Обзор DVD Выпуск 241

Share this post

Обзор DVD Выпуск 241

Youth. A film by Paolo Sorrentino. 2015. 20th Century Fox. Blu-Ray. («Юность» – режиссёр Паоло Соррентино). Предыдущая картина итальянца Паоло Соррентино «Великая красота» (The Great Beauty, 2013) завоевала множество призов и наград. В Америке она получила «Оскара» как лучший иностранный фильм, Европейская киноакадемия признала эту ленту лучшим европейским фильмом года. Это был откровенный парафраз феллиниевской «Сладкой жизни». Главный герой […]

Share This Article

Youth. A film by Paolo Sorrentino. 2015. 20th Century Fox. Blu-Ray. («Юность» – режиссёр Паоло Соррентино).

147585_slipПредыдущая картина итальянца Паоло Соррентино «Великая красота» (The Great Beauty, 2013) завоевала множество призов и наград. В Америке она получила «Оскара» как лучший иностранный фильм, Европейская киноакадемия признала эту ленту лучшим европейским фильмом года.

Это был откровенный парафраз феллиниевской «Сладкой жизни». Главный герой «Великой красоты» Джеп Гамбарделло – проекция судьбы журналиста Марчелло из «Сладкой жизни». Джеп празднует своё шестидесяпятилетие. Сначала он уверял себя, что собирает материал для романа, а потом оказалось, что жизнь прошла. Он стал частью римского бомонда, но ничего путного не написал.

При всей своей избыточной яркости и кинематографической изобретательности, при всей своей барочной насыщенности, «Великая красота» – лента очень схематичная.

Новый фильм Соррентино (не менее схематичный, чем «Великая красота»), читается как парафраз теперь уже «Восьми с половиной». Старые друзья – знаменитый режиссёр Мик Бойл (Харви Кайтел) и не менее знаменитый композитор и дирижер Фред Беллинджер (Майкл Кейн) – в швейцарском санатории вспоминают прошлое, пытаясь разобраться в нём. Мик пишет сценарий нового своего, как он полагает, итогового фильма. Фред, считающий, что карьера его закончена, отбивается от посланника английской королевы, который просит его исполнить на дне рождения принца Филиппа знаменитое произведение Беллинджера «Простые песни». Для Беллинджера партия сопрано в этом произведении мыслима только в исполнении его жены, «которая, – объясняет он посланнику королевы, – больше не может петь».

Короче говоря, Соррентино нам словно бы демонстрирует, как и из чего складывается произведение. В случае Мика – сейчас создающееся, в случае Фреда – ретроспективно: воспоминания и разговоры с дочерью, чувство вины перед женой должны рассказать нам о том, из чего когда-то возникли «Простые песни».

Прекрасные актёры играют весьма убедительно. Оператор работает безукоризненно. Художник-постановщик, несомненно, обдумал каждый кадр. Но весь этот психоанализ на уровне разговоров у стойки бара (в России бы я сказал – разговоров на коммунальной кухне), расцвеченный кинотрюками, курьёзными персонажами, брюхатыми толстяками, обнаженными красотками, смачным совокуплением какой-то немолодой пары, прислонившейся к дереву в лесу, – всё это откровенно демонстрирует нехитрую философию режиссёра: «сделайте нам красиво».

Only Angels Have Wings. A film by Howard Hawks. 1939. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Только у ангелов есть крылья» – режиссёр Говард Хоукс).

11258826-1404373121126852Говард Хоукс (1896–1977) окончил Корнельский университет – один из самых престижных в США – и получил диплом инженера. Служил в авиации, работал конструктором на авиационном заводе.

При этом, одновременно с учёбой в университете и работой, он пишет сценарии, потом, не бросая работу на авиационном заводе, становится независимым кинопродюсером, участвует в создании более 60 фильмов. И наконец, в 1926 году полностью переходит в кино и ставит свой первый фильм «Дорога к славе» (The Road to Glory).

За свою долгую жизнь Хоукс поставил больше сорока фильмов, и вместе с этим он продолжал конструировать самолёты и гоночные автомобили. Кроме того, азартно коллекционировал старинное оружие, собирал западноевропейскую живопись, занимался архитектурой, на профессиональном уровне делал ювелирные украшения.

Среди работ Говарда Хоукса «Лицо со шрамом» (Scarface, 1932), «Да здравствует Вилья!» (Viva Villa!, 1934), «Глубокий Сон» (Big Sleep, 1946) с Хэмфри Богартом, «Джентльмены предпочитают блондинок» (Gentlemen Prefer Blonds, 1953) с Мэрилин Монро – вестерны, гангстерские фильмы, комедии, драмы, мюзиклы, фильмы-нуар.

При этом, как утверждает историк кино Дэвид Томсон, Хоукс нередко переворачивал жанр вверх ногами: «Иметь и не иметь» и «Глубокий сон» якобы приключенческие фильмы, триллеры, а на самом деле – любовные истории. «Рио Браво» выглядит как вестерн – все там в ковбойских шляпах, – а на самом деле это комический групповой портрет».

То же самое можно сказать и о фильме «Только у ангелов есть крылья».

С одной стороны, это рассказ об «ангелах», то есть пилотах маленькой американской авиакомпании, которая работает где-то в Латинской Америке. На самолётах-этажерках, похоже, сделанных из фанеры – кажется, их можно сокрушить кулаком, – «ангелы» в любую погоду доставляют почту, переправляют человека из какого-то горного посёлка в больницу, перевозят опасные грузы.

С другой стороны, это история внезапно вспыхнувшей любви между оказавшейся здесь американкой Бонни Ли (Джин Артур) и на первый вгляд циничным менеджером авиакомпании Джефом Картером (Кэри Грант).

***

Лента прекрасно отреставрирована с разрешающей способностью 4К (то есть в четыре раза большей, чем старые диски Blu-Ray).

Фильм сопровождает множество дополнительных материалов.

Netanyahu at War. A film by Michael Kirk. 2016. PBS. DVD. («Нeтаньяху объявляет войну» – режиссёр Майкл Кирк).

NetanyahuЭтот двухчасовой фильм рассказывает о том, как складывались отношения Обамы и Биби Нетаньяху, начиная с первой их встречи и до момента, когда премьер-министр Израиля объявил американскому президенту войну. То есть, когда премьер-министр обратился через голову Обамы напрямую к конгрессу США, призывая конгресс не ратифицировать договор с Ираном. Договор, который Барак Обама полагает одним из основных достижений своего президентства.

Фильм очень интересный и на удивление сбалансированный.

Говоря это, я сразу же должен отметить, что сбалансирован фильм до определённой степени. Но когда ждёшь, что PBS нам сейчас покажет миротворца Обаму, этакого голубка с веточкой в клюве и с медалью Нобелевского лауреата на шее, а с другой стороны – ястреба Нетаньяху с окровавленным тельцем палестинского ребёнка в страшных когтях, – когда от телевидения привычно ожидаешь такого, фильм, хотя бы пытающийся быть объективным, кажется на удивление сбалансированным.

Режиссёр начинает свой рассказ издалека, рассказывая о том, как формировались характер и мировоззрение Нетаньяху. Отец-историк, не получивший постоянной работы в израильском университете из-за своих «реакционных взглядов», служба в армии, гибель старшего брата, легендарного спецназовца, работа пресс-секретарём израильского посольства в Вашингтоне, а затем – представителем Израиля в Организации Объединённых Наций.

Для симметрии – или сбалансированности – тут бы рассказать о формировании Барака Хусейна Обамы, который провёл раннее детство (до 10 лет) в мусульманской стране, учился в мусульманской школе и чей отец был мусульманином.

Рассказать не для того, чтобы уличить Обаму в скрытом мусульманстве, а для того, чтобы показать условия, в которых формировалась система ценностей будущего президента.

Но такого рассказа в фильме, разумеется, нет.

Есть, однако, факты. Факты, которые дано прокомментировать советникам Нетаньяху и Обамы и серьёзным американским журналистам – таким, как редактор «Нью-Йоркера» Дэвид Ремник и обозреватель журнала «Атлантик» Джеффри Голдберг.

Факт, что первым человеком, которому позвонил президент Обама из своего кабинета в Белом доме, был приемник Арафата Махмуд Аббас. (Кстати, этот самый Аббас в 1982 году защитил в московском Институте востоковедения диссертацию «Секретная связь между нацизмом и сионизмом»).

Факт, что первое телеинтервью, которое дал президент Барак Обама, было арабскому телевизионному каналу.

Факт, что первой зарубежной поездкой президента Обамы стала поездка в Египет, встреча с Хосни Мубараком (которого он довольно скоро сдал «революционной» толпе) и произнесение речи о новой американской политике, учитывающей интересы мусульманского мира наравне с интересами Израиля. И, кстати, Обама заявил, что Израиль должен прекратить строительство поселений.

Факт, что после визита в Египет Обама посетил ещё две мусульманские страны, но, будучи в 45 минутах полёта, демонстративно не остановился в Израиле. Такого не делал ни один американский президент. («Это была ошибка», – признаётся в фильме ближайший советник Обамы Дэвид Аксельрод).

Факт, что ещё один советник Обамы, Рам Эммануэль, настраивал Обаму против Нетаньяху – об этом говорит в фильме ветеран американской дипломатии Дэннис Росс.

Факт, что после часового телефонного разговора с Обамой Нетаньяху сказал тому же Россу (который ждал окончания этого разговора в соседней комнате): «Президент заявил, что договор с Ираном – единственный путь. Военное вмешательство не рассматривается». «Не может быть», – сказал Росс. «Так он сказал», – ответил Нетаньяху. Росс тут же позвонил госсекретарю Керри: «Возникла проблема». «Я сейчас же позвоню Биби», – ответил Керри. Но Росс остановил его: «Звонок должен быть из Белого дома».

«Такого звонка не последовало», – рассказывает в фильме Деннис Росс.

Кто кому объявил войну: Нетаньяху Бараку Обаме или Обама – Биби Нетаньяху?

По-моему, фильм даёт достаточно материала, чтобы зрители могли самостоятельно сделать выводы.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »