Опера «Сказки Гофмана» в Сан-Франциско

Share this post

Опера «Сказки Гофмана» в Сан-Франциско

Жак Оффенбах прославился своими замечательными опереттами и другими музыкальными сочинениями, относящимися к «лёгкому жанру». Либретто единственной его оперы, «Сказки Гофмана», было создано Ж.Барбье по мотивам новелл Э.Т.А.Гофмана (1776 -1822), немецкого писателя–романтика. Оффенбах умер в 1880 году, не успев завершить своё последнее сочинение, «Сказки Гофмана». Доводили его до конца другие композиторы, что позволило последующим постановщикам отнестись […]

Share This Article

Жак Оффенбах прославился своими замечательными опереттами и другими музыкальными сочинениями, относящимися к «лёгкому жанру». Либретто единственной его оперы, «Сказки Гофмана», было создано Ж.Барбье по мотивам новелл Э.Т.А.Гофмана (1776 -1822), немецкого писателя–романтика.

Оффенбах умер в 1880 году, не успев завершить своё последнее сочинение, «Сказки Гофмана». Доводили его до конца другие композиторы, что позволило последующим постановщикам отнестись с некоторой свободой как к содержанию этого произведения, так и к его музыкальным номерам. В последний раз «Сказки Гофмана» шли в Сан-Франциско в 1996 году. Это живописная и необычная опера, в которой быль перемежается с небылью, представляет собой иллюстрированный печальный рассказ Гофмана о своих любимых женщинах.

Мэтью Полензани

Нынешняя постановка и даже используемый ею музыкальный материал значительно отличаются от предшествовавшей. Поставил этот спектакль и создал костюмы Лорент Пелли. Чтобы оценить его возможности, достаточно вспомнить блестящую постановку оперы «Дочь полка» в Сан-Франциско. Новое либретто написала Агата Мейлинанд, декорации созданы под руководством Чантала Томаса, художник по свету (играющему в этой постановке важнейшую роль) – Чарльз Каркопино. Дирижировал всеми спектаклями Патрик Фоурниллиер, который у нас пару лет назад дирижировал оперой «Сирано де Бержерак». Его уже знают и активно приглашают многие солидные оперные театры.

Существуют две версии этой оперы. По одной – опьяневший поэт Гофман в винном кабачке рассказывает своим хмельным приятелям о своей последней по времени безрассудной любви к певице Стелле, которую в пьяном угаре он видит как трёх разных женщин в различных обстоятельствах. В рассматриваемой постановке принята именно эта версия. Другая версия – опьяневший Гофман рассказывает друзьям четыре любовные истории, пережитые им с четырьмя различными женщинами. Принятие той или другой версии почти ничего не меняет в постановке. Относительно новым в опере является введение разговорных диалогов.

В постановке задействованы некоторые выдающиеся и хорошо известные исполнители, например, итальянский тенор Мэтью Полензани в роли Гофмана. В первом акте, где события присходят в небольшом нюрнбергском кабачке, появляется Гофман со своим неразлучным другом Никлаусом. Эту партию, по замыслу Оффенбаха, исполняет меццо-сопрано. В Сан-Франциско её исполняла Анжела Браубер. Стройная, подтянутая молодая женщина хорошо выглядела в брючной роли, была активной и оживлённой. Однако её голос был «жидковат», что мешало восприятию создаваемого образа. Огромную нагрузку приходилось выдерживать Полензани. Во всех четырёх актах его роль была ведущей, что создавало особые, чисто физические, трудности для любого тенора. Следует отметить, что прекрасные вокальные данные и большой сценический опыт помогли ему достойно преодолеть все трудности и создать убедительный образ поэта и человека со всеми человеческими слабостями.

Натали Дессей

Во втором акте Гофман страстно влюбляется в… танцующую и поющую куклу, изготовленную изобретателем Спаланзани (тенор Томас Глен) и названную Олимпией. Вечером изобретатель ждёт гостей и хочет удивить их своим творением. Олимпия поражает гостей пением и умением парить в воздухе. Затем начwнаются танцы, и очарованный Гофман танцует с Олимпией, хотя время от времени ее заводят вновь. Олимпия не может остановиться, а ничего не подозревающий Гофман , выбившись из сил, падает на пол. Через несколько минут выясняется, что кукла поломалась.Оказывается, трое невидимых на чёрном фоне мужчин управляли с помощью особого агрегата всеми движениями куклы, роль которой исполняла корейская лирико-колоратурное сопрано Хи Янг Ли. Её скромные вокальные возможности перекрывались хорошей сценической игрой. Этот акт завершился бурными аплодисментами зала.

В третьем акте мы увидели и услышали знаменитую француженку Натали Дессей (колоратурное сопрано) в роли Антонии, смертельно больной девушки, погибающей в результате дьявольских козней. В самом начале сезона было объявлено, что Дессей будет исполнять в «Сказках Гофмана» все четыре женские роли, однако она оставила за собой только роль Антонии. В свои 48 лет певица прекрасно выглядит, голос её звучал наполненно и красиво, а сценически, как известно, ей пока нет равных. Одна из её верхних нот прозвучала не очень эстетично, хотя и в нужной тональности. Созданный ею образ умирающей женщины был трогателен и правдив.

Кристиан Ван Хорн

Наибольшие изменения претерпел четвёртый акт, в котором Гофман влюбляется в куртизанку Джульетту, у которой уже есть любовник Шлемил. По ходу дела там возникает много ужасов. Появляется дьявол в облике Дапертутто, который даёт ряд заданий Джульетте; их выполнение приводит к дуэли Гофмана и Шлемила, в результате Шлемил погибает. Джульетта, выполняя ещё одно задание Дапертутто, подводит Гофмана к зеркалу и (о, ужас!) похищает его отражение. Гофман разобрался в ситуации, но, из-за суматохи, нечаянно убивает Джульетту.

Роль Джульетты исполняла американская меццо-сопрано Айрен Робертс. Обладает прекрасной внешностью и большим, очень красивого тембра, голосом. Её карьера складывается удачно, как удачным было и исполнение непростой роли Джульетты.

Гофман завершает свой рассказ. Стелла возвращается со спектакля, в котором она принимала участие, и пытается вернуть Гофмана, но он не готов вернуться к прежним отношениям

Опера перенаселена действующими лицами, и рассказать о каждом из них в газетной статье невозможно. Но попробую упомянуть ещё о некоторых исполнителях. Пока мало известен бас-баритон Кристиан Ван Хорн. Он уже несколько раз успешно выступал в Опере Сан-Франциско в небольших ролях, постепенно расширяя географию выступлений и значимость исполняемых партий. Спел даже Фигаро в «Свадьбы Фигаро» Моцарта в Пермской опере.

Артист очень высокого роста, он обладает ещё и большим голосом необычного, но интересного тембра, который в требуемых обстоятельствах может звучать жёстко, драматично. В рассматриваемом спектакле он олицетворял Дьявола, принимающего различные обличья и характеры в различных сюжетах (Линдорфа, Коппелиуса, Доктора Миракла, Дапертутто). Мне кажется, это артист, который может привлечь к себе внимание многих солидных оперных театров. Замечу ещё, что в некоторых картинах персонификации Дьявола располагают ещё и своими двойниками, которые появляются попеременно или даже одновременно в различных частях и уровнях сцены. Забавная идея и хорошее ее воплощение!

Очень хорошее впечатление произвёл американский тенор Стивен Кол, исполнивший три разные роли в трёх актах. Его амплуа – характерный актёр. Он придумал много забавных деталей, очень органичен, прекрасно владеет своим голосом: когда это нобходимо, он поёт вполне академично, демонстрируя хороший уровень классического пения. Тенора Томаса Глена (Спаланзани) хорошо знает и любит сан-францисская публика. В прошлом он участник обеих стажёрских программ и многократно выступал в небольших ролях в Сан-Франциско. Хорошо задействован и в других оперных театрах и коцертных залах. Его голос не очень велик, но красивого тембра, а исполнение всегда впечатляет своим интеллектом.

Особо хочется отметить декорации (Чантал Томас). Они полны фантазии, почти непрерывно находятся в движении, позволяя концентрировать внимание публики на тех или иных эпизодах и выстраивать эти эпизоды не только горизонтально, но и вертикально.

«Сказки Гофмана» стали культурным событием в жизни Сан-Франциско и Района Залива.

 Х. АНАТОЛЬЕВ

 Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »