя раз и другой по залам de Young-музея, вы покидаете эту выставку с каким-то странным чувством. Как будто вам за час-полтора (или сколько вы провели в музее) попытались представить – пунктиром – четыре века европейского искусства: от Веронезе до Фернана Леже. Рембрандт, Вермеер, Ватто, Франц Хальс… каждого по одной работе. Редко кому из художников повезло быть представленным двумя.

Понятно, что оценить, да хотя бы получить представление о художнике по одной работе невозможно. Зрителю нужен контекст: контекст творчества самого художника, контекст влияния его предшественников, контекст творчества и эстетических взглядов современников. Считанные, буквально считанные произведения – такие как «Мадонна перед спящим младенцем» Ботичелли – воздействуют на зрителя некоей таинственной силой, которая заставляет резонировать весь наш культурный, весь наш жизненный опыт, то есть создавать этому творению контекст персональный. Но это исключение.

Конечно, можно сказать, что такая выставка рассчитана на квалифицированного зрителя, который держит в голове историю искусств и пришёл в музей лишь для того, чтобы увидеть в оригинале уже по репродукциям известный ему холст.

Ну, а как быть с не столь изощрённым большинством?

Даже шедевры работают не в полную силу без контекста.
Не говоря о том, что на выставке есть работы, для того или иного художника не характерные, но являющиеся предметом гордости музея именно в силу своей редкости.  Я говорю прежде всего о большом хосте Вермеера «Христос в доме Марфы и Марии». Немногие музеи могут похвастаться Вермеером в своей экспозиции. До нас дошли всего 34  работы этого художника. «Христос в доме Марфы и Марии» – вторая по времени работа в этом списке. И, если вы вообразите себе небольшую галерею – так сказать, полное собрание произведений художника, – то лишь предшествующая, самая ранняя работа Вермеера «Диана со спутницами» может составить компанию этому холсту. И обе они разительно отличаются от остальных 32 произведений великого нидерландского художника.

Разумеется, тому, кто изучает Вермеера либо имеет особый интерес к голландской живописи 17 века, увидеть её в оригинале любопытно. Но что она даёт обыкновенному посетителю выставки?

И всё же ещё раз скажу – эту выставку нельзя пропустить. Она не оставляет цельного впечатления, в ней нет внутреннего сюжета, но, вероятнее всего, вы встретите здесь десяток-полтора работ (или даже больше) интересных вам, каковы бы ни были ваши художественные вкусы и пристрастия.

Выставка открыта в de Young-музее до 31 мая. Из Сан-Франциско она отправится в Кимбелл-музей в городе Форт Уэрт в Техасе.

Фотографии автора

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »