Обзор DVD выпуск 216
The Essential Jacques Demy. Box Set. 13 discs. The Criterion Collection. Dual-Format Edition. DVD + Blu-Ray. («Основной Жак Деми»). На французском языке с английскими субтитрами. В комплект вошли шесть фильмов Жака Деми: “Лола” (Lola, 1961) “Залив ангелов” (Bay of Angels, 1963) “Шербурские зонтики” (The Umbrellas of Cherbourg, 1964) “Девушки из Рошфора” (The Young Girls of […]
The Essential Jacques Demy. Box Set. 13 discs. The Criterion Collection. Dual-Format Edition. DVD + Blu-Ray. («Основной Жак Деми»). На французском языке с английскими субтитрами.
В комплект вошли шесть фильмов Жака Деми:
“Лола” (Lola, 1961)
“Залив ангелов” (Bay of Angels, 1963)
“Шербурские зонтики” (The Umbrellas of Cherbourg, 1964)
“Девушки из Рошфора” (The Young Girls of Rochefort, 1967)
“Ослиная шкура” (Donkey Skin, 1970)
“Комната в городе” (Une Chambre en Ville, 1982).
Кроме того, среди множества дополнительных материалов вы найдёте здесь полнометражный документальный фильм “Мир Жака Деми”, снятый Агнес Варда (женой Деми) в 1995 году.
***
Жака Деми (1931-1990) традиционно называют режиссёром французской «новой волны». Хотя с «новой волной» он связан, главным образом, календарно. Первым фильмом «новой волны» обычно считают «Красавчика Сержа» Клода Шаброля, который вышел в 1958 году. В 1959 появились «400 ударов» Трюффо, в 1960 – «На последнем дыхании» Годара. Первый фильм Жака Деми «Лола» вышел в 1961-м году.
Шаброль родился в 1930-м, Трюффо в 1932-м, Годар в 1930-м, Деми в 1931-м. Говоря серьёзно, единственное, что объединяло Деми, например, с Годаром это принадлежность к тому же поколению. В отличие от режиссёров «новой волны», Жак Деми ориентировался в своём творчестве на мелодраму, на сказку (впрочем, сказку без морализаторства, которым полны фильмы Годара), на оперный драматизм. «Новая волна» претендовала на почти документализм. У Деми всё ровно наоборот – даже когда он снимает на совершенно реальной улице, эта улица выглядит условностью, декорацией.
Диккенсовские удивительные встречи и разлуки, сказочные совпадения, роковая любовь и музыка, играющая существенную роль уже в «Лоле» и вышедшая на передний план в качестве полноправного участника истории в «Шербурских зонтиках», в «Девушках из Рошфора» и, конечно, в «Комнате в городе» – всё это не имеет ничего общего с эстетикой «новой волны».
***
Жак Деми с самого начала стремился рассказывать универсальные истории, истории, которые будут близки и понятны многим.
Пятьдесят лет прошло со дня выхода самого значительного фильма Жака Деми «Шербурские зонтики», но грустная история юноши и девушки, которые любят друг друга и которых разлучает война, и сегодня заставляет людей в разных странах, сопереживать ей. Девушка беременна, письма от юноши приходят всё реже и реже, и, не дождавшись его, девушка выходит замуж. Годы спустя они случайно встречаются: она останавливается у бензоколонки, чтобы заправить машину, бензоколонка принадлежит её бывшему возлюбленному. С ней вместе в её машине уже большая дочка. Он женат, у него маленький ребёнок. Они смотрят друг на друга – любовь прошла, но жизнь продолжается.
Деми удаётся извлечь квинтэссенцию этой истории. Сегодняшний зритель иначе одет, у заправки останавливаются совершенно другие машины, кто-то, очень возможно, даже не слышал о войне в Алжире, но всё это абсолютно не важно, потому что эта история – про нас и про людей, которых мы знаем и понимаем.
На мой вкус, из шести фильмов, предложенных нам Criterion Collection, по меньшей мере три выдержали испытание временем: «Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора» и «Комната в городе» (несомненно, недооцененная работа Деми). «Лола» и «Залив ангелов» – сегодня фильмы для людей, у которых специальный интерес. Что касается «Ослиной шкуры», это довольно элементарный иллюстративный фильм, ничего, по-моему, не прибавляющий к сказке Шарля Перро, кроме одной странной вещи. У Перро король хочет жениться на своей воспитаннице, при этом воспитанница вовсе не желает выходить замуж за старого короля. В фильме король хочет жениться на дочке, дочка же, со своей стороны, любит отца и в общем-то готова стать его женой. То, что отцы не женятся на дочках, объясняет ей тётя-волшебница.
Интрижка, хоть и мимолётная, отца с дочерью возникает и в предпоследнем фильме Деми «Три билета на 26-е», в котором знаменитый артист (Ив Монтан) приезжает в город своей юности Марсель и проводит ночь со своей дочкой (ни он, ни она не знают, что они отец и дочь).
Просто какая-то навязчивая идея.
***
В фильмах Деми снимались замечательные артисты: в «Лоле» Анук Эме, в «Заливе ангелов» Жанна Моро, в «Шербурских зонтиках» Катрин Денёв, в «Девушках из Рошфора» Даниэль Дарье, Катрин Денёв, Мишель Пиколи и Джин Келли, в «Ослиной шкуре» Катрин Денёв и Жан Марэ, в «Комнате в городе» Даниэль Дарье, Доминик Санда и Мишель Пиколи.
***
В пяти фильмах звучит музыка Мишеля Леграна, в фильме «Комната в городе» – музыка Мишеля Коломбера.
Love in the City. A film by Carlo Lizzani, Michelangelo Antonioni, Dino Risi, Federico Fellini, Francesco Maselli, Cesare Zavattini, Alberto Lattuada. 1953. Raro Video. Blu-Ray. ( “Любовь в городе” – режиссёры Карло Лиззани, Микеланджело Антониони, Дино Ризи, Федерико Феллини, Франческо Маселли, Чезаре Дзаваттини, Альберто Латуда). На итальянском языке с английскими субтитрами.
Картину «Любовь в городе», снятую по инициативе Чезаре Дзаваттини (прозаика, сценариста, режиссёра и продюсера), часто называют киножурналистикой. Картина состоит из шести новелл, снятых разными режиссёрами по сценариям, написанным Дзаваттини вместе с Туттио Пинелли (прозаиком, работавшем с Феллини над сценариями «Мошенничества», «Дороги», «Сладкой жизни» и «Восьми с половиной»).
«Любовь за деньги», режиссёр Карло Лиззани – интервью с несколькими римскими проститутками.
«Попытка самоубийства», режиссёр Микеланджело Антониони – люди, пытавшиеся покончить с собой, но спасённые, рассказывают свои истории.
«Рай на три часа», режиссёр Дино Ризи – в выходной день служанки собираются на танцплощадке.
«Брачное агентство», режиссёр Федерико Феллини – молодой журналист, планируя написать статью о брачном агентстве, выдаёт себя за приятеля богатого человека, который в каждое полнолунье превращается в волка. Скромная девушка, не имеющая средств к существованию, готова выйти замуж за оборотня.
«История Катерины», режиссёры Франческо Мазелли и Чезаре Дзаваттини – мать-одиночка, приехавшая в Рим из Сицилии, ночью оставляет в парке своего маленького ребёнка, которого ей не на что кормить. Наутро, в ужасе от того, что она сделала, Катерина отправляется в монастырь, куда, как она узнала из газеты, отвезли её сына.
«Итальянцы поворачивают головы», режиссёр Альберто Латтуда – мужчины провожают взглядом привлекательных женщин на улицах Рима.
Сюжеты «Брачного агентства» и «Истории Катерины» разыграны самими реальными героями этих историй. Остальные новеллы сняты документально.
Фильм не имел коммерческого успеха, но вызвал большой критический резонанс. Речь шла, с одной стороны, о достоверности того, что люди говорят перед камерой (новелла «Попытка самоубийства»), с другой стороны – о границе между реализмом и вуайеризмом, то есть, попросту говоря, можно ли подсматривание назвать реализмом.
Sex in the Wild. A film by Roeland Doust. 2014. PBS. DVD. 2014. PBS. DVD. («Секс в дикой природе». Режиссёр Роланд Доуст). 2 диска.
Тема этого четырёхчасового фильма – секс в животном мире.
Авторы фильма вместе с зоологами Джеем Рейнденбергом и Марком Эвансом отправляются в Африку, Австралию, Новую Зеландию и на остров Борнео, чтобы рассказать о сексуальном поведении слонов, дельфинов, кенгуру и орангутангов.
Михаил ЛЕМХИН