Огюст Роден в Музее Почетного легиона
В сан-францисском Музее Почетного легиона открылась выставка Огюста Родена, приуроченная к столетию со дня смерти скульптора. Здесь представлены и гипсовые наброски, и работы из мрамора, и бронзовые отливки, большая часть которых – прижизненные. Любопытно, что в отличие от обыкновенных музейных выставок, для которых кураторы собирают произведения того или иного художника по музеям и частным коллекциям […]
В сан-францисском Музее Почетного легиона открылась выставка Огюста Родена, приуроченная к столетию со дня смерти скульптора.
Здесь представлены и гипсовые наброски, и работы из мрамора, и бронзовые отливки, большая часть которых – прижизненные.
Любопытно, что в отличие от обыкновенных музейных выставок, для которых кураторы собирают произведения того или иного художника по музеям и частным коллекциям со всего света, эта экспозиция состоит исключительно из работ, хранящихся в самом Музее Почетного легиона.
Сан-францисский Музей Почетного легиона владеет третьей по величине коллекцией произведений великого скульптора – вслед за Музеем Родена в Париже, открывшимся через два года после смерти мастера, и Музеем Родена в Филадельфии, созданным в 1929 году на основании частной коллекции владельца сети кинотеатров Жюля Мастбаума (1872–1926).
Более 70 произведений Огюста Родена, хранящихся в Музее Почетного легиона, тоже поступили сюда из частной коллекции. На самом деле этот музей был для того и построен, чтобы вместить коллекцию Альмы де Бреттевилль Спреклс (1881–1968), молодой жены сахарного магната Адольфа Спреклса (1857–1924).
Sugar Daddy, как называла Альма Спреклс своего мужа, выстроил для музея здание, копирующее Дворец Почетного легиона в Париже, и в 1924 году скульптуры Родена стали переезжать из 55-комнатного особняка Адольфа и Альмы Спреклс на 2080 Вашингтон-стрит (который нынче принадлежит сочинительнице слащавых романов Даниэле Стил) в новый музей.
К этому времени в Сан-Франциско уже почти двадцать лет существовал художественный музей, созданный в 1895 году другим калифорнийским магнатом, владельцем газеты «Сан-Франциско кроникл» Майклом Генри де Янгом (1849–1925), потомком еврейских ювелиров, приехавших в Америку из Голландии.
Надо сказать, что сахарный барон Адольф Спреклс и газетный воротила Майкл де Янг были не в лучших отношениях. В 1894 году, после статьи в «Сан-Франциско кроникл», рассказывающей о финансовых махинациях Адольфа Спреклса, сахарный барон стрелял в Майкла де Янга, ранил его, но газетчик остался жив. Спреклса судили, однако его адвокатам удалось убедить жюри, что стрелял он в состоянии временного умопомрачения, и его оправдали.
А много лет спустя враждующие олигархи попали в определенном смысле под одну крышу: в 1972 году Музей Де Янга и Музей Почетного легиона объединились – так возник Сан-Францисский музей изящных искусств.
С 1972 года все произведения европейского искусства оказались в Линкольн-парке в Музее Почетного легиона, а в Музее Де Янга, расположенном в парке «Золотые ворота», разместились коллекции американского искусства, искусства стран Африки, Океании и Мезоамерики. Кроме того, Музей Де Янга обладает огромной – более 13 тысяч экспонатов – коллекцией текстиля и одежды.
…Но вернемся к нынешней выставке. Во время путешествия во Францию Альма Спреклс познакомилась с американской актрисой и танцовщицей (считающейся основательницей танца модерн) Лои Фуллер. Актриса с 1892 года жила в Париже, ее выступления вызывали всеобщий восторг. Ее искусством восхищались такие разные люди, как Стефан Малларме, Огюст Роден, Анатоль Франс, Луначарский и Тулуз-Лотрек.
Фуллер, близко знавшая Родена, привела Альму Спреклс в мастерскую скульптора. Произведения Родена, купленные Спреклс без посредников, прямо в мастерской, положили начало коллекции, со временем превратившейся в одно из самых значительных в США собраний европейского искусства.
В 1915 году – с февраля по декабрь – в Сан-Франциско проходила Панамо-Тихоокеанская международная выставка, приуроченная к открытию Панамского канала. Французский павильон был построен в виде уменьшенной – три четверти оригинала – копии парижского Дворца Почетного легиона. Альма Спреклс, которой очень понравился павильон, позаимствовала его организаторам несколько скульптур Родена, привезенных ею из Парижа. Выставка закрылась, Роден вернулся в особняк на Вашингтон-стрит, но идея осталась. Понадобилось девять лет, множество хлопот и очень много денег Адольфа Спреклcа, чтобы построить не имитацию из досок и фанеры, а настоящую копию Дворца Почетного легиона. 11 ноября 1924 года музей был открыт. Открывала его Альма Спреклс – Suga Daddy умер за полгода до открытия от сифилиса, приобретенного им еще до знакомства с Альмой.
Так возникли коллекция Огюста Родена и музей, в котором она хранится.
На выставке, открытой сейчас в Музее Почетного легиона, – только две работы, попавшие в музей без участия Альмы Спреклс: мраморный бюст Виктора Гюго, подаренный музею анонимным жертвователем, и одна из проб к скульптурной группе «Граждане Кале», подарок Бернарда Джеральда Кантора (1916–1996), финансиста и щедрого филантропа, родители которого без копейки денег приехали в США в начале XX века из Белоруссии.
(Внушительную коллекцию Родена, подаренную Арис и Джеральдом Кантор, можно увидеть в Стэнфордском музее искусств, который теперь называется Iris and B. Gerald Cantor Center for Visual Arts.)
***
Выставка Огюста Родена в Музее Почетного легиона подготовлена куратором отдела декоративного искусства и скульптуры Мартином Чапманом.
В музейном магазине вы можете приобрести превосходно изданный каталог.
Выставка открыта с 28 января по 9 апреля 2017 г.
Фотографии автора
Михаил ЛЕМХИН