Осознать хаос
Цитирую по памяти, но суть определения назначения искусства одним из самых великих художников XX века, Пабло Пикассо, сводится к следующему: создавая образы, художник пытается упорядочить хаос окружающего мира, придать смысл непонятному, приручить окружающую дикую природу.
Пикассо также говорил, что за каждым абстрактным изображением стоит реальность, а художник просто отсекает от нее все лишнее, чтобы донести суть происходящего до зрителя.
Imagine Picasso – TheImmersiveExhibition
Среди представленных на уникальной выставке Imagine Picasso более 200 работ художника в эти дни особое внимание привлекает его знаменитая антивоенная «Герника», написанная в 1937 году. Создатели иммерсивной выставки, Annabelle Mauger и Julien Baron, изобретатели Image Totale, метода демонстрации искусства путем полного погружения зрителя, наверное, даже не догадывались, насколько своевременным, к сожалению, окажется изображение в самом крупном полотне Пикассо ужасов гражданской войны в Испании прошлого века.
На выставке представлены работы, создававшиеся на протяжении всей карьеры художника: от ранних фигуративных до кубистических и абстрактных картин, включая многочисленные портреты и фигуры Голубого и Розового периодов, неподражаемые образы циркачей, танцоров и музыкантов, а также многочисленных жен и любовниц знаменитого художника.
В огромном зале с высоченным потолком картины Пикассо проецируются на стены, пол и на особые геометрические конструкции, размещенные в помещении. Зрители наблюдают смену изображений, буквально окружающих их со всех сторон, переходя от одного знакомого образа к другому и как бы находясь внутри каждого произведения.
Imagine Picasso демонстрируется в галерее Skylight at The Armory по адресу 1800 Mission Street. Интересно, что внушительных размеров кирпичное здание, больше похожее на крепость, в котором сейчас находится художественная галерея, долгое время было недоступно или малодоступно для посетителей, т. к. в нем размещалась ни много ни мало киностудия по производству фильмов на тему психосексуальной субкультуры БДМС.
Сейчас в пустовавшем какое-то время помещении The Armory размещается творческая фирма Skylight Studios, которая видит свою задачу в превращении заброшенных зданий в полезные для общества, такие как художественная галерея. Выставка Imagine Picasso продлится по 9 апреля. Дополнительная информация – на сайте
https://www.imagine-picasso.com/san-francisco/.
Alice Neel: PeopleComeFirst
Первая крупная ретроспективная выставка произведений американской художницы Alice Neel (1900–1984), организованная Fine Arts Museums of San Francisco, открылась в Музее de Young.
Человек сложной судьбы, художница всю жизнь испытывала острое сочувствие и особый интерес к изображению людей неординарных, странных, травмированных, уязвимых: от близких друзей и коллег до посторонних и случайно встреченных прохожих. Несмотря на преобладание портретов в ее творчестве, она не считала себя портретисткой, а называла «коллекционеркой душ». Сопротивляясь модным течениям, Alice Neel критиковала абстракционизм за безразличие к человеку, никогда не отступала от фигуративной живописи и приобрела известность только в 1960-е годы.
Лица на ее портретах обычно смотрят прямо на зрителя, и отвести взгляд или забыть глаза изображенных ею людей просто невозможно.
В молодости, в 20-е годы, она вышла замуж за соученика по художественной школе, богатого красавца-кубинца, и уехала с ним в Гавану. Там она жила в особняке с прислугой, но тосковала по творческой среде и в конце концов уговорила мужа переехать в Нью-Йорк. Первая дочь художницы умерла во младенчестве, вторую в возрасте двух лет отец обманом увез обратно на Кубу, и, оставшись без семьи и без средств к существованию, Alice Neel после нервного срыва и попытки самоубийства провела год в психиатрической лечебнице.
Во времена Великой депрессии ей удалось получить заказ от Works Progress Administration, и постоянное общение с представителями беднейших слоев населения сыграло роль в формировании мировоззрения художницы, полностью принявшей идеи коммунизма, хотя она не стала членом Коммунистической партии США.
Хотя развод Alice Neel с мужем не был оформлен, она находилась в близких отношениях со многими мужчинами, один из которых, моряк и наркоман, однажды в гневе сжег и изрезал ножом более 300 ее произведений. Несколько из них, которые удалось реставрировать, выставлены в музее.
Родившая одного, а вскоре и второго сына в госпитале для неимущих и отразившая ужасающие больничные условия в одной из своих картин небольшого формата, художница посвятила гораздо более крупные полотна изображениям беременных женщин, создав беспрецедентную по откровенности коллекцию в истории обнаженной натуры. Ее собственный обнаженный образ в возрасте 80 лет, с кистью в руке и взглядом, направленным в невидимое зрителю зеркало, вошел в историю искусства как пример наиболее радикального и предельно честного автопортрета.
Выставка Alice Neel: People Come First открыта по 10 июля. Дополнительная информация – на сайте
Nature × Humanity: Oxman Architects
Выставка архитектуры и дизайна высшей степени неординарности открылась в SFMOMA. О сложных взаимоотношениях природы и человечества, а также о необходимости использования биоматериалов и щадящих окружающую среду промышленных технологий размышляет Neri Oxman, родившаяся в Израиле и основавшая дизайнерскую студию OXMAN в Нью-Йорке.
Около 40 трехмерных работ на выставке представляют собой видение будущего без наносящих непоправимый вред природе материалов и методов производства, грозящих вместе со всей природной средой уничтожить и само человечество.
Во время открытия выставки для прессы Neri Oxman, 1976 г. р., миниатюрная, поразительно красивая, во всем черном, на высоких каблуках, обратилась к журналистам со словами: «У природы не бывает отходов. Все перерабатывается, все используется, все служит продолжению жизни на Земле. Только мы, люди, производим такое количество мусора, что рискуем быть погребенными под ним».
В недавнем прошлом профессор Массачусетского института технологии (MIT), Oxman основала там The Mediated Matter Group – лабораторию, исследующую взаимодействие компьютерного дизайна, цифрового производства, науки о материалах и синтетической биологии. Ее идеи легли в основу так называемой материальной экологии, изучающей связи между объектами и структурами и их естественным окружением.
Ставя своей целью исправление всем известных вредоносных побочных эффектов промышленных революций, новый подход Oxman Architects к архитектуре и созданию материальных объектов основывается на биотехнологиях, заимствованных у многих живых организмов, таких как пчелы или шелковичные черви, с которыми мы сосуществуем, хотя никогда не приравниваем их значимость к нашей собственной. Представленные на выставке работы высокой художественной ценности и эстетического дизайна посвящены вероятности и возможности будущего мирного сосуществования природы и человека.
Выставка Nature × Humanity: Oxman Architects открыта по 15 мая. Дополнительная информация – на сайте
https://www.sfmoma.org/exhibition/nature-x-humanity-oxman-architects/.
Фотографии: Юрий Красов. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов