Обзор DVD выпуск 219
Who Shall Live And Who Shall Die? A film by Lourence Jarvik. 1982. DVD. Kino International. (“Кому жить, а кому умирать”. Режиссёр Лоуренс Джарвик). Как быстро забывается история! Фильм “Кому жить, а кому умирать” был сделан в 1982-м, всего через 43 года после окончания войны, а история к этому времени уже почти превратилась в мифологию. […]
Who Shall Live And Who Shall Die? A film by Lourence Jarvik. 1982. DVD. Kino International. (“Кому жить, а кому умирать”. Режиссёр Лоуренс Джарвик).
Как быстро забывается история! Фильм “Кому жить, а кому умирать” был сделан в 1982-м, всего через 43 года после окончания войны, а история к этому времени уже почти превратилась в мифологию. Ненужные факты были вычеркнуты и забыты. А факты, говорит нам этот фильм, таковы, что многих из погибших шести миллионов евреев можно было спасти. Об этом нам сообщают документы, рассказывают историки, свидетельствуют те, кто во время войны стучался во все двери, кто организовывал демонстрации и пикеты, кто сочинял петиции в надежде привлечь внимание Рузвельта и прочих политиканов. Цивилизованные страны – Англия и особенно Америка – многое могли сделать. Не сделали. Никто не вмешался.
Авторы фильма не снимают вину и с американских сионистских организаций, которые, будучи озабочены своим проектами и планами, боялись конфликтовать с сильными мира сего.
Изменила ли эта картина что-нибудь в сознании публики? Разумеется, нет. Сегодня, через тридцать лет после появления этого фильма, мифы прочно заняли место фактов. А свидетелей почти не осталось на свете.
***
Как быстро забывается история! Никто не вмешался, когда красные кхмеры (в большинстве с французским университетским образованием) перебили половину населения Камбоджи, то ли полтора, то ли два миллиона человек. Вы скажете – это были семидесятые, самый разгар холодной войны (перешедшей в горячую во Вьетнаме). Хорошо. Но двадцать лет спустя, в 1994 году, в Руанде всего за сто дней энтузиасты при помощи примитивного топорика-мачете зарубили миллион человек. Никакой холодной войны уже не было. Единственная сверхдержава в мире – США. Вмешался Клинтон? Вмешалась Америка?
Никто не вмешался.
***
На этом же диске вы найдёте короткометражную ленту “Дороги смерти” (Death Mills), смонтированную Билли Уальдером в 1946 году для американского Министерства обороны. Эта двадцатиминутная лента была сделана для того, чтобы демонстрировать её немецкому гражданскому населению: смотрите, чем занимались ваши отцы, мужья и братья.
Из неё я узнал, что через пять дней после освобождения Бухенвальда американское военное командование собрало жителей соседствующего с лагерем города Веймара, жителей, которые, ну, разумеется, ничего не знали, не слышали, не видели и ни о чём не догадывались.
Всё началось, как обычная загородная прогулка, комментирует дикторский голос. На дворе апрель, погода прекрасная, почему бы не прогуляться! Но жителям этого легендарного интеллектуального центра Германии недолго пришлось наслаждаться свежим весенним воздухом. Маршрут, по которому они вынуждены были идти, проходил мимо рвов, наполненных трупами, мимо бараков, в которых умиравшие соседствовали с уже умершими, мимо газовых камер и крематория.
Жаль, что всё взрослое население Германии не обязали пройти по этому маршруту.
The Roosevelts. A film by Ken Burns. 2014. PBS. Blu-Ray («Рузвельты». Режиссёр Кен Бёрнс). 7 дисков.
Популярный американский документалист Кен Бёрнс ведёт свой рассказ ровно, без суеты, не пытаясь заинтересовать зрителя какими-то эффектными поворотами сюжета. Это и понятно – если этот зритель готов смотреть 14-часовой фильм, посвящённый американской истории, его не надо дополнительно завлекать какими-то трюками.
Новый фильм Кена Бёрнса посвящён Рузвельтам, сыгравшим весьма значительную роль в американской истории: 26-му президенту США Теодору Рузвельту, 32-му президенту Франклину Делано Рузвельту и племяннице Теодора Рузвельта, ставшей женой Франклина – Элеоноре Рузвельт.
Первым Рузвельтом в Америке был голландец Клаус ван Розевелт, англизировавший свою фамилию. От сына Клауса ван Розевелт Николаса Рузвельта пошли две ветви рузвельтовского семейства – одна от Иоханнеса, старшего сына Николаса (к этой ветви принадлежат Теодор Рузвельт и его племянница Элеонора), вторая – от младшего сына Иакова, правнук которого стал 32-м американским президентом Франклином Делано Рузвельтом.
Бёрнс начинает свой рассказ рождением Теодора в 1858 году и заканчивает в 1962 году смертью Элеоноры Рузвельт. По существу, фильм Бёрнса состоит из трёх кинопортретов, которые иногда накладываются один на другой, но по большей части поданы раздельно.
Речь идёт и о характерах героев, и об их деятельности, и об их личной жизни.
Все трое обладали незаурядным характером. Теодор Рузвельт (1858-1919) был слабым болезненным ребёнком, страдавшим астмой, однако целеустремлённость и упорство позволили ему жить полноценной жизнью, сделать политическую карьеру, в 42 года стать самым молодым американским президентом, построить Панамский канал, написать 18 книг, организовать и принять участие в нескольких научных экспедициях, получить Нобелевскую премию за дипломатические усилия по прекращению русско-японской войны.
Элеонора Рузвельт (1884-1962) рано осталась без родителей. Её мать умерла от дифтерии, когда Элеоноре было восемь лет. Два года спустя умер её отец (брат Теодора Рузвельта), большую часть жизни страдавший от алкоголизма. Не всё было гладко и в семейной жизни Элеоноры и Франклина Рузвельтов. Кен Бёрнс рассказывает о том, как тяжело Элеонора переживала роман Франклина с её секретаршей Люси Мерсер. Были у Франклина Рузвельта и другие романы (с Маргарет Лехэнд, как утверждает сын Франклина Элиот, и со шведской принцессой Мартой, как утверждает другой сын – Джеймс). Это не помешало Элеоноре быть активной участницей всех избирательных компаний Франклина Рузвельта, пропагандировать его реформы. Она была ярким публицистом, борцом за права человека, участвовала в создании ООН, под её руководством была разработана и принята Всеобщая декларация прав человека.
Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) в результате перенесённого в 38 лет полиомиелита был вынужден передвигаться только с посторонней помощью либо в инвалидном кресле, однако это не остановило его политическую карьеру. В 1933 году он был избран президентом США. Рузвельт – единственный американский президент, который избирался на этот пост больше двух раз: он был избран президентом четыре раза.
Реформы, которые удалось провести Рузвельту за время его президентства, радикально изменили страну: он реформировал банковскую систему, промышленность и сельское хозяйство, трудовое законодательство и социальное обеспечение.
Реформы изменили страну. И сегодня можно сказать, что эти реформы стали фундаментом и послевоенного процветания Америки, и множества проблем (уже чисто социалистических), связанных с ростом государственной бюрократии.
Это отметил уже в 1934 году, то есть в самом начале рузвельтовского президентства, Герберт Уэллс, который в разговоре со Сталиным (23 июля 1934 года) сказал:
“Рушится старый финансовый мир, перестраивается по-новому экономическая жизнь страны. Ленин в свое время сказал, что надо «учиться торговать», учиться этому у капиталистов. Ныне капиталисты должны учиться у вас, постигнуть дух социализма. Мне кажется, что в Соединенных Штатах речь идет о глубокой реорганизации, о создании планового, то есть социалистического хозяйства. Вы и Рузвельт отправляетесь от двух разных исходных точек. Но не имеется ли идейной связи, идейного родства между Вашингтоном и Москвой? Мне, например, бросилось в глаза в Вашингтоне то же, что происходит здесь: расширение управленческого аппарата, создание ряда новых государственных регулирующих органов, организация всеобъемлющей общественной службы. Так же, как и в вашей стране, им не хватает умения руководить”.
Герои Кена Бёрнса – яркие люди и, рассказывая о них, режиссёр старается быть объективным, но нельзя не отметить, что некоторые малосимпатичные факты жизни своих героев он сознательно сглаживает либо обходит стороной.
По-моему, при любом отношении к Франклину Рузвельту нельзя не отметить его абсолютное безразличие к судьбе европейского еврейства. Широко известна история океанского лайнера “Сент-Луис”, на борту которого находились 915 беженцев из Германии. Он не был принят ни Кубой (где беженцы рассчитывали дождаться американских виз), ни Америкой и вынужден был вернуться назад, в Европу. Историки полагают, что, по меньшей мере, четверть пассажиров “Сент-Луиса” погибла в немецких концентрационных лагерях.
Невозможно сказать: Рузвельт не знал о том, что происходит с евреями Европы. Несомненно, кроме того, что можно было прочесть в газетах, американский президент получал информацию и по дипломатическим каналам. Достоверно известно, что в июле 1943 года Рузвельт выслушал рассказ курьера польского правительства в изгнании Яна Карского (1914-2000), который, переодевшись немецким солдатом, дважды тайно посетил Варшавское гетто, а также лагерь уничтожения Белжец (в котором погибло 600 000 евреев). Но, выслушав этот рассказ, не ударил пальцем о палец. В октябре 1943 года Рузвельт даже не пожелал встретиться с группой американских раввинов, призывавших помочь европейским евреям.
Я не хочу сказать, что у Рузвельта были какие-то антиеврейские чувства, я даже могу предположить, что рассказы о происходящем в Европе не были ему совершенно безразличны. Но, вероятно, как профессиональный политик, он не желал растрачивать политический капитал, убеждая конгресс или подписывая президентский декрет, который сделал бы задачу спасения европейских евреев частью американской политики.
Мне кажется, что, рисуя портрет Франклина Рузвельта, обойти эту тему невозможно.
В целом «Рузвельты» – интересный и познавательный фильм, но я бы не назвал автора этого фильма беспристрастным историографом.
Михаил ЛЕМХИН