Обзор DVD Выпуск 232
Hiroshima Mon Amour Alain Resnais, 1959. The Criterion Collection. Blu-Ray. (Ален Рене “Хиросима, любовь моя”). На французском языке с английскими субтитрами. Первый игровой фильм Алена Рене возник из документального проекта. В 1958 году Рене попытался сделать небольшой документальный фильм про атомную бомбу. После нескольких месяцев работы он привлёк к проекту известную французскую писательницу Маргарет Дюрас, […]
Hiroshima Mon Amour Alain Resnais, 1959. The Criterion Collection. Blu-Ray. (Ален Рене “Хиросима, любовь моя”). На французском языке с английскими субтитрами.
Первый игровой фильм Алена Рене возник из документального проекта. В 1958 году Рене попытался сделать небольшой документальный фильм про атомную бомбу. После нескольких месяцев работы он привлёк к проекту известную французскую писательницу Маргарет Дюрас, которая написала сценарий фильма, получившего впоследствии название “Хиросима, любовь моя”.
Сюжет фильма весьма прост. Действие разворачивается на протяжении двух суток в Хиросиме, куда французская актриса (её играет Эммануэль Рива) приехала сниматься в антивоенном фильме. Роман, возникший между актрисой-француженкой и японцем-архитектором (артист Эйджи Окада), выталкивает на поверхность воспоминания о первой любви героини. Немецкий солдат, в которого она была влюблена во время войны, замещается в её сознании образом этого молодого японца (который тоже во время войны был солдатом). Немецкий солдат погиб, его любовница, героиня фильма, была ошельмована и публично острижена горожанами, родители некоторое время прятали её в подвале своего дома в Невере, а потом снарядили и отправили её в Париж.
Фильм смонтирован из фрагментов трёх сюжетов – романа француженки и японца, разворачивающегося в современной Хиросиме, воспоминаний героини о том, что произошло с ней в Невере, и хроники последствий атомной бомбардировки Хиросимы. Ален Рене сознательно разрушает течение времени внутри отдельных сюжетов, накладывая диалог героев на кадры кинохроники и перемешивая вспышки воспоминаний с реальностью. Первые 15 минут фильма мы не видим даже лиц героев, только их руки, тела сквозь какой-то летящий пепел, мы слышим их диалог, переплетающийся с документальными кадрами – любовь и страшная реальность мира, в котором живут герои, туго сплетены в одно целое.
***
Диск подготовлен с максимальным тщанием.
Если вы захотите больше узнать об этой картине, у вас есть возможность включить вторую звуковую дорожку и посмотреть фильм ещё раз с комментарием киноведа Питера Кови. Кроме того, на этом диске вы найдёте четыре интервью – два с Аленом Рене и два с Эммануэль Рива. Интервью с Рене записаны в 1961 и 1980 годах, интервью с Рива записаны в 1959 году на каннском фестивале и в 2003 году специально для Criterion Collection.
The Killers. A film by Robert Siodmak, 1946. The Killers. A film by Don Siegel, 1964, The Criterion Collection. Blu–Ray. (“Убийцы”, режиссёр Роберт Сиодмак; “Убийцы”, режиссёр Дон Сигел).
“Убийцы” – самый известный фильм режиссёра Роберта Сиодмака и, вероятно, лучший его фильм. Картина базируется на одноименном рассказе Эрнеста Хемингуэя, но развивает сюжет далеко за пределы рассказа.
Сиодмак начал свою кинокарьеру в Германии, переводя на немецкий язык субтитры немых американских фильмов. Затем он недолго работал монтажером, сценаристом, и в 1929 году состоялся его режиссёрский дебют. В Германии ему случилось сотрудничать с Фредом Циннеманом и Билли Уальдером, ставшими впоследствии известными американскими режиссёрами. Также Роберт Сиодмак привлёк к работе над одним из своих проектов младшего брата Курта, превратившегося впоследствии в голливудского сценариста.
После прихода к власти фашистов Сиодмак перебрался во Францию, а затем в США. В Голливуде он обрёл репутацию мастера психологического триллера, и один известный кинокритик написал о картинах Сиодмака, что его “американские фильмы больше немецкие, чем те фильмы, которые он сделал в Германии”.
Картина “Убийцы”, несомненно, стала вехой в истории американских фильмов «нуар».
Между прочим, с этой картины началась карьера Берта Ланкастера, сыгравшего Шведа, и Авы Гарднер, сыгравшей Китти Коллинз.
В 1964 году к сюжету рассказа “Убийцы” обратился ещё один режиссёр – Дон Сигел. Но, хотя в титрах этого фильма упомянуто имя Хемингуэя, от Хемингуэя здесь уже не осталось практически ничего. Сигел отталкивается не от рассказа, а от фильма Сиодмака. Если вы посмотрите подряд две эти ленты – 1946-го и 1964-го – вы увидите, как сильно каждая из этих картин привязана к философии своего времени: послевоенных сороковых и шестидесятых.
В роли Джонни Норса (трансформация Шведа из рассказа Хемингуэя и фильма Сиодмака) снялся знаменитый впоследствии режиссёр Джон Кассаветис. В роли Джека Браунинга выступил один из голливудских ветеранов, игравший на протяжении всей своей карьеры только положительных героев и тут вдруг, в виде исключения, что ли, взявшийся за роль злодея. Эта роль оказалась его последней работой в кино. Следующей его ролью стала роль губернатора Калифорнии, а затем – президента Соединённых Штатов. Я говорю, разумеется, о Рональде Рейгане.
***
В скобках хочу заметить, что среди других работ режиссёра Дона Сигела я бы советовал читателям этой колонки обратить внимание на весьма примечательную ленту “Invasion of the Body Snatchers”, 1956 (“Вторжение похитителей тел”) и, естественно, на самый знаменитый его фильм “Dirty Harry”, 1971 (“Грязный Харри”).
***
На диске вы найдёте множество дополнительных материалов и среди них курсовую работу Андрея Тарковского “Убийцы”, экранизацию того же рассказа, сделанную Тарковским в 1956 году. Редакторы Criterion Collection извлекли плёнку из вгиковского архива. Тарковский снял этот двадцатиминутный фильм вместе с соучеником и приятелем Александром Гордоном на третьем курсе.
Александр Гордон вспоминает, как летом 1956 года в Тарусе они с Тарковским писали сценарий этой двухчастёвки. В Тарусе жило множество интересных людей, и однажды их познакомили с режиссёром Сергеем Васильевым, создателем “Чапаева”. Васильев осведомился чем занимаются молодые люди, и, узнав, что они пишут сценарий по рассказу Хемингуэя, был поражен: “Теперь такое можно?”
The Black Stallion. A film by Carrrol Ballard. 1979. Blu–Ray. («Чёрный скакун». Режиссёр – Кэррол Бэллард).
Кэррол Баллард учился в киношколе UCLA. Окончив ее, снял несколько документальных фильмов про животных, и, вероятно, так и не пробился бы в игровое кино, если бы однажды среди ночи не раздался телефонный звонок. Звонил – откуда-то из Европы – его однокурсник Фрэнсисис Форд Коппола, к тому времени уже знаменитый и увенчанный всеми мыслимыми наградами режиссёр. Коппола предложил Бэлларду снять на его сан-францисской студии Zoetrope фильм по книге популярного детского писателя Уолтера Фарли “Чёрный скакун”. Надо думать, Коппола вспомнил о своём однокурснике потому, что тот умел работать с животными. А книга Фарли была о дружбе мальчика и чёрного коня – мальчик спас его во время кораблекрушения у берегов Северной Африки и, благодаря скакуну, спасся сам.
Книга «Чёрный скакун» вышла в 1941 году, имела большой успех, и плодовитый автор написал ещё два десятка книг, продолжающих «Чёрного скакуна».
Пригласив Бэлларда, Коппола сделал правильный выбор. Бэллард снял красивый фильм, в меру занимательный, в меру сентиментальный и, главное, как и подобает детскому фильму (и детской книжке), с внятным положительным «меседжем», фильм, который интересно смотреть не только старшим школьникам (как говорили в Союзе, не знаю, говорят ли сейчас), но и взрослым.
Снятый меньше, чем за три миллиона долларов, за первый год только в Америке фильм заработал без малого 38 миллионов.
***
Фильм превосходно отреставрирован. Среди дополнительных материалов вы найдёте пять короткометражек, снятых Бэллардом до «Черного скакуна».
Sullivan’s Travels. A film by Preston Sturges. 1941. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Путешествия Сулливана». Режиссёр – Престон Стёржес)
Сравнительно недавно, в обзоре №224 (https://kstati.net/obzor-dvd-vypusk-224/) я писал про Престона Стёржеса, рассказывая о его фильме «Приключения в Палм-Бич». Через несколько месяцев после этого фирма Criterion Collection выпустила ещё один фильм замечательного мастера.
Герой фильма, преуспевающий кинорежиссёр Джон Сулливан, хочет сделать социальную картину, рассказывающую о проблемах и страданиях “простых людей”. Студийные боссы не в большом восторге от его идеи, хотя и не отказывают Суливану. Но, справшивают они режиссёра, что он-то знает о нищите, лишениях и страданиях? Вот они, продюсер и директор студии, начинали с низов. А он всю жизнь прожил в достатке и комфорте, учился в частной школе, потом в университете. Стал знаменитым и богатым кинорежиссёром.
Сулливан соглашается – он не знает, как живут обыкновенные люди. Но он узнает: он решил совершить экспедицию в народ, он выйдет из дома в лохмотьях с десятью центами а кармане и отправится в путешествие по стране.
Студийные боссы не могут с ним спорить, но решают послать вслед за ним группу сопровождения: специальный автобус, в котором едут журналисты, повар, доктор, фотограф…
Что из всего этого получилось, я не стану рассказывать, чтобы не лишать читателей удовольствия неожиданности. Хотя, могу свидетельствовать, этот фильм остаётся интересным и для тех, кто смотрит его во второй, в третий, в четвёртый раз.
Михаил ЛЕМХИН