Обзор DVD Выпуск 236
A Special Day. A film by Ettore Scola, 1977. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Необычный день» – режиссёр Этторе Скола). На итальянском языке с английскими субтитрами. Восьмое мая 1938 года был особенный, специальный день. В этот день с истерическим восторгом Италия встречала Адольфа Гитлера, прибывшего в Рим для встречи с Бенито Муссолини. Этторе Скола начинает свой фильм кинохроникой, запечатлевшей не только событие, но и очевидно […]
A Special Day. A film by Ettore Scola, 1977. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Необычный день» – режиссёр Этторе Скола). На итальянском языке с английскими субтитрами.
Восьмое мая 1938 года был особенный, специальный день. В этот день с истерическим восторгом Италия встречала Адольфа Гитлера, прибывшего в Рим для встречи с Бенито Муссолини.
Этторе Скола начинает свой фильм кинохроникой, запечатлевшей не только событие, но и очевидно искренний энтузиазм, упоение коллективным сумасшествием.
Кто они, эти люди, переполненные счастьем от того, что на какую-то секунду им удастся увидеть Гитлера и Муссолини?
Гигантский жилой комплекс – воплощение незыблемости – улей типовых квартир. Мы видим одну из них. Антонетта (София Лорен) будит шестерых детей, потом мужа – все должны попасть в туалет, умыться. Завтрак готов. Опоздать нельзя. Наконец они выходят. На минуту Антонетта присаживается к столу, допивает оставленный мужем кофе. Пора приниматься за работу: мыть посуду, готовить обед, стирать бельё. Она выглядывает в окно: плотной толпой, потом небольшими группами и, в конце концов, – отставшие – поодиночке, всасываются в горловину ворот. На улицу – встречать фюрера, встречать дуче.
Кто может оставаться дома в такой день? Только те, кто оказался на обочине. Антонетта обожает дуче, у неё даже есть альбом, куда она вклеивает вырезанные из газет фотографии Муссолини. Но её место – на кухне: готовить, убирать, кормить детей и мужа, который видит в ней прислугу и вытирает руки о полу её халата. И по вечерам ходит развлекаться в бордель.
Габриэль (Марчелло Мастрояни), чьи окна выходят в тот же двор, что и окна Антонетты – бывший диктор, уволенный с радио, ибо на радио не место гомосексуалистам.
Антонетта и Габриэль – совершенно разные люди, но их объединяет то, что брутальный мир вытеснил их обоих на обочину.
Взаимное притяжение-отталкивание – короткий роман… «Я не чувствую никакой вины», – говорит Антонетта. Изменит ли эта встреча что-нибудь в жизни Антонетты и Габриэля? Вряд ли.
Вечером за Габриэлем придут двое в одинаковых плащах и шляпах: гомосексуалистов выселяют из Рима.
Антонетта, уложив своё семейство спать, читает на кухне подаренную Габриэлем книжгу «Три мушкетёра» про сказочный мир, в котором отчаянные смельчаки со шпагой в руках борются с несправедливостью.
Она выглядывает в окно. Ночь. Двор колодец. Никого нет.
My Italian Secret. The Forgotten Heroes of the Holocaust. A film by Oren Jacoby. 2013. DVD. PBS. («Мой итальянский секрет. Забытые герои Холокоста». Режиссёр – Орен Джакоби).
Муссолини пришёл к власти в 1922 году, но это никак не изменило положение итальянских евреев. Муссолини неоднократно заявлял, что антисемитизм – немецкая глупость, что еврейского вопроса не может существовать в нормальной стране. Но после сближения с Германией ситуация изменилось. В 1937–38 годах принимается ряд законов, запрещающих евреям работать на государственной службе, были запрещены смешанные браки, евреям не разрешалось печататься в газетах и журналах, книги авторов-евреев были изъяты из библиотек.
В ноябре 1938 года евреям-беженцам из европейских стран (евреям, приехавшим в Италию после 1919 года) было приказано покинуть страну.
При всём этом жизни евреев ничего не угрожало.
Такой же была ситуация и на оккупированных Италией территориях Югославии, Албании, Греции, Франции, в итальянских колониях Африки.
Положение изменилось после оккупации части итальянской территории немцами в сентябре 1943 года. Началась депортация евреев в лагеря уничтожения.
Фильм «Мой итальянский секрет» рассказывает именно об этом периоде. Речь идёт о том, как итальянцы с риском для собственной жизни спасали евреев от депортации. Евреев прятали и соседи, и незнакомые люди, прятали священники (в тосканском монастыре Чертоза ди Фарнета за укрывательство евреев немцы расстреляли 60 монахов). Евреев снабжали поддельными документами и переправляли на территорию, не оккупированную немцами.
В центре фильма – рассказ о Джино Барталли (1914–2000), легендарном итальянском велогонщике, дважды выигравшем «Тур де Франс» и трижды «Джиро д’Италия», спортсмене, которым гордилась и восхищалась вся страна. Барталли под видом тренировок изъездил всю Италию, собирая сведения, координируя действия и развозя фальшивые документы укрывавшимся в разных городах евреям.
После войны Бартолли не спешил похвастаться своими подвигами. О его участии в спасении итальянских евреев знали немногие. Лишь через 13 лет после его смерти Иерусалимский музей Катастрофы яд-Вашем присвоил ему звание Праведника мира.
Благодаря таким людям, как Джино Барталли, как архиепископ Флоренции кардинал Элиа Анджело Делла Коста и многие другие, чьи имена не всегда зафиксированы историей, 80 процентов итальянских евреев, говорит нам фильм, выжили в Катастрофе.
Blind Chance. A film by Krzystof Kieslowski, 1981. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Случай»- режиссёр Кшиштоф Кисловский). На польском языке с английскими субтитрами.
Кшиштоф Кисловский (в России пишут «Кислёвский») начал работать в документальном кино в 1966 году. Первый свой игровой фильм «Персонал» он снял для телевидения в 1975 году и впоследствии говорил о нём, как о полном провале. За «Персоналом» последовали картины «Шрам», «Кинолюбитель», 1979 г., «Случай», 1981 г., и «Без конца», 1984. «Кинолюбитель» был отмечен премией Московского кинофестиваля в 1979 году, но реальную известность в Европе и Америке принесла Кисловскому картина «Случай», снятая в 1981 году, но выпущенная только в 1987-м. А с появлением в 1988 году «Декалога» Кисловский воспринимался и кинокритикой, и публикой как один из ведущих мировых режиссёров. Эту репутацию подтвердили вышедшие отдельно два расширенных фильма из «Декалога» – 5-й «Короткий фильм об убийстве», 1988 г. и 6-й «Короткий фильм о любви», 1989. Все эти ленты, как и четыре картины, снятые впоследствии во Франции – «Двойная жизнь Вероники», 1991, «Три цвета: Голубой», 1993, «Три цвета: Белый», 1994 и «Три цвета: Красный», 1994, – безоговорочно принадлежат к киноклассике 20-го века.
13 марта 1996 года в возрасте 54-х лет Кшиштоф Кисловский умер в Варшаве во время операции на сердце.
***
Случай властен над внешней стороной нашей жизни, но он не в состоянии изменить внутренний стержень, ту систему ценностей, на которой наш характер держится. Как не в состоянии он и изменить нашу судьбу.
Фильм предлагает три возможных версии жизни Витека, студента медицинского факультета. Пытаясь вскочить в отошедший уже от перрона поезд Лодзь-Варшава, Витек догоняет его, или, вторая версия, сталкивается с работником станции и попадает в милицию, а затем и на общественые работы на 30 суток, или, версия третья, не успевает на поезд, а на вокзале встречает однокурсницу Ольгу.
В первой версии он становится партийным функционером, собирается сотоварищи в Париж, но, когда из-за его наивности арестовываают людей, он понимает, что превратился в стукача, порывает с номенклатурой и в самолёт не попадает. Во втором случае он присоединяется к подпольщикам из «Солидарности», тоже с целой группой диссидентов собирается в Париж, но, беспочвенно заподозренный товарищами в доносительстве, в Париж не летит. В третьей версии он стоит в стороне от политики, блаполучно заканчивает учёбу, женится на Ольге и попадает в тот самый самолёт, на котором он должен был лететь в первой и во второй версиях. При взлёте самолёт взрывается и все пассажиры погибают.
***
Criterion Collection, кроме фильма «Случай», уже выпустила «Двойную жизнь Вероники» и «Три цвета. Голубой. Белый Красный». Будем надеяться, что Criteron доберётся и до «Декалога».
Михаил ЛЕМХИН