Опера «Кармен» в Сан-Хосе: серьезное достижение
Issue #738 В 1873 году Жорж Бизе начинает работать над оперой, обессмертившей его имя, первой по-настоящему реалистической оперой, «Кармен», действующими лицами которой были простые люди. Премьера состоялась в марте 1875 года и потерпела полный провал, как и все предыдущие оперы композитора. Против «Кармен» ополчилась не только музыкальная критика, но и публика. Опера была признана безнравственной. […]
Issue #738
В 1873 году Жорж Бизе начинает работать над оперой, обессмертившей его имя, первой по-настоящему реалистической оперой, «Кармен», действующими лицами которой были простые люди. Премьера состоялась в марте 1875 года и потерпела полный провал, как и все предыдущие оперы композитора. Против «Кармен» ополчилась не только музыкальная критика, но и публика. Опера была признана безнравственной. Но уже в 1880 году Пётр Ильич Чайковский написал: «Я убеждён, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Предсказание Чайковского сбылось. Сейчас трудно назвать оперный театр, в репертуаре которого не значилась бы эта бессмертная опера, разве что во глубине сибирских руд не нашли подходящего тенора, который сумел бы спеть верхнюю ноту в знаменитой арии Хозе. Недавно прошли спектакли «Кармен» в Опере Сан-Хосе. Я слушал эту оперу много раз, не могу сейчас даже приблизительно сказать, сколько: всякий раз, когда появлялись незнакомые мне Кармен или Дон Хозе. Часто исполнителями были очень именитые певцы. Костюмы, оформление спектаклей были, как правило, на очень хорошем уровне, но ни разу я не испытывал такого волнения души и сопричастности, как на спектакле в Сан-Хозе, где исполнителями были молодые, отнюдь не именитые, но талантливые певцы.
Содержание оперы достаточно известно. Сержант Дон Хозе, пленившись цыганкой Кармен, предоставляет ей возможность избежать ареста. Отсидев положенный срок в тюрьме, Хозе навещает Кармен, но, в силу непредвиденных обстоятельств, вынужден остаться, примкнув к шайке контрабандистов, членом которой является и Кармен. Однако довольно скоро Кармен охладевает к Хозе и увлекается эффектным красавцем тореадором Эскамильо. Кармен собралась на очередной бой быков, где Эскамильо должен показать свою ловкость и храбрость. Дорогу ей преграждает Хозе, умоляющий цыганку вернуться к нему. Кармен понимает, чем это может кончиться, но остаётся непреклонной: свободной она родилась, свободной и умрёт. Хозе с ножом бросается на Кармен. Площадь пуста, очевидцев нет, Хозе может скрыться. Но он остаётся возле убитой Кармен: «Арестуйте меня! Я убил её».
Руководство Оперы сделало всё возможное, чтобы спектакль выглядел достойно. Все партии были поручены хорошо зарекомендовавшим себя исполнителям, небольшой хор театра был усилен приглашённым хором Vivace Youth Chorus of San Jose, руководимым Пегги Спул. Хореограф Lise la Cour поработала не только с небольшой танцевальной группой театра, но и со всеми вокалистами, что позволило им бесстрашно пускаться в пляс. Прекрасно подготовил многочисленные сцены драк, фехтования и поножовщины Кит Уилдер. Но главный успех оперы был обеспечен яркой и изобретательной постановкой режиссёра Сандры Бенгочиа и блестящей работой чернокожего тенора Майкла Дэйли (о котором я уже неоднократно писал) в роли Хозе. Оркестр под руководством музыкального директора Оперы Дэйвида Рорбо хорошо справился со своими задачами.
В традиционных постановках «Кармен» героиня и её окружение несколько романтизируются: гордая и независимая Кармен, отважные и преданные друг другу контрабандисты в ярких головных косынках и ярких одеждах вызывают симпатии публики. Хозе же предстаёт в качестве эгоистичного любовника, пытающегося отстоять своё право собственности на Кармен. В общем, душитель свободы.
В Сан-Хосе режиссёр всё поставила на свои места: разбитные и циничные солдаты, банда контрабандистов-уголовников, все члены которой, и мужчины и женщины, беспрерывно курят и вооружены ножами (а многие – и огнестрельным оружием). Ножи они готовы пустить в ход по любому поводу. Эта деталь сработала в последнем акте, когда Хозе убивает Кармен: убийство не планировалось, Хозе, как и все остальные контрабандисты, всегда носил нож с собой, и убийство стало спонтанным актом обезумевшего бывшего сержанта.
Майкл Дэйли, исполнявший партию Хозе, очень быстро прогрессирует, от оперы к опере повышая своё исполнительское мастерство. Он трогательно наивен в сцене знакомства с Кармен, которая сумела буквально околдовать его. Вопреки своим намерениям, он, пережив нелёгкую борьбу с самим собой и поборов нерешительность, дезертировал из части и примкнул к банде. Он преступил закон, оставил свою невесту Микаелу, но не нашёл мира в гнезде контрабандистов, которые относятся к нему с враждебной подозрительностью. И всё это он терпит ради Кармен. Но Кармен – свободная птица, она уже успела разлюбить Хозе и полюбить тореадора. Его мать умерла, банда отвернулась от него, жизнь без Кармен потеряла всякий смысл. Сердце разрывается при виде его, жалкого, опустившегося, босого, неряшливо одетого, сидящего у колонны и почти сливающегося с ней, чтобы ещё раз увидеть Кармен и ещё раз попытаться вернуть её.
Дэйли создал живой, полнокровный образ Хозе. Всё это не сыграно, – пережито артистом, пережито публикой. И вот такую верную любовь Кармен безжалостно отвергла! Прежде я охарактеризовал голос Майкла как лирический тенор. Хозе обычно испоняют драматические тенора. Оказалось, что Майклу вполне подвластны и драматические партии. Он пел страстно и выразительно. Не знаю, кто ему посоветовал спеть ударную верхнюю ноту своей знаменитой арии на пианиссимо. Это был неудачный совет.
Партию Кармен исполняла молодая меццо-сопрано Битани Кофлэнд. Тоненькая, лёгкая, обаятельная, она ещё обладает и красивым чистым и мягким голосом и поёт с чувством и пониманием сути образа. Но у неё время от времени возникали вокальные проблемы (например, неточная интонация), и игра её была не столь выразительной, как у Дэйли. Я думаю, что Кофлэнд является перспективной певицей с хорошими артистическим данными. Тем не менее, «Кармен» в Сан-Хосе стала оперой не о Кармен, а о Хозе, что тоже очень интересно и к тому же непривычно.
Как всегда, очень импозантен был Дэниэл Чилли в партии Эскамильо. Он выглядел прекрасно, великолепно фехтовал, был несколько фатоват, как и следовало, а голос, как всегда, звучал красиво и выразительно. Но в своих победительных куплетах, где голос должен заполнять зал, он почти не перелетал через оркестр, что снизило впечатление от исполнения. У Чилли достаточно большой для лирического баритона голос, проблема состоит в недостаточной полётности звука, – дефект, который, учитывая вокальную подготовку Чилли, может быть устранён достаточно легко с помощью специальных упражнений.
Партию невесты Хозе, Микаелы, исполняла Хори Дастур. Она справилась с ролью, но не нашла подходящих красок для создания живого и полноценного обаза. Нужно, правда, признать, что либретисты и композитор уделили этому персонажу не очень много внимания. И, как обычно, у Дастур имеются вокальные проблемы в среднем регистре. Запомнились и исплнители небольших партий Моралеса (Адам Меза), Цуниги (Пол Мюрей), Фраскиты (Джиллиан Бой), Мерседес (Тори Грейум). С помощью режиссёра они создали живые, психологически точные образы, достоверность которых не вызывает сомнения. Вокально они были также на высоте.
Но самая поразительная сторона этого спектакля состоит в том, что на сцене не было статистов, поющих или танцующих. Каждый персонаж был наделён своим характером и линией поведения, перед каждым была поставлена определённая задача, с котороой все участники представления отлично справились. Не было второстепенных персонажей, все вносили свою лепту в развитие драмы. Благодаря режиссёру, «Кармен» стала не просто спектаклем: мы сумели подсмотреть кусочек настоящей жизни, которая привела к трагедии. Оперу Сан-Хосе можно поздравить с серьёзным достижением.