Одна из двух лучших опер Пуччини – в Сан-Хосе
Мужчины бьют друг друга наотмашь, с яростным ожесточением, женщина наносит пощёчину самому солидному из них, сейчас они все покалечат друг друга, а может, и отправят на тот свет. Полиция! Где полиция?! А полиция тут же, коррумпированная участница преступлений. Наконец, женщина вонзает нож в мужчину, пытающегося овладеть ею… Это не репортаж из серии «Их нравы» или […]
Мужчины бьют друг друга наотмашь, с яростным ожесточением, женщина наносит пощёчину самому солидному из них, сейчас они все покалечат друг друга, а может, и отправят на тот свет. Полиция! Где полиция?! А полиция тут же, коррумпированная участница преступлений. Наконец, женщина вонзает нож в мужчину, пытающегося овладеть ею… Это не репортаж из серии «Их нравы» или “На улицах Сан-Франциско». Это события, разворачивающиеся на сцене Оперы Сан-Хосе в спектакле «Тоска». А полная натуральность описываемых сцен – заслуга постановщика боевых эпизодов Кита Уилдера.
Оперу Пуччини поставила в Сан-Хосе режиссёр Сандра Бенгочиа. Она в прошлом – хорошая певица, режиссёрской деятельностью занялась сравнительно недавно, но её достижения впечатляют. Сандра Бенгочиа осуществила в Сан-Хосе выдающуюся постановку оперы «Кармен». Постановка «Тоски» не столь богата новациями, но все решения мотивированы, каждая деталь выверена, спектакль выстроен логично и естественно, что наилучшим образом соответствует музыке и драматургии Пуччини. Здесь композитор выступает как один из наиболее талантливых представителей течения, получившего название «веризм», основной идеей которого было «показать жизнь, как она есть». Музыка оперы чрезвычайно выразительна, насыщена мелодическими красотами (при этом даже речитативы мелодичны), а её драматизм обладает большой силой воздействия.
Хорошо играют все участники представления. Противоречивую, пылкую и ревнивую, преданную и идущую на предательство Флорию Тоску, знаменитую оперную певицу и любовницу художника Марио Каварадосси, исполнила сопрано Ребекка Дэйвис. Привлекательный образ художника и человека чести, горячего сторонника Наполеона Бонапарта, который несёт свободу всему человечеству, Марио Каварадосси, создал Кристофер Бенгочиа, сильно похудевший и обретший большую лёгкость и привлекательность.
Роль начальника секретной полиции, мерзкого, аморального, жестокого сластолюбца, барона Скарпиа, прекрасно исполнил Торлеф Борстинг. У меня даже возникло острое желание подняться на сцену и высказать ему всё, что я о нём думаю.У болгарского певца Крассена Карагиозова была небольшая роль бежавшего из тюрьмы политического узника, Чезаре Анджелотти, сторонника Бонапарта, и он сыграл её , точно расставив все акценты. Хорошо были исполнены и все эпизодические роли. И здесь чувствуется рука режиссёра, тщательно отбирающей важные детали поведения и создающей нужную атмосферу каждого эпизода.
Первое представление «Тоски» состоялось в 1900 году. События оперы происходят в Риме и относятся к 1800 году. Сюжет оперы чрезвычайно динамичен и полон драматизма. Большинство читателей наверняка хорошо знает содержание оперы. Для меньшинства я привожу очень пунктирное изложение сюжета. Художник Марио Каварадосси помог скрыться бежавшему из тюрьмы давнему своему приятелю, стороннику республики Чезаре Анджелотти, с которым разделяет политические взгляды. Шеф секретной полиции, барон Скарпиа, заподозрил Марио в пособничестве беглецу. Только возлюбленной Марио, Флории Тоске, может быть известно местонахождение Чезаре. Полиция арестовывает Марио и доставляет его в кабинет Скарпиа, который к тому времени пригласил и Тоску. Воспользовавшись ситуацией, он хочет добиться «благосклонности» певицы. Марио пытают в соседней комнате, и Тоска, не выдержав этого испытания, сообщает Скарпиа местонахождение беглеца. Попутно она обещает отдаться Скарпиа, если тот освободит Марио. Коварный Скарпиа выписывает пропуск Тоске и пишет распоряжение об освобождении Марио, в котором закодирован приказ о его расстреле. Скарпиа заверяет Флорию, что выстрелы будут произведены холостыми патронами. В тот момент, когда Скарпиа собирается заняться любовью с певицей, Тоска вонзает нож в его тело.
Группа солдат приводит Каварадосси к месту казни. До казни остаётся один час. Каварадосси предаётся воспоминаниям. Вдруг появляется Тоска, сообщающая Марио о предшествующих трагических событиях. Марио будет свободным! Остаётся лишь хорошо сыграть сцену расстрела холостыми патронами. Конвой уводит Каварадосси к месту казни, раздаётся залп, Каварадосси падает, конвой удаляется, Тоска подбегает к любимому. Он мёртв!
Рыдающая Тоска не слышит приближающегося шума: убийство Скарпиа раскрыто, полиция пытается схватить Тоску. Оттолкнув полицейского, Тоска взбегает на крепостную стену и бросается вниз. Три главные действующие лица разыгравшейся трагедии погибли.
Оркестр под руководством музыкального директора и главного дирижёра Дэвида Рорбаха звучал очень хорошо. Хоровые сцены прошли великолепно, хор пел очень чисто и слаженно, что является заслугой хормейстеров Дэвида Кёртенбаха и Пегги Спул. Ребекка Дейвис, прошедшая минувшим летом стажёрскую программу Мерола Опера, обладает большим красивым сопрано со свободными верхами. В спектакле, на котором я присутствовал, её верхи подчас звучали резковато. Она очень чисто интонировала, прекрасно провела сцены безосновательной ревности, была экспансивна и очень эмоциональна, словом, создала и сценически, и вокально убедительный образ Тоски. Свою знаменитую арию из второго акта она спела превосходно.
Сценически тенор Бенгочиа-Каварадосси был тоже безукоризнен и создал волнующий и вызывающий сочувствие образ талантливого художника и порядочного страдающего человека. Бенгочиа хорошо пел и замечательно исполнил знаменитую арию из третьего акта, вызвав продолжительную овацию зала. Однако в других номерах его голос порой звучал менее привлекательно и казался утомлённым или даже несколько стёртым.
Противоречивые впечатления остались от исполнения партии барона Скарпиа лирическим баритоном Торфелем Борстингом. Видимо, в труппе не нашлось достаточно сильного драматического баритона или даже баса-баритона для воплощения образа этого негодяя. Несколько утрируя ситуацию, я могу задать вопрос: представляет ли себе читатель в роли Бориса Годунова какого-либо тенора, пусть даже самого выдающегося? Ответ очевиден. То же произошло с исполнением партии Скарпиа. Лирический баритон, опять же, утрируя ситуацию, очень хорош для исполнения серенад, но не для создания образа преступного подлеца. Сценически же, как уже отмечено выше, Борстинг был вполне хорош.
В совсем небольшой партии Чезаре Анджелотти великолепно выглядел баритон Крассен Карагиозов. Его красивый и богатый обертонами голос звучал завораживающе. Ах, как жаль, что Чезаре так рано покончил жизнь самоубийством! Я не упоминаю других исполнителей небольших партий, но хочется отметить, что все они без исключения заслуживают похвалы как за вокальную, так и за сценическую сторону исполнения. Декорации (художник Эрик Флэтмо) и костюмы были функциональны и выглядели вполне достойно.
Постановка «Тоски» стала приятным событием в художественной жизни Сан-Хосе.