Обзор DVD Выпуск 243
Les Blank: Always for Pleasure. 1968-1995. The Criterion Collection. 3-disc set. Blu-Ray. («Лес Бланк: Всегда для удовольствия»). Leon Russell. A Poem Is a Naked Person. A film by Les Bank. 1974. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Леон Рассел. Стихотворение – голый человек» – режиссёр Лес Бланк). Лес Бланк (1935-2012) окончил привелигированную частную школу Phillips Academy Andover […]
Les Blank: Always for Pleasure. 1968-1995. The Criterion Collection. 3-disc set. Blu-Ray. («Лес Бланк: Всегда для удовольствия»).
Leon Russell. A Poem Is a Naked Person. A film by Les Bank. 1974. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Леон Рассел. Стихотворение – голый человек» – режиссёр Лес Бланк).
Лес Бланк (1935-2012) окончил привелигированную частную школу Phillips Academy Andover в Массачусетсе, затем изучал литературу и театр в Тулейнском университете (Новый Орлеан) и в Университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Первыми работами Бланка в кино были технические короткометражки. В 1960 году он снял свой первый самостоятельный документальный фильм, а в 1967 году основал собственную компанию “Flower Films” (несомненно, обoзначая свою связь с хиппи, которые называли себя Flowers Children).
Первой картиной, выпущенной Flower Films, была двадцатиминутная лента “Бог уважает нас, когда мы работаем, но любит нас, когда мы танцуем” (God Respects Us When We Work but Loves Us When We Dance) – яркий репортаж из Элизин-парка в Лос-Анджелесе, в котором происходил своего рода фестиваль хиппи.
За ней последовала лента “Блюз Лайтнина Хопкинса” (The Blues Accordin’ to Lightnin Hopkins) о техасском гитаристе, авторе-исполнителе (настоящее имя – Сэм Джон Хопкинс), которого журнал “Роллинг стоун” поместил в список 100 величайших гитаристов.
За свою жизнь Лес Бланк снял без малого полсотни фильмов, но его стиль и вкусы на протяжении всех этих лет оставались неизменными. Главным для него было: подойти к своим героям как можно ближе (ближе и в буквальном, и в переносном смысле) и показать среду, создавшую этих людей.
Особое внимание Лес Бланк обращает на гастрономическую сторону жизни своих героев – рецепты, процесс приготовления еды, ритуалы и традиции.
Герои Леса Бланка по большей части музыканты, живут в Луизиане, Техасе, в Калифорнии, Северной Каролине – в маленьких городках, где все друг друга знают и где редко появляются приезжие чужаки. Но Бланк удивительным образом умеет со всеми найти общий язык, и вот вчера ещё совершенно незнакомые люди рассказывают ему истории своей жизни, зачастую говорят о вещах сокровенных.
На трёх дисках комплекта “Лес Бланк: Всегда для удовольствия” – четырнадцать фильмов, снятых на протяжении четверти века, и все они рассказывают о такой Америке, которую, полагаю, большинство зрителей никогда не видело.
Отдельным диском фирма Criterion Collection выпустила полуторачасовой фильм Бланка “Стихотворение – голый человек” о легендарном американском пианисте, гитаристе, авторе-исполнителе Леоне Расселе. Странное название фильма придумал сам герой, который и финансировал эту картину.
Лес Бланк проработал над этой картиной два года. Он снимал репетиции и концерты, работу Рассела в студии (в городе Гранд Лейк, штат Оклахома), и, по своему обыкновению, снимал уличную жизнь, людей, ландшафты…
Заказчик картиной остался недоволен, и фильм “лёг на полку”. Где и пролежал сорок один год. Впервые этот фильм был показан публике в марте 2015 года на кинофестивале в Остине. В зале присутствовал и Леон Рассел. Лес Бланк не дожил три года до этой премьеры – к выпуску картину подготовил сын режиссёра Харрод Бланк.
***
Все материалы отлично отреставрированы.
В приложении к комплекту “Лес Бланк: Всегда для удовольствия” вы найдёте документальный фильм о Бланке, снятый его сыном Харродом совместно с Джиной Либрехт, множество интервью с людьми, которым случалось работать с Бланком, и ещё пять короткометражек, снятых им с 1968 по 2006 годы.
В приложении к диску “Поэма – голый человек” помещены беседа Харрода Бланка с Леоном Расселом и документальная картина “Путешествие в сорок лет: “Стихотворение – голый человек”, посвящённая истории создания и судьбе этого фильма.
The Kennedy Films of Robert Drew and Associates. 1960-1964. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Фильмы о Кеннеди Роберта Дру и его группы»).
Кто такой Роберт Дру? Он не был ни оператором, ни режиссёром. Он был лётчиком, потом журналистом, а затем бизнесменом. Главное – он был предприимчивым человеком. Во время Второй мировой войны сбитый в Италии по ту сторону линии фронта, он сумел в течение трёх месяцев скрываться, пока ему не удалось выбраться к своим. Вернувшись в Америку, Роберт Дру был зачислен в First Fighter Group, группу, которой были поручены практические испытания первого американского серийного реактивного самолёта Р-80.
Журналистская карьера Роберта Дру началась после того, как он принёс в журнал «Лайф» статью о своём опыте полётов на Р-80. Статья была напечатана, а Дру получил работу в журнале.
Это было время расцвета иллюстрированных журналов. Фотографии перестали быть картинками, оживляющими текст. По существу, в иллюстрированных журналах ситуация сложилась с точностью до наоборот: основой всякого репортажа были фотографии, а тексту отводилась роль лишь вспомогательного элемента рассказа. Так было в лучших журналах. А «Лайф» был лучшим из лучших.
Полной противоположностью печатной журналистике было тогдашнее телевидение, в котором рассказ ведущего лишь иллюстрировался изображением, снятым либо в студии, либо на выезде, для которого требовались автомобиль, гружённый тяжелым оборудованием, и целая бригада людей, налаживающих это оборудование и управляющих им. Камера не могла двигаться свободно: тележку с камерой, укреплённой на штативе, и оператором катили по долям (специально положенным рельсам) дольщики. Отдельно записывался звук.
Роберту Дру удалось собрать компанию молодых операторов, которые в меру тогдашних технических возможностей пытались экспериментировать с репортажным кино. Ричард Ликок (который был ассистентом выдающегося кинодокументалиста Роберта Флаэрти на его последнем фильме Louisiana Story), Донн Алан Пеннебейкер, Теренс Маккарти-Филгэйт и Альберт Майслес составили ядро этой компании.
Роберт Дру убедил конгломерат «Тайм-Лайф» вложить полмиллиона долларов в разработку оборудования, необходимого для кинорепортажа. За эту сумму нью-йоркский изобретатель Мич Богданович брался усовершенствовать 16-миллиметровую камеру Auricon. Требования были такие: камера должна быть достаточно лёгкой, чтобы снимать с плеча, достаточно тихой, чтобы не мешать синхронной записи звука.
«Изделие» Мича Богдановича позволяло группе из двух человек снимать по ходу событий и синхронно записывать звук портативным магнитофоном «Перфектон», усовершенствованным калифорнийским инженером – и будущим лауреатом «Оскара» – Лореном Райдером.
Первым фильмом, снятым группой Роберта Дру, стал «Праймари», рассказывающий о борьбе за штат Висконсин между двумя демократическими кандидатами: Хубертом Хэмфри и Джоном Кеннеди.
Этот часовой фильм историки кино называют столь же значительным для кино документального, каким было «Рождение нации» Гриффита для кино игрового.
***
«Праймари» – первый из четырёх фильмов, представленных на этом диске.
Джону Кеннеди фильм понравился и, став президентом, он разрешил группе Роберта Дру провести несколько дней в Овальном кабинете Белого дома, снимая происходящее. Так появился следующий фильм: «Испытание перед новыми рубежами».
Третий фильм, «Кризис», рассказывает о конфликте губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса с Вашингтоном. Губернатор отказывался выполнять решение Верховного суда о десегрегации. Он заявил, что лично не допустит в университет чернокожих абитуриентов Вивиан Мелоун и Джеймса Худа.
11 июня 1963 года, когда Мелоун и Худ попытались войти в университет и зарегистрироваться, Уоллес преградил им дорогу. После этого заместитель генерального прокурора США Николас Катценбах в окружении федеральных маршалов попросил Уоллеса освободить проход, но губернатор отказался. Поставленный перед выбором: бороться или отступить, Джон Кеннеди перевёл Национальную гвардию Алабамы под своё командование и отдал ей приказ обеспечить чернокожим абитуриентам беспрепятственный вход в Университет.
Интересно, что не только Джон Кеннеди допустил кинематографистов в свой кабинет, но и Джордж Уоллес разрешил им снимать в своей губернаторской резиденции.
Четвёртый фильм комплекта «Лица ноября» рассказывает о похоронах Джона Кеннеди.
***
Все четыре фильма прекрасно отреставрированы. В приложении вы найдёте множество дополнительных материалов, рассказывающих о Роберте Дру и его группе.
Михаил ЛЕМХИН