Обзор DVD выпуск 212
Il Sorpasso. A film by Dino Risi. 1962. The Criterion Collection. Dual-Format Edition. DVD + Blu-Ray. («Обгон». Режиссёр Дино Ризи). Жан-Луи Трентиньян и Витторио Гассман до того непохожие актёры, что трудно вообразить их играющими в паре. Но именно это происходит в картине «Обгон». Более того, абсолютная и столь очевидная разность их характеров и темпераментов в […]
Il Sorpasso. A film by Dino Risi. 1962. The Criterion Collection. Dual-Format Edition. DVD + Blu-Ray. («Обгон». Режиссёр Дино Ризи).
Жан-Луи Трентиньян и Витторио Гассман до того непохожие актёры, что трудно вообразить их играющими в паре. Но именно это происходит в картине «Обгон». Более того, абсолютная и столь очевидная разность их характеров и темпераментов в немалой степени определяет успех этого фильма.
Интроверт Роберто (Трентиньян) и экстраверт Бруно (Гассман) живут в разных мирах, почти не пересекающихся друг с другом. И свести их вместе мог только случай. Случайно Бруно остановил свою машину рядом с домом, в котором живёт Роберто. Случайно было открыто окно. И Бруно попросил у незнакомого человека разрешения зайти и позвонить по телефону. И вот уже Роберто оказывается в машине Бруно. И они едут куда-то. Встречают кого-то. Бруно со всеми друг-приятель – и с теми, кого он знает, и с теми, кого он видит впервые. И с ним все приятели. Для застенчивого сдержанного Роберто всё это сначала дико, странно, а потом – привлекательно и заманчиво. «Я провёл вчера лучший день моей жизни», – говорит он новому приятелю-ментору. Он думает, что стал теперь другим человеком. Но разве можно стать другим, не собой?
«Обгони эту машину», – говорит Роберто новому приятелю. – И эту, и эту». Он чувствует свободу, он вырвался из рамок повседневных правил. Ветер звенит в ушах. И машина выскакивает на встречную полосу – под гигантский трейлер. Тому, кто живёт в своей стихии, может повезти, а может не повезти. Бруно успевает выскочить из машины.
Но оказавшемуся в чужой стихии Роберто повезти не может.
***
Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.
Riot in Cell Block 11. A film by Don Siegel. 1954. The Criterion Collection. Dual-Format Edition. DVD + Blu-Ray. («Бунт в тюремном блоке № 11». Режиссёр Дон Сигел).
Дон Сигел (1912-1991) родился в Чикаго в еврейской семье, учился в Англии в Колледже Иисуса Кембриджского университета. Карьеру в кино начал как монтажер (работал, в частности, над монтажом «Касабланки»). Как режиссёр дебютировал короткометражками «Ночная звезда» (Star in the Night, 1945) и «Гитлер живёт?» (Hitler Lives?, 1945) – оба фильма отмечены «Оскарами». После этого успеха Сигел получил возможность ставить полнометражные картины.
«Бунт в тюремном блоке № 11» – шестой полнометражный фильм Дона Сигела.
История его такова. Фильм был задуман продюсером Вальтером Вангером (1894-1968), кстати, родившимся в Сан-Франциско и похороненным в Колме. Настоящая фамилия его была Фицвангер, он происходил из состоятельной еврейской семьи, эмигрировавшей в США в 19-м веке.
Вангер был продюсером множества фильмов, в том числе таких классических лент, как «Дилижанс» Джона Форда, «Иностранный корреспондент» Хичкока, «Скарлет-стрит» и «Тайна за дверью» Фрица Ланга, «Момент безрассудства» Макса Офюльса, «Клеопатра» Джозефа Манкевича.
В декабре 1951 года Вангер двумя выстрелами ранил любовника своей жены, влиятельного агента Дженингса Ланга. Адвокату Вангера удалось убедить присяжных, что его подзащитный находился в состоянии «временного умопомрачения», и продюсер отсидел в тюрьме всего четыре месяца. Но эти четыре месяца произвели на Вангера такое впечатление, что, выйдя на свободу, он решил сделать фильм о жестокости тюремных порядков. Вангер заказал сценарий и подрядил Дона Сигела поставить картину. Снимали фильм не в павильонах, а в настоящей тюрьме «Фолсом», массовка была подобрана из настоящих охранников и настоящих заключенных.
В фильме заключенные одиннадцатого блока захватывают в заложники нескольких охранников и требуют изменений тюремного режима. Речь идёт о жестокости охранников, о перенаселённости тюрьмы, о скверном питании, о том, что психически больные заключенные должны содержаться отдельно. Лидеру восстания Джеймсу Дунну удаётся удержать заключенных от расправы над заложниками и одновременно довести до сведения прессы их требования. Губернатор соглашается с условиями, выдвинутыми заключенными, и даже подписывает с ними некий договор о том, в частности, что участники восстания не будут наказаны. Но вскоре выясняется, что сенат штата не утвердил договора, подписанного губернатором, и Дунну грозит новый срок – 30 лет.
В этой ленте проявилось в полной мере мастерство Сигела, его умение удерживать – драматургией и ненавязчивым монтажом – внимание зрителя на протяжении всей картины.
«Бунт в тюремном блоке № 11», несомненно, относится к лучшим работам Сигела, снявшего, напомню, такие примечательные фильмы, как «Вторжение похитителей тел» (Invasion of Body Snatchers, 1956), «Убийцы» (The Killers, 1964), “Грязный Гарри” (Dirty Harry, 1971).
***
Клинт Иствуд неоднократно называл Дона Сигела своим учителем в режиссуре. Дону Сигелу и Серджио Леоне (итальянскому режиссёру, в картинах которого Иствуд тоже снимался) посвящён фильм Иствуда “Непрощённый” (Unforgiven, 1992).
***
Ассистентом Дона Сигела на фильме “Бунт в тюремном блоке № 11” был Сэм Пикенпа, впоследствии ставший знаменитым режиссёром, которого нередко называют “одним из наиболее значимых новаторов кинематографа 20 века”, предшественником таких режиссёров, как Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино. На мой вгляд, Пикенпа гораздо более значительная фигура, чем Скорсезе и Тарантино, и я бы назвал Скорсезе и Тарантино его подражателями.
Endeavour. 2014. Blu-Ray. PBS. («Стремление»). 2 диска.
Четыре новых полуторачасовых эпизода популярного сериала об инспекторе Морсе, детективе Оксфордской полиции. Сериал основан на романах английского писателя Колина Декстера.
С 1987 по 2001 гг. в эфир вышло 12 сезонов «Инспектора Морса» (33 эпизода).
С 2012 года появляются сериалы-приквелы о молодом инспекторе Морсе.
Я как-то писал, что, если бы в Оксфорде случалось столько убийств, сколько их произошло в фильмах о Морсе, то в университете некому было бы не только учиться, но и преподавать. Видимо, создатели сериала тоже задумались об этом. В четырёх новых эпизодах речь идёт не о студентах и профессорах, а о городской элите, городском истеблишменте. И, наверное, именно поэтому в фильмах появляются тени прошлого, семейные предания, привидения, живущие в старинном замке, а нынче дорогом пансионе для девочек. Кажется, что сценаристы начитались Конан-Дойля. Во всяком случае, «Собаку Баскервилей» они точно штудировали.
Последний, четвёртый фильм этого сезона вообще похож на американские гангстерские картины. Английские полицейские – что уже совершенно необычно – берут в руки оружие.
Like Someone in Love. A film by Abbas Kiarostami. 2012. The Criterion Collection. Dual-Format Edition. DVD + Blu-Ray. («Словно кто-то влюблённый». Режиссёр Аббас Киаростами).
Последняя по времени работа замечательного иранского режиссёра, снятая им в Японии. Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале 2012 года, где картину только что не освистали. Публика была в недоумении.
Картина странная. Это рассказ о почти отеческом чувстве, вспыхнувшем у пожилого профессора к проститутке. Вероятно, за этим сюжетом предполагается какой-то второй смысл. Я лично его не увидел. Однако я смотрел этот фильм не только с любопытством, но и с интересом. И дело не в прошлых заслугах автора. Речь не о пиетете. Киаростами умеет создать атмосферу и погрузить в неё зрителя. Это настоящее кино.
***
Фильм превосходно трансформирован.
На диске вы также найдёте соракапятиминутную ленту, рассказыващую о работе Киаростами над этой картиной.
Михаил ЛЕМХИН