Обзор DVD Выпуск 225
La Cienaga. A film by Lucrecia Martel. 2001. The Criterion Collection. Blu-Ray. (“Болото”. Режиссёр – Лукреция Мартел). На испанском языке с английскими субтитрами. “Болото”, первый полнометражный фильм Лукреции Мартел, дебютировал на Берлинском фестивале и в одночасье превратил молодого режиссёра в одного из лидеров аргентинского кино. Загородный домик “Мандрагора”, в котором вполне обеспеченное, вероятно, семейство спасается […]
La Cienaga. A film by Lucrecia Martel. 2001. The Criterion Collection. Blu-Ray. (“Болото”. Режиссёр – Лукреция Мартел). На испанском языке с английскими субтитрами.
“Болото”, первый полнометражный фильм Лукреции Мартел, дебютировал на Берлинском фестивале и в одночасье превратил молодого режиссёра в одного из лидеров аргентинского кино.
Загородный домик “Мандрагора”, в котором вполне обеспеченное, вероятно, семейство спасается от городской жары. Население “Мандрагоры” – вечно пьяные рыхлые и вялые Меша и Грегорио, им за пятьдесят, служанка-индианка, которую Меша обвиняет (тоже вяло) в неблагодарности и воровстве, несколько подростков, двоюродная сестра Меши Тали и её муж Рафаэл.
Лукреции Мартел с самого первого кадра удаётся погрузить нас в атмосферу этой бессмысленной жизни, которая, несмотря на свою аморфность, рождает в сознании зрителя беспокойство – что-то должно произойти.
***
По опросу кинокритиков США этот фильм был назван наиболее значительным латиноамериканским фильмом десятилетия.
***
Фильм хорошо отреставрирован, хотя надо сказать, что в тенях изображение нередко кажется недосвеченным. Наверное, это не проблема трансформации, а проблема самого исходного материала (качество плёнки и её обработки, дефицит осветительной аппаратуры, квалификация осветителей – то есть недостаточность бюджета).
Ride the Pink Horse. A film by Robert Montgomery. 1947. The Criterion Collection. Blu-Ray («Покатайся на розовой лошадке». Режиссёр – Роберт Монтгомери).
Роберт Монтгомери (1904-1981) – кино- и театральный актёр и режиссёр, сыгравший в нескольких десятках фильмов, дважды номинированный на «Оскара», завоевавший премию «Эмми» за свою телевизионную программу «Роберт Монтгомери представляет» и премию «Тони» как лучший театральный режиссёр за постановку на Бродвее пьесы «Часы отчаяния».
Во время Второй мировой войны поступил на службу в Военно-морской флот США. Участвовал в военных морских операциях в Европе и вырос до ранга капитан-лейтенанта.
В фильме «Покатайся на розовой лошадке» (в России чаще всего переводят это название как «Розовая лошадь»), поставленном по одноимённому роману Дороти Хьюз, из которого сценаристы Бен Хект и Чарльз Ледерер взяли (как пишут историки кино, я сам этого романа не читал) только общую ситуацию, вернувшийся с войны солдат приезжает в городишко Сан-Паоло в штате Нью-Мексико. Цель его поездки – вытрясти из местного мафиозного дельца по имени Хьюго 30 тысяч долларов при помощи шантажа и отомстить за своего приятеля по просвищу Шорти, убитого этим мафиози.
Надо сказать, что самое интересное в этом фильме – атмосфера, тревожная атмосфера фильма-нуар. Что же касается достоверности – хотя бы того уровня достоверности, который необходим для сопереживания герою, – то здесь большие проблемы. Начать с того, что не очень понятно, при чём здесь убитый приятель. Шантаж жулика – одно, а месть за приятеля – совсем другое. Нельзя же сказать, что местью за приятеля герой – его зовут Геген – считает получение с Хьюго 30 тысяч?
Геген действует настолько безрассудно, что только случайность спасает его от смерти.
Во всех его перипетиях ему помогает мексиканская девочка Пила. Почему она старается помочь – оставлено без объяснений, даже без намёка на объяснения.
При всей его репутации «пропущенного сокровища лучших дней «фильма-нуар» (так характеризует этот фильм аннотация), «Розовая лошадь» не идёт ни в какое сравнение с шедеврами жанра «нуар», такими, например, как «Мальтийский сокол» (1941) Джона Хьюстона или «Печать зла» (1958) Орсона Уэллса.
***
Главную роль мстителя-шантажиста играет сам Роберт Монтгомери.
***
За исполнение роли мексиканца Панчо – честного и душевного оборванца, ставшего приятелем Гегена – актёр Томас Гомес был номинирован на «Оскара». Он стал первым американцем мексиканского происхождения, удостоенным номинации на главную кинопремию Америки.
***
Фильм отлично отреставрирован.
It Happened One Night. A film by Frank Capra. 1934. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Это случилось однажды ночью» – режиссёр Фрэнк Капра).
Картина «Это случилось однажды ночью» – общепризнанная классика. Уже в 1935 году, после вручения «Оскаров», она обрела особый статус, который сохраняет и сегодня. Создатели картины увезли тогда домой пять статуэток, победив в самых важных категориях: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая актриса, лучший актёр и лучший сценарий. В течение последующих сорока лет оскаровской истории ни одному фильму это не удавалось. И только в 1975 году у ленты Фрэнка Капры появилась компания – пять важнейших «Оскаров» досталось тогда картине Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». В 1991 году третьим фильмом с теми же пятью «Оскарами» стала лента «Молчание ягнят» Джонатана Демми.
Элли, дочка миллионера Александра Эндрюса, задумала выйти замуж за плейбоя Кинга Уэстли. Отец не одобряет её выбор, она убегает и по дороге в Нью-Йорк встречает репортёра Питера Уорна. Естественно, серия приключений сначала настраивает их друг против друга, потом они друг в друга влюбляются, но опять расстаются: она решает, что Питера привлекают деньги её отца, он – что Элли избалованная легкомысленная девица, которая вообще никаких чувств испытывать не может. Нужно ли говорить, что всё кончается благополучно, к удовольствию героев фильма и зрителей.
Это типичный голливудский фильм, я бы сказал квинтэссенциальный голливудский фильм. Фильм, который ни секунды не пытается убедить вас, что так всё было на самом деле, он честно предлагает вам свои условия: поверить в эту историю всего на полтора часа. Но в течение этих полутора часов вы получите удовольствие, которое будет увенчано моралью: несмотря на все глупости, которые мы совершаем, если мы будем следовать голосу нашего сердца, то жизнь будет к нам справедлива.
Роль репортёра Питера Уорена Капра предложил Роберту Монтгомери (см. заметку о фильме «Покатайся на розовой лошадке»). Монтгомери отказался – ему не понравился сценарий. Роль Элли последовательно предлагалась тогдашним голливудским звёздам: Мирне Лой, Констанции Беннетт, Маргарет Саллаван и Мириам Хопкинс. Все они отказались.
В конце концов, на главные роли были утверждены Кларк Гэйбл и Клодетт Кольбер. «Оскары», которых они получили за свои роли в этом фильме, оказались единственными в их карьере. Невероятно, но факт – Кларк Гэйбл не получил «Оскара» даже за «Унесённых ветром», был номинирован, но не получил (а получил тогда Роберт Донат за роль, сыгранную им в фильме «До свидания, мистер Чипс» – кто сегодня помнит этот фильм?)
Роберт Монтгомери, отказавшийся от роли, так никогда «Оскара» и не получил.
***
Фильм превосходно отреставрирован. На диске много интересных дополнительных материалов.
Downton Abbey. Season 5. Written and created by Julian Fellowes. 2014. PBS. Blu-Ray. («Аббатство Даунтон» 5 сезон. Автор сценария и руководитель проекта Джулиан Феллоуз).
Посмотрев первую серию 5-го сезона, я написал, что «похоже, руководитель проекта Джулиан Феллоуз не утратил формы». Но динамичное начало сезона оказалось обманчивым. Я не думаю, что сериал потерял в этом сезоне зрителей – те, кто начал смотреть «Аббатство Даунтон» пять лет назад, наверняка отсмотрели и все девять серий этого сезона. Но я не уверен, что новый зритель, посмотрев какую-нибудь пару серий, записался в поклонники сериала. Великолепные актёры по-прежнему прекрасно играют и по-прежнему замечательно работают в ансамбле, бытовые реалии на экране по-прежнему весьма познавательны (во всяком случае, для не британского зрителя), но вот с драматургией начинают возникать проблемы. Бесконечно долго тянется история Бэйтса; уже заглохшая было, она опять начинается чуть ли не сначала.
Учительница Сара Бантинг – романтический интерес Тома – дважды оказывается за столом в компании Грэнтамов и дважды по одной и той же схеме демонстрирует свою невоспитанность и хамство (причём нам предлагают воспринимать это как независимость взглядов).
В сериале появляются евреи и русские, и тут уже не миновать развесистой клюквы. К примеру, русские аристократы такие страшные антисемиты, что не могут находиться с евреем – совершенно незнакомым им молодым английским евреем, сыном лорда Синдербай – в одной комнате.
Видимо, запас сюжетной фантазии исчерпан. Есть слух, что 6-й сезон, который уже находится в работе, станет для «Аббатства Даунтон» последним.
Михаил ЛЕМХИН